Напоминание

Модульное обучение в школе


Автор: Катруха Николай Иванович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа № 23"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: Статья
Тема: Модульное обучение в школе
Раздел: среднее образование





Назад





Модульное обучение в школе
В наше время бурного развития науки и техники как никогда стало важным умение человека учится самостоятельно, как никогда становиться актуальным лозунг «Учись учиться!». Поэтому сейчас система обучения, при которой учитель просто сообщает ученику определенные сведения становится неэффективной и не готовит ребенка к дальнейшей жизни. Такая система обучения не может подготовить успешного в профессиональной деятельности человека, которому для поддержания своей квалификации придется учиться всю жизнь. Сегодня существует несколько подходов к решению данной проблемы. Один из них – внедрение модульного обучения. Основным принципом модульного обучения является то, что ученик осваивает учебный материал самостоятельно по заранее предложенной программе. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П. Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи П. Ю. Цявичене развиты С. Я. Батышевым, К. Я. Вазиной, Н. Н. Суртаевой, Т. Н. Шамовой и др. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль
– это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При переходе на модульное обучение в первую очередь необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т. е. первичное структурирование содержания. Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса. Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии. Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу. Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения. Приведем ее возможный вариант (таблица 1). Таблица 1. Технологическая карта Стержн евые линии Веду щие знани я Второсте пенные знания Сопутств ующее повторен ие Трудноусаа иваемые темы Внутрипред метные связи Межпред метные связи Пути преодол ения затрудн ений Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы. Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.
Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей. Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль. В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием. Шестой шаг - построение самого модуля. Принципы построения модуля будут рассмотрены ниже. При внедрении модульного обучения нужно учитывать: o Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности. o Материальные возможности школы. o Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной. Нужно заметить, что модуль, как правило, предлагается ученикам в печатном виде. Это удобно (ученик может использовать его дома для повторения или изучения материала), но изготовление таких модулей представляет некоторые технические трудности. Эту проблему можно решить, если использовать при проведении модулей компьютерные презентации. Их можно демонстрировать с помощью мультимедийной доски, проектора или компьютеров в компьютерном классе. Эти презентации ученики могут копировать для себя, или их можно разместить на школьном сайте. Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Модуль состоит из учебных элементов (УЭ), выполнение которых и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Количество и содержание УЭ может быть различным, но есть УЭ, наличие которых обязательно:  объявление комплексной дидактической цели модуля (УЭ0);  проверка домашнего задания;  актуализация опорных знаний;  входной контроль (кроме первых модулей по темам)  резюме (выводы)  выходной контроль  рефлексия (самооценка учащихся)  разноуровневое домашнее задание (ученик сам выбирает домашнее задание исходя из результатов выходного контроля и рефлексии). Модуль может иметь следующую форму, представленную в таблице 2: Таблица 2. Примерная структура модуля № УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания Хочется обратить внимание на обязательное наличие УЭ рефлексия. Под рефлексией понимается самооценка ученика, то есть ученик в конце модуля сам оценивает
на каком уровне (базовом, повышенном или высоком) он усвоил материал. Очень часто (особенно в начале внедрения модульного обучения) результаты рефлексии не совпадают с результатами выходного контроля и входного контроля следующего модуля: ученик, обучающийся на базовом уровне, выбирает повышенный, или ученик способный иметь высокий уровень делает задания для базового. Поэтому необходимо все время обращать внимание учеников на такие расхождения. При составлении модулей можно руководствоваться следующей схемой:
1

е

.-30-минут
1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний. 3. Повторение. 4. Входной контроль 5. Мотивация новых знаний и умений. 6. Подведение итога мини-модуля
2

е

. -30- минут
1. Новая тема. Формирование новых знаний (блок-теория, лекция, сообщение составление схем, таблиц, работа с учебником) 2. Подведение итога мини-модуля
3

е

. -30- минут
1. Закрепление. 2. Выходной контроль (контрольные срезы, самостоятельные работы, консультации и т.д.) 3. Рефлексия. 4. Домашнее задание по уровням. 5. Итог модуля. Как показывает опыт, применение принципов модульного обучения дает положительные результаты: у учащихся развивается ответственность, самостоятельность, целеустремленность. В тоже время внедрение модульного обучения требует от учителя огромной предварительной работы.


В раздел образования