Напоминание

«Модель культурно-образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование в условиях сельской школы: «Развитие системы ранней профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка»


Автор: Романова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Ингольской СОШ филиала МБОУ Ивановской СОШ
Населённый пункт: пос.Инголь, Шарыповского района, Красноярского края
Наименование материала: Проект
Тема: «Модель культурно-образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование в условиях сельской школы: «Развитие системы ранней профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проект «Модель культурно-образовательной среды,

обеспечивающей доступное качественное образование в условиях

сельской школы: «Развитие системы ранней профессиональной

ориентации обучающихся и воспитанников в рамках реализации

проекта «Успех каждого ребенка»

Профориентация

обучающихся

-

приоритетная

государственная

задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Формирование

эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и

талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и

профессиональную ориентацию всех обучающихся – основная задача

федерального проекта «Успех каждого ребёнка».

Нынешние реалии, четко поставленные задачи государством, требуют

от школы поиска, вычленения и распространение педагогического опыта в

этом очень важном направлении деятельности. Подготовка подрастающего

поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача

образовательных учреждений всего Шарыповского района. Ее успешное

осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей

трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Цель проекта:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе

выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у

школьников сознательного профессионального самоопределения в условиях

свободы

выбора

сферы

деятельности

в

соответствии

со

своими

возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Шарыповского района.

Задачи

1.

Формирование знаний у детей о профессиях;

2.

Выявление и развитие природных задатков и ориентация их на

будущую трудовую деятельность;

3.

Получение

непротиворечивых

данных

об

их

предпочтениях,

склонностях и возможностях;

4. Социализация школьников через их профессиональную ориентацию;

5.

Ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке

труда и упреждение ошибок в дальнейшем выборе;

6.

Профессиональная индивидуализация и самоопределение учащихся

сельской школы;

7.

Развитие навыков самопрезентации как залога начала успешной

трудовой деятельности.

Наш проект характеризуется сочетанием традиционных методов с

современными инновационными технологиями. Он ориентирован на раннюю

профессиональную ориентацию в сельских школах в виде внеклассного

дополнительного

обучения.

Заключает

в

себя

систему

практических

мероприятий,

направленных

на

выявление

личностных

особенностей,

интересов и способностей у каждого обучающегося.

Вся система проекта выстроена следующим образом:

Основные принципы организации профориентации в нашей

школе:

Принцип сознательности

в выборе профессии выражается в стремлении

удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в

трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы

обществу;

Принцип

активности

в

выборе

профессии

характеризует

тип

деятельности

личности

в

процессе

профессионального

самоопределения;

Принцип развития

отражает идею выбора такой профессии, которая

давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение

заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства.

Увлечения

Увлечения

и интересы

и интересы

школьников

школьников

Выбор

Выбор

профессии

профессии

Успех

Успех

каждого

каждого

Структура взаимодействия участников профориентационной

деятельности в школе

Тематические модули проекта

Проект реализуется по восьми тематическим модулям, учитывает

возрастные особенности и предоставляет возможность активного участия в

соответствии

с

личностными,

познавательными

и

творческими

способностями школьников.

Профориента-

Профориента-

ционная

ционная

деятельность

деятельность

Проект

«ПроеКТОриЯ»

Дополнительное

образование

Проект «Билет в

будущее»

Проект

«Мой выбор»

Педагогическая

служба классных

руководителей

Социально-

психологическое

сопровождение

Сетевое

взаимодействие

Курсы внеурочной

деятельности

Дети

Дети

Классные

руководители

Старший

методист

Родители

Библиотекарь

Педагог -

психолог

Социальный

педагог

Учителя -

предметники

Воспитатели

Содержание проекта

Проект осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся,

преемственности в содержании, формах и методах работы от дошкольных

групп до средней школы.

Социально-психологическое сопровождение

Социально-психологическое

сопровождение

заключается

в

выявлении, направлении, поддержке интереса детей к профессиям, разным

работам, мотивов их выбора.

Основные виды деятельности: диагностическая работа; лектории для

родителей и детей; практические тренинги для детей; семинары-практикумы

для педагогов; индивидуальная и групповая консультация.

Педагогическая служба классных руководителей

Деятельность классных руководителей направлена на формирование у

учащихся

осознания

своих

интересов,

способностей,

общественных

ценностей, своего места в обществе, будущей профессии.

