Автор: Зиновьева Светлана Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание-идеологическая основа воспитательной среды"
Раздел: среднее образование
Зиновьева Светлана Вениаминовна
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Патриотизм и человечность - понятия, которые стоят рядом, так как без
человечности нет патриотизма. Для воспитания человечности необходимо милосердие -
одно
из
высоких
добродетельных
качеств.
Милосердие
материализуется
в
психологической культуре, которая имеет в виду отношения с людьми и способность
понимать их. Ее основу составляют такие качества, как сенситивность, эмпатия и
рефлексия. Под сенситивностью понимается способность личности к восприятию
духовного
мира
других
людей,
под
эмпатией
-
способность
эмоционального
сопереживания с другими людьми, рефлексия определяет способность самопознания
субъектом своей психики.
Культурологический подход к воспитанию патриотизма
Культурологическое воспитание заключается в усвоении лучших образцов
культуры своей Родины, как прошлого, так и сегодняшнего, изучении закономерностей
происхождения, развития и функционирования отечественной культуры. Одновременно
патриотическое воспитание включает в себя
процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому и
творческое овладение всеми доступными для человечества достижениями культуры,
бережное отношение к национальным традициям своего народа.
Важным компонентом патриотического воспитания является социальная культура.
Она представляет собой взгляды, отношения человека с социальным окружением,
коллективом, группой и отдельными людьми. Содержанием этой работы выступает
формирование у учащихся знаний и умений, которые расширяют впечатление о нормах
культурной жизни, необходимых на улице, в общественных местах, учебном заведении,
присоединение учащихся к общечеловеческому этикету и овладение им, формирование в
коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Социальной
культуре необходимо уделять больше внимания, так как формирование патриотизма
происходит через воспитание любви к «малой» Родине - деревне, городу, коллективу,
местным традициям и истории социума. Без чувства «малой» Родины нет и великого
патриотизма. Одним из главных компонентов патриотического воспитания является
национальная культура. Она представляет собой совокупность материальных и духовных
ценностей,
содействует осознанию человеком своей этнической принадлежности,
воспитанию уважительного отношения к своей истории, традициям, языку. Национальный
уровень культуры опирается на психологический состав нации, национальный характер и
быт своего народа. Без национальной культуры нет восхождения до гражданской и
мировой культуры. Национальная культура оказывает моральную и практическую
помощь
воспитанникам
в
развитии
индивидуальности,
творческого
потенциала,
способностей, самоопределении. Содержание патриотического воспитания невозможно
без освоения гражданской культуры, которая включает в себя правовую, политическую,
трудовую, экономическую, природоохранную и миротворческую культуру. Содержание
работы по формированию у учащихся гражданской культуры включает воспитание
ответственности за свой дом, развитие национального самосознания, ответственности за
судьбу отечества, знание своих прав и обязанностей, уважительное отношение к законам
государства, готовность исполнять их. При воспитании патриотизма необходимо
формировать у учащихся гражданственность - чувство неразрывной связи с народом,
осознание ответственности за безопасность, расцвет Родины, готовность защитить ее.
Проблема патриотизма в настоящее время актуализируется в связи с углублением
процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной
интеграции. Патриотические убеждения и чувства должны проявляться одновременно с
уважительным
отношением
к
другим
народам.
Патриотизм,
основанный
на
противопоставлении своего народа другим, перерастает в национализм.
Зиновьева Светлана Вениаминовна
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач
образования первой названа: воспитание патриотов России гражданско - правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и
обладающих высокой нравственностью. В связи с этим основной целью педагогической
деятельности преподавателя-организатора ОБЖ можно считать: создание условий для
формирования
гражданина
–
патриота
через
сочетание
урочной
и
внеурочной
деятельности в курсе ОБЖ.
Патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:
-гражданско-патриотическое воспитание (урочная и внеурочная деятельность);
-военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность);
-оборонно-спортивная направленность.
Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во
внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических
чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные
моральные ценности; воспитать социально-активную личность. Приоритетными задачами
военно-прикладной
направленности
военно-патриотического
воспитания
являются:
выработка
морально-психологических
качеств,
присущих
защитнику
Родины,
формирование чувства гордости за службу в вооружённых силах, профессиональное
самоопределение
выпускников
школы.
Оборонно-спортивная
направленность
обеспечивает связь нравственного, гражданского и физического воспитания учащихся.
В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили
широкое
распространение
равнодушие,
эгоизм,
индивидуализм,
цинизм,
немотивированная
агрессивность,
неуважительное
отношение
к
государству
и
социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и
государственной службы. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему
народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и
символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а
также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству -
эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше
государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым
патриотическим сознанием. Всё это и определило востребованность патриотического
воспитания и в том числе военно-патриотического, воспитание гражданственности, любви
к Родине и малой Родине через патриотическое воспитание.