Автор: Бакаева Римма Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование трудового воспитания обучающегося"
Раздел: среднее образование
Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и
нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для
школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание обучающихся играет одну из главных ролей в системе
гармоничного развития личности. Очень важно, чтобы желание ребенка заниматься
определенной деятельностью было продиктовано его интересом и пониманием того, что
любимое дело может быть источником радости и удовольствия, что любой труд - это
способ самовыражения личности. Для этого необходима целенаправленная работа над
формированием положительного отношения школьников к труду.
Трудолюбие - это результат трудового воспитания.
Выделяются функции воспитания:
1.
обучающая функция — овладение умениями, навыками поведения;
2.
развивающая — обеспечение интеллектуального, морального, физического
развития;
3.
воспитательная
(воспитывающая)
—
формирование
трудолюбия,
коллективизма, дисциплинированности.
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами,
социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия
в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
1.
Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический).
Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения,
волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он
предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа
на
участке,
трудовых
акции
и
т.д.
Такая
активность
развивает
коллективизм,
взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
2.
Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного
ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает
ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории,
сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
3.
Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это
работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное
оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию
профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и
экологических составляющих производственной деятельности.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее
поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить,
и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста
производительности труда во всех сферах материального и духовного производства,
повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически
воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль
трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в
производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки
молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое
воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение
трудовыми умениями и навыками.
Воспитание трудолюбия в школе не будет иметь успеха, если отсутствует
поддержка со стороны родителей. Им можно предложить памятку, в которой коротко
изложены основные принципы, облегчающие трудовое воспитание обучающихся на
основе домашних обязанностей.
Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:
♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;
♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;
♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение,
знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;
♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;
♦ в процессе трудовой деятельности и др.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели,
как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество
продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу
труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное
свойство личности — трудолюбие.
Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и
нравственного
воспитания,
составляет
психологический
фундамент
творческой
активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в
художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание
составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности,
в гражданском и нравственном становлении личности.