Напоминание

Конструктивная деятельность детей и ее значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


Автор: Фадеева Софья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 3»
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Конструктивная деятельность детей и ее значение в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 12.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конструктивная деятельность детей и ее значение в развитии

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом усиленного развития, изменения

и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможен процесс

становления

личности.

Наиболее

ярко

это

выражается

в

творческой

деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Среди многообразия средств развития творческих способностей детей

старшего

дошкольного

возраста,

одно

из

ведущих

мест

занимает

конструктивная деятельность.

«Конструирование»

– это создание разных конструкций и моделей из

строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из

бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование

представляет

собой

достаточно

сложный

вид

деятельности для детей. На занятиях конструированием осуществляется

сенсорное

и

умственное

развитие

детей,

развивается

мышление,

пространственное

воображение.

У

детей

обостряется

наблюдательность,

развиваются конструктивно-творческие способности, воспитываются волевые

качества, самостоятельность, усидчивость.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить два

типа конструирования: технический и художественный. Остановимся на

подробной характеристике каждого типа.

Художественный

тип

конструирования,

подразумевает

под

собой

создания образов, в результате которых дети не только отображают их

структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер,

используя такой прием, как «нарушение пропорций», передают цвет, фактуру,

форму. К данному типу конструированию относят конструирование из бумаги,

конструирование из природного материала.

В техническом конструировании дети, как правило, отображают реально

существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциациям с

образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные

структурные и функциональные признаки.

В современных условиях, развивая творческие способности у детей

старшего дошкольного возраста, педагоги все чаще отдают предпочтение

техническому виду конструирования, так как оно тесно связано с игровой

деятельностью.

При выполнении конструктивно-технической деятельности для взрослых

имеет

значение

практическое

назначение

конструкции,

постройки.

Им

свойственно предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с

учетом назначения, техники работы, внешнего оформления и определить

последовательность выполнения действий. Стоит отметить тот факт, что все

эти элементы прослеживаются и в детском конструировании. Здесь также

решаются конструктивные задачи.

Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для

практического использования в игре.

К ним относят:

- конструирование из строительного материала;

- компьютерное конструирование;

- конструирование из деталей конструкторов;

- конструирование из крупногабаритных модулей.

Для развития детского творчества в конструктивной деятельности,

необходимо выполнение определенных условий, таких как:

Использование разных форм организации обучения конструированию,

постепенно продвигаясь от действий по образцу к конструированию по

условиям и замыслу. Детям старшего дошкольного возраста сразу дают задания

на

преобразование

образца,

затем

на

конструирование

по

постепенно

усложняющимся условиям, и далее конструирование по замыслу.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для

развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности,

инициативности; поскольку здесь ребенок сам решает, что и как он будет

конструировать.

Создание продукта предполагает всегда обобщение ранее виденного,

слышанного, переработка всего материала на основе творческого воображения.

Ориентация ребенка на творческий образец, представляет собой значительно

более

сложное

явление.

Проявляется

это

в

том,

что

сама

по

себе

подражательность в определенных ситуациях играет позитивную роль.

Подражание ребенка творческой личности сложный и многогранный

процесс.

Продуктивное

творчество

может

быть

достигнуто

путем

самостоятельных и инициативных решений. Нужно вести ребенка от прямого

подражания к косвенному и учить его видеть в образце обобщенные способы

действий.

-

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды,

стимулирующей самостоятельную конструктивную деятельность детей. Для

развития конструктивной деятельности

детей

в группе должны

быть

конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов

(пластика, дерева), напольные и настольные, с разнообразными способами

крепления деталей, разной тематической направленности, ЛЕГО (конструктор

различной величины).

Также организация предметно-пространственной среды предполагает

наличие

разнообразных

схем-образцов

построек,

фотоальбомов

с

фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, тетрадей для

зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Необходимо также предусмотреть время и место для организации

конструирования на участке детского сада с использованием разнообразного

материала.

- Включение конструирования в более широкий спектр детской жизни и

обеспечение его связи с другими видами деятельности, таких как: создание

театра, выставки детских работ, музеи и так далее. При этом надо выделять

наиболее интересные, выразительные работы детей, обращать внимание на

творческое отношение к работе. Данное условие является мощным источником

развития у детей интереса и потребности конструировать не только для своих

ровесников, но и для взрослых.

Общеизвестным является и тот факт, что игра и конструирование

взаимосвязаны друг с другом. У детей 5-7 лет возрастает интерес к

конструированию и строительным играм возрастает. Они с большим интересом

возводят конструкции, когда перед ними поставлена определенная задача,

требующая умственного напряжения. Продукты деятельности детей хранятся

несколько дней. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно

перестраивая их по ходу игры.

Старшие дошкольники выполняют работу по образцам, по условиям,

предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

В конструкциях дети отражают свои обобщенные представления о

предметах.

Для

обучения

детей

конструированию

необходимо

пользоваться

разнообразными приемами, а именно:

- показ отдельных приемов конструирования или технических приемов

работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при

создании построек;

- объяснение задачи с определением условий, которые дети должны

выполнить без показов приема работы;

- показ образца, картинки или чертежа с изображением предмета или его

конструкции;

- анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.

Такая форма обучения, как конструирование по образцу была предложена

Ф. Фребелем. Она заключается в том, что детям предлагают образцы построек,

выполненные из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из

бумаги и тому подобное.

Использование образцов – это необходимый и важный этап обучения, в

ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала,

овладевают

техникой

возведения

построек.

Правильно

организованное

обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом

анализа - умением определить в любом предмете основные части, установить

их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Такой структурный анализ способствует выявлению существенных

отношений

и

зависимостей

между

частями

объекта,

установлению

функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для

формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность

по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Анализируя такую форму обучения, как конструирование по модели, мы

выяснили, что в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание

отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны

воспроизводить из имеющегося у них строительного материала. Отсюда

следует, что ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способов ее

решения.

Конструирование по условию предполагает, что детям не дают образца

постройки и способов ее воспроизведения, а определяют лишь условия,

которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования носят

проблемный характер, поскольку способов решения не дается.

Сущность конструирования по простейшим чертежам и наглядным

схемам заключается в том, что моделирующий характер самой деятельности, в

которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и

отдельные

функциональные

особенности

реальных

объектов,

создает

возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Конструирование по замыслу заключается в умении самостоятельно и

креативно использовать знания и умения полученные ранее, при этом степень

самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и

умений.

В такой форме обучения, как конструирование по теме, детям предлагают

общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных

построек, выбирают материал и способы их выполнения.

В

обучении

каркасному

конструированию

предполагается

первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как

центральным звеном постройки и последующую демонстрацию педагогом

различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что

конструирование по замыслу, в отличие от конструирования по образцу

обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для

проявления их самостоятельности; поскольку здесь ребенок сам решает, что и

как он будет конструировать. Не стоит забывать и тот факт, что создание

замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная

задача для дошкольников, так как их замыслы неустойчивы и часто меняются в

процессе деятельности.

Для того чтобы возвести конструкцию из строительного материала,

необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части –

детали, оценить их размер, пространственное

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание

замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с

созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на

выполнение замысла, не является чисто исполнительской.

Конструирование дает прекрасные возможности для развития сенсорных

и мыслительных способностей детей. Для того чтобы дети приобретали не

только конструктивно-технически, но и обобщенные умения, а именно

целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и

расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные

конструктивные

части,

делать

умозаключения

и

обобщения,

педагогам

необходимо правильно организовать конструктивную деятельность.



В раздел образования