Напоминание

Механизмы и симптоматика лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Яхонтова Дарья Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Механизмы и симптоматика лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дата публикации: 13.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Механизмы и симптоматика лексических нарушений у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема нарушения лексико-семантической сферы

языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это

связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и

для развития познавательной деятельности ребёнка, и для развития его мыш-

ления.

Высокий уровень развития лексической стороны речи определяет

успешность речевой деятельности ребёнка в целом, в то время как низкий

уровень лексического компонента речи может весьма отрицательно сказы-

ваться на речи ребёнка.

Такие исследователи в области логопедии как Е. Ф. Соботович,

С. Н. Шаховская, Р. И. Лалаева, Т. Н. Рогожникова писали, что у детей с на-

рушениями речи отмечаются стойкие семантические ошибки, ограничен-

ность когнитивной сферы, несформированность речемыслительных опера-

ций, которые задействуются в организации речевосприятия и речепроиз-

водства.

Материалы исследований В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Собо-

тович, С. Ю. Бениловой указывают на наличие у детей с общим недоразвити-

ем речи стойкого нарушения в вербальных ассоциациях, которые непосред-

ственно связаны с недостаточностью развития языковых обобщений, дина-

мичностью когнитивных процессов.

Теоретическое обоснование Р. Е. Левиной об общем недоразвитии речи,

основывается на многочисленных исследованиях разнообразных форм

речевых аномалий. Именно после данных исследований группы научных

сотрудников во главе с Р. Е. Левиной, речевые отклонения стали относить к

числу нарушений развития, протекающих по законам иерархического

строения высших психических функций. Опираясь на позицию системного

подхода, был разрешен вопрос о структуре различных форм аномалии речи, в

зависимости от состояния компонентов речевой деятельности.

При общем недоразвитие речи происходит нарушение развития всей

речевой системы: фонетических процессов лексической, звуковой и

грамматической стороны речи, у детей с относительно нормальным слухом и

сохранным интеллектом.

На первом уровне Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова выделяют

категорию абсолютно без речевых детей, либо с некоторыми элементами

речевой деятельности. Активный словарь таких детей слагается из малого

числа звуковых комплексов, которые многократно сопровождаются жестовой

речью. Употребляемые детьми слова являются неоднозначными по значению,

не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Вместо названий

действий дети с общим недоразвитием речи нередко используют названия

предметов и наоборот.

На втором уровне общего недоразвития речи наблюдаются более

распространенные речевые высказывания. Впрочем, речевое нарушение

выражено достаточно резко. В устной речи детей наблюдается достаточно

большое количество существительных, глаголов. Однако употребляемые

детьми слова характеризуются приблизительным значением и звуковым

оформлением. Приблизительное значение слов выражается в большом

количестве вербальных парафазий. Порой с целью разъяснения смысла слова

дети используют жестовую речь.

Г. А. Волкова, характеризуют третий уровень общего недоразвития речи

развернутой обиходной речью, без грубых отклонений в развитии

лексической стороны речи. Наблюдаются нарушения речи, которые касаются

в основном сложных речевых единиц. Так же отмечается значительно

обогащение активного и пассивного словаря детей с общим недоразвитием

речи, как правило, за счет, существительных и глаголов.

С. Н.

Шаховская указывает на трудности усвоения единства значения и

формы слова, которые приводят к задержке в формировании

семантических

полей у детей. Это проявляется в ограниченности объёма семантических

полей и минимизации количества смысловых связей. Данный недостаток, по

мнению исследователя, приводит к несовершенству поиска языковых

единиц, а также к низкому уровню сформированности синтагматических и

парадигматических отношений в языковой деятельности детей.

С. Н. Шаховская отмечает, что у детей с нарушением речи слово не

формируется как лексическое значений и при этом слово не формируется как

элемент семантического поля. Лексика у большинства детей с общим

недоразвитием речи неточна по значению: у детей выявляются

функциональные замены с расширением значений слов, а также выявляются

многочисленные взаимозамены. По мнению С. Н. Шаховской, нарушения

лексической стороны затрагивают все признаки слова, и вследствие этого,

лексический запас не формируется у детей как система многомерных связей.

Проявление закономерностей развития лексической стороны речи у де-

тей с речевыми нарушениями Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова описывают

трудности в овладении активным и пассивным словарем имён прилагатель-

ных и глаголов, в отличии от овладения именами существительными, в

своевременном расширении объёма словаря с возрастом дошкольника, в ассо-

циативном поле заметно превосходство случайных, синтагматических, тема-

тических и парадигматических ассоциаций, а также недостаточной сфор-

мированности структуры значений имён прилагательных и глаголов.

Также отличительной чертой в словаре ребёнка с речевой патологией

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова определяют неточность применения слов,

которая проявляется в вербальных парафазиях. Демонстрирование неточного

или неверного использования слов в речи детей с общим недоразвитием речи

– многообразны. В одном случае, дети применяют слова в достаточно

широком или наоборот, узком значении слов, а иногда используют слова

лишь в определенной ситуации, которая не вводится в контекст при

оречевлении других ситуаций. Однако понимание и применение слова носит

и ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с общим

недоразвитием речи часто встречаются замены слов, принадлежащие одному

семантическому полю. Неумение детей с общим недоразвитием речи

различать определённые действия приводит к заменам глаголов, что приводит

к использованию глаголов распространенного значения.