Основные формы работы:

- профориентационная

работа на преподаваемых

учебных

предметах

(курсах);

- встречи с интересными людьми (специалистами различных профессий);

-

проведение

старшеклассниками

занятий

в

дошкольных

группах

и

начальных классах;

- экскурсии;

-

деловые

игры,

игры-погружения,

игры-путешествия,

игры-тренинги,

интеллектуальные игры и др.

Дополнительное образование

В рамках проекта большое значение уделяется дополнительному

образованию, которое способствует самоопределению детей в личностной,

социокультурной и профессиональной областях. Оно помогает включить

школьников в различные виды творческой деятельности: хореографические

студии

«Арабеск»

и

«Ингольские

искорки»,

вокальное

мастерство

«Мелодия», основы легкой и тяжелой атлетики «Быстрее, выше, сильнее» и

«Крепыш», народные промыслы «Резьба по дереву» и «Художественная

обработка древесины».

Курсы внеурочной деятельности

Профориентационная медицинская группа

Деятельность

курса

направлена

на школьников,

которые

задумываются о медицинской профессии. Здесь они знакомятся с миром

медицины, больше узнают о работе организма, наследственности, памяти

и современных направлениях в лечении. Профориентационная медицинская

группа

поможет

школьникам

определиться,

готовы ли

они учиться

в медицинском ВУЗе или ССУЗе и правильно ли выбрали профессию?

Курс внеурочной деятельности «Юнармия»

Занятия курса направлены на повышение интереса обучающихся к

военно – патриотической деятельности,

ориентированы на подготовку

будущих защитников Отечества.

У детей формируются личностные

качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных

Силах

Российской

Федерации.

Деятельность

курса

направлена

на школьников, которые готовятся к службе в армии или других силовых

структурах нашей страны.

Курс внеурочной деятельности «Профисказка»

Обобщение и углубление знаний о мире профессий осуществляется

через

введение

образовательных

курсов

внеурочной

деятельности

«Профисказка». На занятиях дети рисуют, рассказывают и даже показывают

профессии в нетрадиционных формах работы: творческая мастерская,

конкурсы стихотворений, пантомима, театрализация и другое.

Проект «ПроеКТОриЯ»

Данный проект построен на просмотре открытых онлайн-уроков на

портале и в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». В уроках

принимают участие известные личности, профессионалы своего дела,

лучшие спикеры страны, которые рассказывают о новых технологиях и

знакомят с современными профессиями.

Проект «Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее» направлен на выбор школьниками своей

траектории развития, осознание важности понимания себя, своих сильных и

слабых сторон, осознанного принятия решения. Проект состоит их из трех

этапов:

1. Онлайн-диагностика (первый, диагностический этап, который поможет

понять сильные стороны и интересы школьников).

2. Практические мероприятия (на практических мероприятиях ребята могут

попробовать себя в разных профессиях и понять, какая деятельность им

больше подходит).

3. Рекомендации (по итогу предыдущих этапов каждый участник получит

рекомендации о том, где и как он может развить свои навыки).

Сетевое взаимодействие

В рамках

взаимодействия со

средне-специальными учебными

заведениями, центром занятости населения г. Шарыпово, предприятиями

(Ингольский СК, ФАП, организации железнодорожного транспорта пос.

Инголь и др.) планируется совместное проведение со специалистами и

педагогами ряда мероприятий:

- ярмарка учебных мест. Школьники могут познакомиться с некоторыми

профессиями, посмотреть информационные папки, брошюры, получить

подробную информацию

по вопросам поступления и особенностям

обучения;

- классные часы для 8-11 классов по темам «Рынок труда», «Востребованные

и невостребованные профессии», «День вопросов и ответов»;

- экскурсии и Дни открытых дверей;

- родительское собрание «Ошибки выбора профессии».

Проект «Мой выбор»

В течение года школьник принимает участия в разных проектах и

мероприятиях, пополняет свой багаж знаний о профессиях, выявляет и

осознает свои профессиональные склонности и интересы. В конце каждого

учебного года он готовит и представляет мини-проект «Мой выбор», в

котором раскрывает особенности, предпочитаемой им профессии на данный

момент.

Ожидаемые результаты проекта

Создание

школьной

системы

профессиональной

ориентации

обучающихся.

По итогам окончания проекта обучающиеся овладеют навыками и

умениями:

предварительного профессионального самоопределения (выбор или не

выбор определенной профессии);

самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе

профессии;

способность

обучаться

эффективным

формам

установления

межличностного контакта;

способность обучаться навыкам рефлексии;

целеустремлённость;

способность

анализировать,

сравнивать,

сопоставлять

информацию;

способность реализовать навыки успешной социализации.



В раздел образования