Напоминание

патриотическое воспитание


Автор: Воронцова Тамара Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №38
Населённый пункт: г. Никольское
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе «Как жили наши предки? Русская изба»
Тема: патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в средней группе

«Как жили наши предки? Русская изба»

Автор: воспитатель Воронцова Тамара Алексеевна

Цель:

Знакомство детей с традициями быта и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

вызывать интерес детей к русской избе, к предметам старинного

русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, лохань, половик и

т.д.);

продолжать знакомить детей с русскими народными играми,

пословицами, поговорками сказками;

Развивающие:

Способствовать развитию связной монологической речи через

устное народное творчество;

Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к

русскому фольклору;

Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу

жизни.

Словарная работа:

ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар,

половник и т.д.

Предварительная работа: заучивание слов для р.н. игр «Колечко»,

«Золотые ворота», «У дядюшки Трифона», «Гори, гори ясно!». Чтение

р.н. сказок, рассматривание иллюстраций к ним, М.Улыбышевой

«Русская изба от печки до лавочки». Разучивание пословиц и

поговорок. Отгадывание загадок.

Оборудование: фрагмент славянской избы; предметы быта, тряпичные

куклы, русский костюм для взрослого, косоворотка для мальчиков,

сарафаны для девочек.

Ход НОД:

Мотивация.

Утренний круг начинается с р.н. игры «Колечко»:

Колечко, колечко, выйди на крылечко!

К кому колечко попадет, тот ласково имя свое назовет!

Здравствуй, добрый молодец…! (Здравствуй, красна девица…!)

Целеполагание.

Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас в русскую избу. Вы ведь

хотите узнать, как жили ваши предки?

Волшебное перемещение в старинную избу.

Давным-давно, жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот.

Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо. Пойдут люди в

лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Вы заметили, что дверь

очень маленькая, это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не

только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.

Мы когда вошли в избу, что с вами сделали? (Нагнулись – хозяевам

поклонились, поздоровались). Но не все были такими вежливыми. Вот

подумали люди

и придумали дверь маленькую: чтобы холод

задерживать, да невежд учить.

В деревянной избе самая главная – это печь. Как вы думаете, зачем

людям нужна была печь? (готовить еду, отапливать избу).

В старину говорили: «Без печи хата – не хата». Печь не только

обогревала, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для

домашних животных. Как вы думаете для каких животных готовили

еду? (поросят, коров, кур, козочек, овец).

Посмотрите, это чугунок. В нем готовили еду (щи, кашу). Очень

любили люди в старину кашу, даже поговорку придумали:

Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Кто запомнил поговорки? (воспитатель начинает, дети заканчивают).

А вы какую кашу любите? Предлагаю поиграть (пальчиковая игра)

«Сорока ворона кашу варила».

Но чугунок в печи горячий, да еще тяжелый. Попробуйте подержать

(дети пробуют по очереди).

Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как с помощью

ухвата достать чугунок. Кто хочет попробовать?

Что ты достал из печи? (чугунок). Чем ты доставал чугунок? (ухватом).

Ребята, предлагаю отгадать вам загадку:

И шипит, и кряхтит,

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков

Вот для нас и чай готов!

Кран на брюхе открывает –

Кипяточек разливает (самовар).

Правильно, это самовар. В нем готовили чай. Давайте рассмотрим

самовар. А воду для самовара нужно было из колодца принести.

Иногда колодец был очень далеко и чтобы было легче нести ведра

наши предки придумали коромысло. Коромысло можно было нести на

одном плече или на двух. Рассматривание коромысла и дымковской

игрушки «Водоноска». Делали коромысло из дерева, а чтобы ведра по

краям держались делали выемки для ведер или прикрепляли крючки.

Кто смелый и хочет пронести ведра на коромысле?

Воду выливали в деревянные тазы – их называли лохани - в них мыли

руки, посуду.

В русской избе на полу стелили половики и коврики. Половики ткали

из шерстяных ниток, а коврики вязали из тряпочек. Половики длинные

и прямоугольные. А коврики – яркие и круглые. (Рассматривание

половиков, ковриков, ткацкого станка).

Вечерами женщины садились за прялку и пряли шерсть – овечью,

козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скручивали пальцами

длинные

нити

пряжу.

А

потом

вязали

носки,

варежки

(рассматривание вязаных изделий).

Вот такими предметами пользовались в старину.

Рефлексия:

Вам понравилось наше путешествие в русскую избу? Какой предмет

русской старины вам больше всего запомнился? Для чего он нужен?

А теперь предлагаю поиграть в р.н. игру «Золотые ворота».



В раздел образования