Характерной чертой является большая сохранность слухового

контроля, чем произносительных, кинестетических, образов слов, что

свидетельствует о вариативности лексических замен. На основе слуховых

образов слов дети с общим недоразвитием речи стараются произнести

правильный вариант звучания слов.

Г. А. Волкова отмечала, что сформированность лексической системы,

семантических полей проявляется в особенностях группировки слов на

основе семантических признаков, а не только в характере неверного

использования ассоциаций.

Недостаточная речевая деятельность наносит значимый отпечаток на

развитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Так же

наблюдается неудовлетворительность в устойчивости внимания,

ограниченных возможностях его распределения. Сниженная вербальная

память, низкая продуктивность запоминания наблюдается при сохранной

смысловой и логической памяти у детей с общим недоразвитием речи.

Взаимосвязь речевых нарушений и другими сторонами психического

развития вызывает специфичность мышления. Имея полноценные

предпосылки для усвоения мыслительными операциями, дети с общим

недоразвитием речи не поспевают в развитии словесно-логического

мышления, и без индивидуального обучения с большими трудностями

усваивают анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Особенно важно различать детей с общим недоразвитием речи и детей

с временной задержкой речевого развития, но следует не забывать, что

понимание и разграничение обычной обиходно-разговорной речи у детей с

общим недоразвитием речи, интерес к игровой деятельности и эмоционально

избирательное отношение к окружающему миру происходит в обычные

сроки.

Для разграничения общего недоразвития речи и задержки речевого

развития, требуется детальное изучение анамнеза и диагностики речевых

навыков ребенка. В ряде случаев, в анамнезе нет данных о грубых

нарушениях центральной нервной системы ребёнка. Чаще отмечается

наличие негрубой родовой травмы, педагогическая запущенность,

неблагоприятное воздействие окружающей среды, а также наличие

соматических заболеваний. В таком случае обращается внимание на характер

речевых ошибок. У детей с общим недоразвитием речи характер ошибок

более специфичен, чем у детей с задержкой речевого развития.

Для выявления характера нарушения необходимо тщательное

обследование и выявления объема речевых навыков, сопоставление его с

возрастными норма ми развития, с уровнем психического развития,

определение соотношения дефекта и компенсаторного фона, речевой и

познавательной деятельности. Неизбежен анализ взаимодействия процессом

изучение фонетической стороны речи, определение соотношения развития

экспрессивной и импрессивной речи ребёнка, сопоставление уровня в

онтогенезе языковых средств с актуальным их применением в речевом

общении, совершенствование лексического запаса.

У детей с общим недоразвитием речи специфические особенности в

нарушении лексического развития проявляются в малом объёме активного

словаря ребёнка, в различных уровнях сформированности семантических

полей, в не значительном сокращении числа синтагматических и

парадигматических ассоциаций.

Отмечается также большая длительность латентного периода реакции

на слово-стимул, а также нарушение словоизменения. В речи детей с общим

недоразвитием речи наиболее распространенным является ошибочное

применение отдельных форм существительных множественного числа,

смешение окончаний существительных мужского и женского рода в

косвенных падежах, склонение имен существительных среднего рода как

существительных женского рода, нарушение видов дифференциации

глаголов. Также наблюдаются замены слов на основе семантических

признаков. У детей с общим недоразвитием речи смешение слов

осуществляется по признаку функционального назначения. Характерной для

детей с общим недоразвитием речи является вариативность лексических

замен.

По мнению Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой недостаточная

сформированность семантических полей обусловлена вербальными

парафазиями, также выявлены нарушения актуализации активного словаря

ребёнка с речевыми нарушениями, которые проявляются в искажениях

звуковой структуры слова.

А. М. Бородич в свою очередь, утверждала, что процесс изучения

лексики и подбор активного и пассивного словаря ребёнка осуществляется

тематически. Каждая лексическая тема включает определенный объём

сведений, признаков, относящихся к данной лексической теме, и

предполагает своевременное уточнение и определённую группировку,

основанную на наблюдениях и логических приёмах сравнения, анализа,

синтеза, обобщения.

Прежде всего, существенное внимание уделяется онтогенезу

понимания разговорной речи. Н. С. Жукова писала, что в специально

организованных ситуациях дети вслушиваются в обращенную к ним речь,

осознано выполняют просьбы, поручения.

Дети с общим недоразвитием речи используют в речи общеизвестные

часто употребляемые слова и выражения. Встречаются нарушения

лексической сочетаемости, слова называют в приблизительном значении,

часто происходит замена близкими по ситуации словами.

Безусловно, в развитии лексики у детей важную роль играет

социальный фактор. Речевое развитие ребёнка во многом зависит от

социально-культурного уровня семьи, так как ребёнок усваивает все то, что

происходит вокруг него.

