Напоминание

"Патриотическое воспитание-идеологическая основа воспитательной среды"


Автор: Зиновьева Светлана Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание-идеологическая основа воспитательной среды"
Раздел: среднее образование





Назад




Зиновьева Светлана Вениаминовна

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Патриотизм и человечность - понятия, которые стоят рядом, так как без

человечности нет патриотизма. Для воспитания человечности необходимо милосердие -

одно

из

высоких

добродетельных

качеств.

Милосердие

материализуется

в

психологической культуре, которая имеет в виду отношения с людьми и способность

понимать их. Ее основу составляют такие качества, как сенситивность, эмпатия и

рефлексия. Под сенситивностью понимается способность личности к восприятию

духовного

мира

других

людей,

под

эмпатией

-

способность

эмоционального

сопереживания с другими людьми, рефлексия определяет способность самопознания

субъектом своей психики.

Культурологический подход к воспитанию патриотизма

Культурологическое воспитание заключается в усвоении лучших образцов

культуры своей Родины, как прошлого, так и сегодняшнего, изучении закономерностей

происхождения, развития и функционирования отечественной культуры. Одновременно

патриотическое воспитание включает в себя

процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому и

творческое овладение всеми доступными для человечества достижениями культуры,

бережное отношение к национальным традициям своего народа.

Важным компонентом патриотического воспитания является социальная культура.

Она представляет собой взгляды, отношения человека с социальным окружением,

коллективом, группой и отдельными людьми. Содержанием этой работы выступает

формирование у учащихся знаний и умений, которые расширяют впечатление о нормах

культурной жизни, необходимых на улице, в общественных местах, учебном заведении,

присоединение учащихся к общечеловеческому этикету и овладение им, формирование в

коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Социальной

культуре необходимо уделять больше внимания, так как формирование патриотизма

происходит через воспитание любви к «малой» Родине - деревне, городу, коллективу,

местным традициям и истории социума. Без чувства «малой» Родины нет и великого

патриотизма. Одним из главных компонентов патриотического воспитания является

национальная культура. Она представляет собой совокупность материальных и духовных

ценностей,

содействует осознанию человеком своей этнической принадлежности,

воспитанию уважительного отношения к своей истории, традициям, языку. Национальный

уровень культуры опирается на психологический состав нации, национальный характер и

быт своего народа. Без национальной культуры нет восхождения до гражданской и

мировой культуры. Национальная культура оказывает моральную и практическую

помощь

воспитанникам

в

развитии

индивидуальности,

творческого

потенциала,

способностей, самоопределении. Содержание патриотического воспитания невозможно

без освоения гражданской культуры, которая включает в себя правовую, политическую,

трудовую, экономическую, природоохранную и миротворческую культуру. Содержание

работы по формированию у учащихся гражданской культуры включает воспитание

ответственности за свой дом, развитие национального самосознания, ответственности за

судьбу отечества, знание своих прав и обязанностей, уважительное отношение к законам

государства, готовность исполнять их. При воспитании патриотизма необходимо

формировать у учащихся гражданственность - чувство неразрывной связи с народом,

осознание ответственности за безопасность, расцвет Родины, готовность защитить ее.

Проблема патриотизма в настоящее время актуализируется в связи с углублением

процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной

интеграции. Патриотические убеждения и чувства должны проявляться одновременно с

уважительным

отношением

к

другим

народам.

Патриотизм,

основанный

на

противопоставлении своего народа другим, перерастает в национализм.

Зиновьева Светлана Вениаминовна

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач

образования первой названа: воспитание патриотов России гражданско - правового,

демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и

обладающих высокой нравственностью. В связи с этим основной целью педагогической

деятельности преподавателя-организатора ОБЖ можно считать: создание условий для

формирования

гражданина

патриота

через

сочетание

урочной

и

внеурочной

деятельности в курсе ОБЖ.

Патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:

-гражданско-патриотическое воспитание (урочная и внеурочная деятельность);

-военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность);

-оборонно-спортивная направленность.

Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во

внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических

чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные

моральные ценности; воспитать социально-активную личность. Приоритетными задачами

военно-прикладной

направленности

военно-патриотического

воспитания

являются:

выработка

морально-психологических

качеств,

присущих

защитнику

Родины,

формирование чувства гордости за службу в вооружённых силах, профессиональное

самоопределение

выпускников

школы.

Оборонно-спортивная

направленность

обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания учащихся.

В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом

традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная

агрессивность,

неуважительное

отношение

к

государству

и

социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и

государственной службы. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему

народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и

символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а

также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству -

эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше

государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым

патриотическим сознанием. Всё это и определило востребованность патриотического

воспитания и в том числе военно-патриотического, воспитание гражданственности, любви

к Родине и малой Родине через патриотическое воспитание.



В раздел образования