Автор: Романова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Ингольской СОШ филиала МБОУ Ивановской СОШ
Населённый пункт: пос.Инголь, Шарыповского района, Красноярского края
Наименование материала: Проект
Тема: «Модель культурно-образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование в условиях сельской школы: «Развитие системы ранней профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка»
Раздел: дополнительное образование
Проект «Модель культурно-образовательной среды,
обеспечивающей доступное качественное образование в условиях
сельской школы: «Развитие системы ранней профессиональной
ориентации обучающихся и воспитанников в рамках реализации
проекта «Успех каждого ребенка»
Профориентация
обучающихся
-
приоритетная
государственная
задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Формирование
эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся – основная задача
федерального проекта «Успех каждого ребёнка».
Нынешние реалии, четко поставленные задачи государством, требуют
от школы поиска, вычленения и распространение педагогического опыта в
этом очень важном направлении деятельности. Подготовка подрастающего
поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача
образовательных учреждений всего Шарыповского района. Ее успешное
осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей
трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Цель проекта:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у
школьников сознательного профессионального самоопределения в условиях
свободы
выбора
сферы
деятельности
в
соответствии
со
своими
возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
Шарыповского района.
Задачи
1.
Формирование знаний у детей о профессиях;
2.
Выявление и развитие природных задатков и ориентация их на
будущую трудовую деятельность;
3.
Получение
непротиворечивых
данных
об
их
предпочтениях,
склонностях и возможностях;
4. Социализация школьников через их профессиональную ориентацию;
5.
Ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке
труда и упреждение ошибок в дальнейшем выборе;
6.
Профессиональная индивидуализация и самоопределение учащихся
сельской школы;
7.
Развитие навыков самопрезентации как залога начала успешной
трудовой деятельности.
Наш проект характеризуется сочетанием традиционных методов с
современными инновационными технологиями. Он ориентирован на раннюю
профессиональную ориентацию в сельских школах в виде внеклассного
дополнительного
обучения.
Заключает
в
себя
систему
практических
мероприятий,
направленных
на
выявление
личностных
особенностей,
интересов и способностей у каждого обучающегося.
Вся система проекта выстроена следующим образом:
Основные принципы организации профориентации в нашей
школе:
Принцип сознательности
в выборе профессии выражается в стремлении
удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в
трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы
обществу;
Принцип
активности
в
выборе
профессии
характеризует
тип
деятельности
личности
в
процессе
профессионального
самоопределения;
Принцип развития
отражает идею выбора такой профессии, которая
давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение
заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства.
Увлечения
Увлечения
и интересы
и интересы
школьников
школьников
Выбор
Выбор
профессии
профессии
Успех
Успех
каждого
каждого
Структура взаимодействия участников профориентационной
деятельности в школе
Тематические модули проекта
Проект реализуется по восьми тематическим модулям, учитывает
возрастные особенности и предоставляет возможность активного участия в
соответствии
с
личностными,
познавательными
и
творческими
способностями школьников.
Профориента-
Профориента-
ционная
ционная
деятельность
деятельность
Проект
«ПроеКТОриЯ»
Дополнительное
образование
Проект «Билет в
будущее»
Проект
«Мой выбор»
Педагогическая
служба классных
руководителей
Социально-
психологическое
сопровождение
Сетевое
взаимодействие
Курсы внеурочной
деятельности
Дети
Дети
Классные
руководители
Старший
методист
Родители
Библиотекарь
Педагог -
психолог
Социальный
педагог
Учителя -
предметники
Воспитатели
Содержание проекта
Проект осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся,
преемственности в содержании, формах и методах работы от дошкольных
групп до средней школы.
Социально-психологическое сопровождение
Социально-психологическое
сопровождение
заключается
в
выявлении, направлении, поддержке интереса детей к профессиям, разным
работам, мотивов их выбора.
Основные виды деятельности: диагностическая работа; лектории для
родителей и детей; практические тренинги для детей; семинары-практикумы
для педагогов; индивидуальная и групповая консультация.
Педагогическая служба классных руководителей
Деятельность классных руководителей направлена на формирование у
учащихся
осознания
своих
интересов,
способностей,
общественных
ценностей, своего места в обществе, будущей профессии.
Основные формы работы:
- профориентационная
работа на преподаваемых
учебных
предметах
(курсах);
- встречи с интересными людьми (специалистами различных профессий);
-
проведение
старшеклассниками
занятий
в
дошкольных
группах
и
начальных классах;
- экскурсии;
-
деловые
игры,
игры-погружения,
игры-путешествия,
игры-тренинги,
интеллектуальные игры и др.