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова отмечают у детей с речевыми

нарушениями особенности в развитии синтагматических и

парадигматических ассоциаций. Наблюдается резкий скачок в развитии

синтагматических и парадигматических реакций немного позже, чем у детей

с нормой. На основе семантического признака, и на основе звукового состава

слова, осуществляется процесс поиска правильного значения слова, при этом

выделяется определенное соотношение этого значения со звуковым образом.

При анализе построения ассоциаций, у детей с общим недоразвитием речи,

проявляется запаздывание процесса формирования семантических полей.

У детей с общим недоразвитием речи, отмечаются специфические

особенности в организации семантических полей, ассоциации более

немотивированные, случайные. Ограниченный объём семантического поля

проявляется в малом количестве смысловых связей и так же наблюдается у

детей с общим недоразвитием речи.

Многими исследователями было показано, что у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи не было выявлено явного

преобладания стратегии противопоставления. В отличие от детей с

нормальным речевым развитием стратегия противопоставления, которых

преобладает над стратегией аналогии.

В связи с тем, что антонимия и синонимия характеризуют отношения

внутри семантического поля, их изучение демонстрирует специфичность

организации ядра семантического поля. Задания, в которых требуется

подобрать антонимы и синонимы, вызовут затруднения без достаточного

объема словаря, несформированности семантического поля и способность

выделять в структуре семантики слова главный отличный семантический

признак.

Успешное выполнение таких заданий возможно только при условии

действенности процесса поиска слова обратного или идентичного значения.

Слово подбирается правильно лишь тогда, когда у детей полностью

сформирован и классифицирован намеченный синонимический или

антонимический ряд.

У детей с общим недоразвитием речи в большей степени преобладают

ошибки в заданиях при подборе антонимов и синонимов, когда дети с

нормальным речевым развитием испытывают лишь трудности в подборе к

отдельным словам, считают Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.

Следовательно, системные отношения между лексическими единицами

языка у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы.

Проанализировав некоторые способы определения слова, можно позволить

выделить те признаки семантики, которые дети включают в структуру

значения слова и на которые дошкольники ориентируются в первую очередь

при объяснении значения слова.

На основе данных дифференциальных признаков, Р. И. Лалаева и

Н. В. Серебрякова выделили 2 группы таких признаков.

В первую группу можно отнести денотативные признаки, которые

включают в себя ситуативные признаки денотата, поверхностные признаки,

откровенно свойственные денотату и его функциональные признаки.

Ко второй группе, лексико-семантических признаков, можно отнести

обусловленные связи слова, место слова в лексической системе языка,

семантическое поле.

Сопоставление слова с общим понятием без указания различных

признаков, можно так же включить в группу лексико-семантических

признаков, как и выделение семантического поля с указанием

дифференциальных признаков, то есть истинную дефиницию.

С. Л. Рубинштейн писал, что в стратегии, основанной на выделении

ситуативных признаков денотата, отмечаются существенные различия: у

детей с общим недоразвитием речи этот способ приходится на четвертую

часть ответов, в отличие от детей с нормой.

Из этого следует, что при объяснении значения слова дети с

лексическими нарушениями речи отдают предпочтение денотативным

признакам, что говорит об их превосходстве в структуре значения даже

обобщающих слов.

После изучения научной литературы, стало очевидно, что развитие

лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи имеет как

особенности, так и отличия развития лексики в норме.

Таким образом, проанализировав литературу по проблеме

исследования, мы можем сделать вывод о том, что формирование

лексической системы у детей с общим недоразвитием речи в процессе

онтогенеза всегда подчиняется определённой закономерности, при этом

развитие значения слова в онтогенезе тесно связано с развитием

представлений ребёнка и с его когнитивным развитием. При нормальном

речевом развитии ребёнок овладевает не только значением слов, но и

системными связями между ними. Процесс овладения системными связями

важен для формирования высокого уровня лексического компонента речи

ребёнка, так как вся лексическая система языка представляет собой не просто

совокупность всех слов родного языка, а сложную систему, в которой слова

находятся в определённых системных отношениях. Поэтому, чем выше у

ребёнка уровень овладения системными связями между словами, тем выше у

него будет уровень развития лексического компонента языка.

Оценивая лексические нарушения у детей с общим недоразвитием

речи, можно сформулировать основные механизмы лексических нарушений:

1. несформированность импрессивного и экспрессивного словаря;

2. нарушение механизмов функционирования синтагматических связей,

семантических словарных полей;

3. вербальных ассоциаций.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.

За счёт новых производимых слов ребёнком активный и пассивный

словарь обогащается по мере становления словообразования.

2.

Лексические нарушения речи выражаются в затруднительности

актуализации слов в экспрессивной речи при понимании значения

большинства слов.

3.

Целенаправленно организованные ситуации, использование режимных

моментов помогают приобретать новые значения предметов, разграничивать

окончания падежных форм, безошибочно согласовывать прилагательные и

числительные с существительными.

4.

Работа по формированию лексически правильной речи, безусловно,

опирается на фактические представления детей с общим недоразвитием речи.

Овладение лексическими значениями способствует распространенному

использованию самостоятельных высказываний детей с общим

недоразвитием речи.



В раздел образования