Напоминание

Роль воспитателя в создании экологической тропы в современно детском саду


Автор: Шайхутдинова Шемсие Шевкетовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №125»
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Роль воспитателя в создании экологической тропы в современно детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шайхутдинова Шемсие Шевкетовна,

Воспитатель,

ГБДОУ города Севастополя

«Детский сад №125»

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация

В

статье

представлены

научно-методические

основы

создания

экологической тропы в современном детском саду. Показаны методические

требования

к

организации

работы

по

созданию

экологической

тропы.

Рассмотрен опыт работы воспитателя по созданию экологической тропы в

детском саду города Севастополя.

Ключевые слова

Дошкольное

воспитание,

экологические

проблемы,

экологическое

воспитание, экологическая тропа, паспорт экологической тропы, экологическое

наблюдение,

экологическая

культура,

экологический

эксперимент,

окружающая среда, ландшафтный дизайн, прогноз экологических последствий

деятельности человека.

Дошкольное образования сегодня находится на одном из первых мест в

системе образования по количеству трансформаций, связанных с адаптацией к

современным

стремительно меняющимся условиям общественной жизни.

Новые вызовы, глобальные проблемы не обходят стороной «маленький мир»

детского сада. К таким проблемам, исследователи, в первую очередь, относят

экологические [1,237-238]. Остаться в стороне от поиска путей сложных

экологических задач современный воспитатель просто не имеет права, так как в

его руках, в его сердце, дети, как представители будущих поколений.

В детских садах проводится серьёзная исследовательская, поисковая

работа, позволяющая системно и кропотливо развивать в детях экологическую

культуру [2, 128]; [5, 198]. В помощь воспитателю публикуются научные

статьи, учебники и методические пособия, используя которые педагоги создают

условия для проведения экологических экспериментов и наблюдений в

природе, начиная с самого раннего возраста [3, 56];[4, 17-19]; [6, 80]. Большой

интерес

вызывает

такое

направление

в

экологическом

воспитании

дошкольников, как создание «ландшафтного дизайна» [7,128].

В рамках деятельности по экологическому воспитанию дошкольников,

особое внимание педагоги уделяют разработке и созданию экологической

тропы в детском саду. Для того, чтобы работа проводилась планомерно, а не

спонтанно, в первую очередь необходимо создать Паспорт экологической

тропы. В паспорте прописываются цель и основные задачи, направленные на

повышение

научного

уровня

дошкольного

образования,

развитие

экологической

культуры

дошкольников.

Ставятся

задачи,

связанные

с

приобретением знаний о природной среде, этических и правовых нормах,

связанных

с

природопользованием,

с

формированием

мировоззрения,

трудолюбия, представлений о жизни человека в окружающей среде. А главной

задачей является то, что дети, в процессе прохождения ЭТ овладевают

практическими умениями, учатся применять свои знания на практике.

Одной из актуальных задач создания экологической тропы является

задача развития способностей оценивать результаты труда и делать прогнозы,

связанные с экологическими последствиями человеческой деятельности.

Важным проявлением связи обучения с жизнью, является участие самих детей

в реальной деятельности по улучшению состояния природы в конкретной зоне

экологической тропы своего детского сада.

Цели

и

задачи

создания

экологической

тропы

обуславливают

содержание, формы, методы и технологии организации образовательной

деятельности, экологического воспитания дошкольников.

К основным видам деятельности детей во время образовательных

прогулок на нашей тропе относятся экологические игры, эксперименты и

наблюдения. Интересной и благоприятно влияющей на ребёнка, может быть

деятельность «осмысленного созерцания» природы в процессе наблюдения.

Через

все

виды

деятельности

у

ребёнка

развиваются

способности

ориентироваться

в

пространстве,

развивается

мышление,

познавательна

активность, память, формируются речевые навыки. Важнейшим вектором

развития детей становится и оздоровление на свежем воздухе.

Для организации системной работы мы выделили четыре основных

экологических тропы:

Первая - «самая малая тропа». Она находится в здании детского сада. В

первую очередь, это наша группа, где у нас есть разные растения и композиции

из сухих растений, уголок для экспериментов и т.д., а так же сюда входит наш

прекрасный Зимний сад, в котором круглый год много разных растений и

цветов. В саду есть фонтаны. Это очень уютная и привлекательная зона для

детей. Здесь решается множество задач экологической тропы, особенно в то

время, когда возможности для прогулок ограничены. Дети проходят по этой

тропе достаточно часто (когда идут на утреннюю гимнастику или в

музыкальный/спортивный зал). Каждый раз, когда есть время, перед ними

можно поставить какую-либо экологическую задачу.

Вторая, «малая тропа», находится уже за пределами здания детского

сада, она проходит непосредственно по участку, который закреплён за

группой. Здесь у детей много экологической работы, трудовых «будней», когда

они ухаживают за растениями, клумбами и т.д.

