Напоминание

"Вибрация на струнно-смычковом инструменте скрипка как средство музыкальной выразительности"


Автор: Литвиненко Екатерина Алексанлровна
Должность: преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ № 2"
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Вибрация на струнно-смычковом инструменте скрипка как средство музыкальной выразительности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБУ ДО «ДМШ № 2»

г.Волжского

«

Вибрация на струнно-смычковом

инструменте скрипка как средство

музыкальной выразительности»

Статья преподавателя

Литвиненко Е.А.

Волжский 2020г.

Вибрация на струнно-смычковых инструментах-

это

важное, неотъемлемое ,мощное средство музыкальной

выразительности особенно полюбившееся исполнителям-

скрипачам еще со времен эпохи Романтизма. Это

«таинственное умение», которое любознательные умы то и

дело пытаются разъять на составные части, подчинить

логике, «вывести формулу».

Посредством вибрации достигается особая певучесть звука,

задушевность, эмоциональность и выразительность

исполнения музыкальных фраз. Вибрация – это колебания

пальца левой руки на прижатой к грифу струне,

вызывающие равномерное повышение – понижение

звучащего тона, подобное естественной вибрации

человеческого голоса при пении. В музыкальном

исполнительстве вибрация выражается в периодическом

изменении звука по высоте, громкости и тембру. Вибрация

– вещь, происходящая по большей части подсознательно,

руководимая инстинктом, душой вместе с эмоциями и

настроениями исполнителя в данный момент времени.

Конечно, разум тоже может управлять вибрацией.

Например, можно заставить себя играть без вибрации, или

применять ее в большей/меньшей степени. Можно делать

теоретические размышления относительно видов вибрации,

можно подсчитать, какое число колебаний происходит. Но

это все действительно только до тех пор, пока музыкант не

вышел на сцену. На сцене вступают в силу иные правила, и

исполнитель уже не будет продумывать, сколько колебаний

на какой ноте применить.

Вибрация достигает значимого художественного эффекта

при правильном ее применении. В своей работе «Основы

оркестровки» Н.А. Римский - Корсаков пишет:

«Драгоценная способность к связному последованию

звуков, способность к вибрации зажатых пальцами струн

делает струнно- смычковую группу представительницей

певучести и выразительности, дает ей преимущество перед

остальными оркестровыми группами.

Вибрация воспринимается абсолютно всеми группами

слушателей : натренированными любителями музыки и

редкими гостями концертов академической музыки.

Разница между вибрирующим тоном и звуком, лишенным

вибрации слышна и заметна всем. Но даже самый развитый

слух не в состоянии точно различить составные части

вибрации — изменения высоты, громкости и тембра в

отдельности. Большинство музыкантов воспринимают

звучание вибрато комплексно, не дифференцируя его

акустические характеристики. Извлечение звука и

проявление его основных качеств (интенсивности звучания,

динамики, тембра) достигается работой правой руки. Но

звук, взятый на инструменте без вибрации, всегда будет

звучать холодно, безэмоционально, отстраненно,

бесстрастно. Вибрация же придает звучащему тону

эмоциональную окраску, теплоту, оживляет его.

Вибрация каждый раз требуется особая, в зависимости от

функции и задачи каждой отдельной музыкальной фразы,

артистической индивидуальности, а также от стиля

произведения, эпохи, в которую оно было создано и прочее.

Вибрация может значительно разнообразить звуковую

палитру скрипача, расширяя возможности трактовки и

усиливая эмоциональное воздействие на аудиторию.

С точки зрения методики преподавания приема Вибрации,

следует обратиться к работам великих мастеров: Л. Ауэру,

А. Ямпольскому, Ю. Янкелевичу.

Важность приема Вибрация в исполнительской практике на

струнно- смычковых инструментах переоценить не

возможно. Поэтому педагоги, преподаватели ДМШ и ДШИ

должны знакомить своих воспитанников с этой стороной

освоения навыков игры на скрипке, собственным

наглядным примером показывать, насколько обогатится

звучание удивительного, утонченного музыкального

инструмента с четырехсот-летней историей.

Список используемой литературы:

1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». М., 1964

2. Лесман И. «Очерки по методике обучения игре на

скрипке». М., 1964

3. Флеш К. «Искусство скрипичной игры» 1 том М., 1964

4. Сборник «Воспитательные работы в школе» М., 1959.

5. А. И. Ямпольский «О методе работы с учениками» М,

1959 г.



В раздел образования