Дополнительное образование
В рамках проекта большое значение уделяется дополнительному
образованию, которое способствует самоопределению детей в личностной,
социокультурной и профессиональной областях. Оно помогает включить
школьников в различные виды творческой деятельности: хореографические
студии
«Арабеск»
и
«Ингольские
искорки»,
вокальное
мастерство
«Мелодия», основы легкой и тяжелой атлетики «Быстрее, выше, сильнее» и
«Крепыш», народные промыслы «Резьба по дереву» и «Художественная
обработка древесины».
Курсы внеурочной деятельности
Профориентационная медицинская группа
Деятельность
курса
направлена
на школьников,
которые
задумываются о медицинской профессии. Здесь они знакомятся с миром
медицины, больше узнают о работе организма, наследственности, памяти
и современных направлениях в лечении. Профориентационная медицинская
группа
поможет
школьникам
определиться,
готовы ли
они учиться
в медицинском ВУЗе или ССУЗе и правильно ли выбрали профессию?
Курс внеурочной деятельности «Юнармия»
Занятия курса направлены на повышение интереса обучающихся к
военно – патриотической деятельности,
ориентированы на подготовку
будущих защитников Отечества.
У детей формируются личностные
качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных
Силах
Российской
Федерации.
Деятельность
курса
направлена
на школьников, которые готовятся к службе в армии или других силовых
структурах нашей страны.
Курс внеурочной деятельности «Профисказка»
Обобщение и углубление знаний о мире профессий осуществляется
через
введение
образовательных
курсов
внеурочной
деятельности
«Профисказка». На занятиях дети рисуют, рассказывают и даже показывают
профессии в нетрадиционных формах работы: творческая мастерская,
конкурсы стихотворений, пантомима, театрализация и другое.
Проект «ПроеКТОриЯ»
Данный проект построен на просмотре открытых онлайн-уроков на
портале и в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». В уроках
принимают участие известные личности, профессионалы своего дела,
лучшие спикеры страны, которые рассказывают о новых технологиях и
знакомят с современными профессиями.
Проект «Билет в будущее»
Проект «Билет в будущее» направлен на выбор школьниками своей
траектории развития, осознание важности понимания себя, своих сильных и
слабых сторон, осознанного принятия решения. Проект состоит их из трех
этапов:
1. Онлайн-диагностика (первый, диагностический этап, который поможет
понять сильные стороны и интересы школьников).
2. Практические мероприятия (на практических мероприятиях ребята могут
попробовать себя в разных профессиях и понять, какая деятельность им
больше подходит).
3. Рекомендации (по итогу предыдущих этапов каждый участник получит
рекомендации о том, где и как он может развить свои навыки).
Сетевое взаимодействие
В рамках
взаимодействия со
средне-специальными учебными
заведениями, центром занятости населения г. Шарыпово, предприятиями
(Ингольский СК, ФАП, организации железнодорожного транспорта пос.
Инголь и др.) планируется совместное проведение со специалистами и
педагогами ряда мероприятий:
- ярмарка учебных мест. Школьники могут познакомиться с некоторыми
профессиями, посмотреть информационные папки, брошюры, получить
подробную информацию
по вопросам поступления и особенностям
обучения;
- классные часы для 8-11 классов по темам «Рынок труда», «Востребованные
и невостребованные профессии», «День вопросов и ответов»;
- экскурсии и Дни открытых дверей;
- родительское собрание «Ошибки выбора профессии».
Проект «Мой выбор»
В течение года школьник принимает участия в разных проектах и
мероприятиях, пополняет свой багаж знаний о профессиях, выявляет и
осознает свои профессиональные склонности и интересы. В конце каждого
учебного года он готовит и представляет мини-проект «Мой выбор», в
котором раскрывает особенности, предпочитаемой им профессии на данный
момент.
Ожидаемые результаты проекта
Создание
школьной
системы
профессиональной
ориентации
обучающихся.
По итогам окончания проекта обучающиеся овладеют навыками и
умениями:
предварительного профессионального самоопределения (выбор или не
выбор определенной профессии);
самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе
профессии;
способность
обучаться
эффективным
формам
установления
межличностного контакта;
способность обучаться навыкам рефлексии;
целеустремлённость;
способность
анализировать,
сравнивать,
сопоставлять
информацию;
способность реализовать навыки успешной социализации.