Напоминание

Личность педагога в современной школе, обучение и воспитание успехом на уроках гуманитарного цикла


Автор: Полищук Диана Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №349
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Личность педагога в современной школе, обучение и воспитание успехом на уроках гуманитарного цикла
Дата публикации: 18.10.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Личность педагога в современной школе,

обучение и воспитание успехом на уроках гуманитарного цикла.

,

,

Все что перестает удаваться

перестает и

.

привлекать

.

Ф Ларошфуко

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это

профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные

качества.

Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут

от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.

Когда мы говорим о личности педагога в современной школе, мы подразумеваем его

способность определить, какую личность он будет формировать: исполнительную,

творческую, покорную, принципиальную, компетентную и т. д. Степень развитости

личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить

способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может

скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны его характера

и указать на слабые (а также указать методы борьбы с ними)

Cовременный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его

преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том,

что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями.

Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую

личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог

успеха в его изучении. Одним из приемов положительной мотивации в обучении и

воспитании является ситуация успеха.

Главная цель, решаемая нами - создавать на уроке ситуацию успеха для каждого

ребенка. Успех в учении - это залог успеха в жизни, это реализованная цель, это

воспитание успешной личности.

Один из американских ученых, психолог, педагог Глассер убежден, если ребенку

удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Успех позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,

избирательность в способах работы, предоставляет возможность для естественного

самовыражения ученика.

Успех порождает чувство удовлетворённости деятельностью и желание её

повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребёнка.

Успех закрепляет социальные отношения, а, значит, содействует социализации личности.

Ситуация успеха – это субъективное проживание человеком своих личностных

достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития.

Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд,

является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной

учителем.

Например:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!”

- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.

Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь,

станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок

разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не

смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и

навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась

сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не

только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

- Как вы понимаете основную мысль текста?

- Как она нам поможет на уроке?

Поощрение, похвала всегда приятны для любого человека. Похвала – инструмент,

которым надо уметь грамотно пользоваться для того, чтобы он приносил позитивные

плоды.

Зачем нужна похвала? – Отметить успех ребенка.

Похвала позволяет ребенку:

Чувствовать уверенность в собственных силах: «У меня получается», «Я могу это

делать».

Достичь понимания того, что он соответствует ожиданиям окружающих: «раз хвалят

хоть за что-то, значит я им нужен таким, какой я есть».

Быстрее осваивать необходимые навыки, ведь, когда хвалят, хочется летать и

достигать большего.

Чтобы учебный, воспитательный процессы были успешными , от учителя требуются

изменения в функции и строении знаний, в способах организации процесса их усвоения на

уроке.

Процесс усвоения не должен носить рутинный характер заучивания, репродукции и

организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как

продуктивной творческий процесс.

В настоящее время решительно выдвигается на первый план социальная природа

всякого учения и развития личности. Мы должны выращивать индивидуальность из

«коллективного субъекта». Не случайно, в настоящее время так много конкурсов на

различные темы, где каждый ребенок может себя показать.

Хорошим стимулом для детей с разными способностями является участие в игре

«Русский медвежонок». Ребятам неважно, какое место они заняли, важно другое: они

получили сертификат участника. Ведь не все могут получить грамоту за победу в других

конкурсах.

В рамках программы «Толерантность» ученики из семей с родным нерусским языком

могут рассказать о культуре своего народа, перевести на русский произведения писателей

и поэтов других государств.

Учитель может сказать «А если его (ученика) не за что похвалить?!» Нет успехов.

Любого ребенка есть за что похвалить, но порой мы этого не видим, или не хотим видеть.

Даже, если ребенок не вполне успешный, то его важно хвалить, и хвалить много. При

этом каждый раз находить, за что похвалить . «Молодец»; «Уже лучше» и

аргументировать, за что хвалим.

Алгоритм педагогического воздействия личностного успеха деятельности ребёнка:

«снятие страха» - Ничего страшного, если не получится, мы тогда…. (попробуем

ещё раз, вернёмся позднее к данному заданию и т. д.);

«авансирование» - У тебя, конечно, получится, ведь ты… (стараешься, у тебя есть

способности, если не будешь лениться и т. д.);

«скрытая инструкция» - Ты же помнишь, что… или Тут главное, чтобы…

«персональная исключительность» - Именно у тебя должно получиться, так как ты

«высокая мотивация» - Нам это нужно… или Для тебя ведь это так важно….

«педагогическое внушение» - Начинай же! или Приступай!

Завершающий шаг:

«высокая оценка детали полученного результата» - Эта часть получилась

отлично… или Особенно хорошо было…

Использование современных технологий также способствует повышению

мотивации и созданию ситуации успеха. Так при изучении биографии писателя ученики

9-2 класса создавали презентации и сами представляли их. Ученики 7-х классов

составляют алгоритмы для заучивания правил, различные таблицы.

После изучения темы «Древнерусская литература. «Поучение Владимира

Мономаха» ученикам было предложено написать поучение другу, однокласснику.

Старались все без исключения. Лучшие работы были оформлены для кабинета

литературы.

Есть, конечно, и позитив, и негатив при использовании данного метода . Наша

задача, как педагогов, чтобы при создании ситуации успеха не возникли негативные

проявления.

Позитивные моменты

приобретение уверенности в своих силах;

стремление достигнуть еще больших результатов

получение ощущения внутреннего благополучия → позитивное отношение к

окружающему миру

Негативные моменты

может привести к завышенной оценке;

необходимо учитывать психический фактор (потребность в расслаблении). Иначе

при дальнейшей деятельности – менее успешная.

общественное признание (если окажется не так оценено окружающими)

если результаты деятельности не имеют большого значения для самого

выполняющего.

Педагог всегда должен учитывать все эти факторы в своей работе.



В раздел образования