Напоминание

"Проектирование трудового воспитания обучающегося"


Автор: Бакаева Римма Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование трудового воспитания обучающегося"
Раздел: среднее образование





Назад




Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и

нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для

школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание обучающихся играет одну из главных ролей в системе

гармоничного развития личности. Очень важно, чтобы желание ребенка заниматься

определенной деятельностью было продиктовано его интересом и пониманием того, что

любимое дело может быть источником радости и удовольствия, что любой труд - это

способ самовыражения личности. Для этого необходима целенаправленная работа над

формированием положительного отношения школьников к труду.

Трудолюбие - это результат трудового воспитания.

Выделяются функции воспитания:

1.

обучающая функция — овладение умениями, навыками поведения;

2.

развивающая — обеспечение интеллектуального, морального, физического

развития;

3.

воспитательная

(воспитывающая)

формирование

трудолюбия,

коллективизма, дисциплинированности.

Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами,

социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия

в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

1.

Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический).

Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения,

волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он

предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа

на

участке,

трудовых

акции

и

т.д.

Такая

активность

развивает

коллективизм,

взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.

2.

Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного

ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает

ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории,

сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.

3.

Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это

работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное

оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию

профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и

экологических составляющих производственной деятельности.

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее

поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить,

и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста

производительности труда во всех сферах материального и духовного производства,

повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически

воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль

трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в

производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки

молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое

воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение

трудовыми умениями и навыками.

Воспитание трудолюбия в школе не будет иметь успеха, если отсутствует

поддержка со стороны родителей. Им можно предложить памятку, в которой коротко

изложены основные принципы, облегчающие трудовое воспитание обучающихся на

основе домашних обязанностей.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение,

знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели,

как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество

продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу

труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное

свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и

нравственного

воспитания,

составляет

психологический

фундамент

творческой

активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в

художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание

составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности,

в гражданском и нравственном становлении личности.



В раздел образования