Третья, «средняя тропа», проходит по территории всего детского сада.

Это достаточно длинная тропа. Не обязательно проходить её за один раз.

Можно сконцентрировать внимание на прогулке детей на каком-то одном

объекте на данной тропе. Провести беседу, наблюдение, эксперимент,

экологический «десант» и т.п.

Четвёртая

«большая экологическая тропа» проходит через парковую

зону, которая как раз прилегает с территории детского сада. Она безопасна, т.к.

поблизости нет дороги для городского транспорта и мы без особого труда

можем выбираться за территорию детского сада и идти по тропе уже в

парковой зоне.

Таким образом,

нам удалось создать многоуровневую экологическую

тропу, благодаря которой многие задачи экологического воспитания решаются.

Обязательным

условием

создания

экологической

тропы

является

разработка «Правил поведения юного эколога». Воспитателю важно серьёзно

поработать с детьми, чтобы каждый усвоил

правила, которые можно

придумать самостоятельно, обсуждая их в группе, но некоторые

из них,

должны быть, прописаны и выучены обязательно. К ним относятся: «Правило

Приветствия» (обязательно здороваться с Хозяевами тропы); «Правило

Тишины» (не мешать обитателям тропы жить своей привычной жизнью, не

создавать шума, соблюдать тишину); «Правило Наслаждения Природой»

(наслаждаться звуками природы, шуршанием листьев под ногами, шелестом

трав, пением птиц…); «Правило: Не навреди!» (не рвать листья, не ломать

ветки, не ловить насекомых, не уносить домой «дары природы»…); «Правило

Внимательного

Наблюдения»

(рассматривать,

любоваться,

размышлять);

«Правило Новых Знаний» (с тропы уносить какие-то новые интересные знания

о природе, обитателях тропы, а так же, приподнятое отличное настроение).

Кропотливая работа проводится воспитателем при оценке тропы с точки

зрения соответствия основным критериям выбора маршрута и объектов. Таких

объектов на маршруте должно быть много и они должны быть разнообразными.

Все критерии прописаны в методических рекомендациях и учебниках

(например, дикорастущие и культурные растения, «живые и мёртвые»

природные объекты, места скопления насекомых и т.д.). Природа Крыма

позволяет нам познакомить детей с множеством плодовых растений (инжир,

абрикос, вишня, яблоня и другие плодовые деревья произрастают на нашем

маршруте). Мы строим кормушки для птиц и белочек, которые иногда

пробираются из большого парка на территорию нашей экологической тропы.

Творчество воспитателя хорошо проявляется при работе над образами Хозяина

(хозяев) экологической тропы. Хозяевами тропы могут различные сказочные

персонажи: Домовёнок Кузя, Старичок Лесовичок, Храбрый Заяц и др. Дети и

родители могут проявить своё творчество при проведении конкурса на создание

Лучшего хозяина экологической тропы.

Очень важно было создать полную карту-схему экологической тропы. Дети

внимательно рассматривали её, вспоминали, где какой объект находится.

Проявляли интерес к деталям. На карте схеме отмечено назначение каждой

тропинки. Рисунки-схемы объектов создавали вместе с детьми.

Отдельная работа проведена над созданием Экологического

Проекта,

сценариев экологических досугов и праздников, в которых были задействованы

разные объекты маршрута.

Таким образом, работа воспитателя по созданию экологической тропы в

современном детском саду носит творческий характер, является системной и

продуктивной. В целом, можно говорить о том, что благодаря созданию

экологической тропы, экологическое воспитание дошкольников в нашей группе

(да и в детском саду) мы вывели на принципиально новый уровень.

В ближайших планах проведение мониторинга проведённой работы,

который, на наш взгляд, поможет нам увидеть, над чем, ещё можно поработать

и продемонстрирует наши достижения в таком важном деле как экологическое

воспитание дошкольников.

Список использованной литературы

1.

Бурко, Р.А. Экологические проблемы современного общества и пути их

решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина [Текст] // Молодой учёный . – 2013. –

№11 (58). – С.237-238

2.

Дыбина

О.В.

Ребенок

в

мире

поиска.

Программа

по

организации

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольников

/

О.В.

Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков; под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

3.

Иванова

А.И.

Методика

организации

экологических

наблюдений

и

экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных

учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 56 с.

4.

Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцева //

Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 17-19.

5.

Николаева С.Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка

старшего дошкольного возраста. М.: Изд-во: «Инфра-М», 2016. - 198 с.

6.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей от рождения до двух лет.

М.: Изд-во: «Цветной мир», 2020. – 80 с.

7.

Пенькова Л.А. Ландшафтный дизайн детского сада: Методическое пособие /

Л.А. Пенькова, Е.Н. Безгина, Т.Г. Евфратова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера,

2018. – 128 с.

© Ш, 2020



В раздел образования