Напоминание

"Формирование качеств навыков чтения в начальной школе"


Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа№20 им.В.М.Елсукова"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование качеств навыков чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование качеств навыка чтения в начальной школе

Составитель: Красовская М.Г.

Качества навыка чтения формируются в течение 4-х лет обучения практически

одновременно,

так

как

они

взаимообусловлены,

хотя

каждый

из

них

требует

определенных упражнений.

В данной главе, исходя из сложности проблемы, назовём наиболее эффективные виды

деятельности по формированию качеств навыка чтения, которые широко используются

учителями – практиками в начальной школе.

Формируя правильность и беглость, следует учитывать два направления:

1)

использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих

зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2)

применение при чтении художественных произведений принципа многочтения,

предложенного М.И.Омороковой и описанного В.Г.Горецким, Л.Ф.Климановой.

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на

смысл читаемого.

К ошибочному чтению ведут такие факторы, как:

1)

несовершенство зрительного восприятия;

2)

неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

3)

нехватка дыхания;

4)

незнание орфоэпических норм;

5)

незнание лексического значения слова;

6)

«догадка», вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных

трудностей. (Приложение 1).

Для исправления ошибок можно прервать чтение ученика только в двух случаях: для

устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и

для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (ребёнок

привлекается к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на

ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут

быть использованы такие приемы:

постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;

составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

– чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;

печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

перечитывание

отрывка про себя с целью ответить на

вопрос учителя,

поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.п.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное

восприятие читаемого. Все упражнения, направленные на отработку правильности чтения,

в то же время совершенствуют и беглость. (См. приложение 1). В последние годы в

методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения.

М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт, И.З.Постоловский в книге для учителя «Преодоление

трудностей» предлагают следующие упражнения:

– совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель

или хорошо читающий ученик;

– чтение небольших отрывков текста в разных темпах:

в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных (при таком

чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той

единицы чтения, которая озвучивается);

в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»);

в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий

чтения; проводится только после медленного чтения);

– чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал

данный текст);

– чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик

наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого.

Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку

понимания

после

медленного

прочтения.

В

пособии

М.И.Омороковой

«Совершенствование чтения младших школьников» учителю рекомендуется проводить

ежедневные практические разминки на уроках чтения. (Приложение 2).

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы

скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако,

прибегая к ним, следует осознавать, что предложить такие приемы можно только чтецу,

накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть

перенесены в начальную школу, могут быть такие:

– «чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);

– «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово

ли словосочетание);

– чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его

оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).

Работая так или иначе над совершенствованием, в частности, правильности и беглости,

следует помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность

при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для

слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику –

хрестоматии, а по детской книге, отбирая её, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы

текст был напечатан на белой бумаге №1), размер полей, длину строки, соотношение

текста и иллюстраций (60% к 40%).

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.

Но в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1)применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2)применительно к чтению в более широком смысле.

Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной

читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением до чтения, во время

чтения и после чтения. Неопытность маленького читателя, не умеющего подготовить

себя к чтению, следует компенсировать, во – первых, определенными видами работы с

детьми, а во – вторых, организацией их самостоятельной деятельности, готовящей детей к

восприятию произведения. Таким образом, все приемы работы,

используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы:

компенсирующие

несформированность

типа

правильной

читательской

деятельности;

– формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя,

словарную работу. Ко второй – предварительное рассматривание иллюстраций, работу с

названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов.

Выразительность

чтения

способность

средствами

устной

речи

передать

слушателям свое отношение к идее произведения.

Выразительность связана с сознательностью чтения. Только то, что хорошо понято,

может быть прочитано выразительно. Поэтому бытует мнение, что выразительность –

показатель сознательности. В большинстве

случаев такое утверждение справедливо. Средствами устной речи – интонацией, мимикой,

жестом, мизансценой – нужно учить пользоваться.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование

умения определять

задачу

чтения

вслух: передать слушателям свое

понимание

произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое

сложное умение возникает как результат кропотливой работы над выработкой, во –

первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во – вторых, умений

целесообразно пользоваться своим голосом. (Приложение 3).

Те ученики, которые были наименее склонны к серьёзной и систематической

тренировке в технике чтения, смогут преодолеть первые технические трудности чтения

через игру. Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного,

осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа

чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами). (Приложение 4). Кроме того,

игра развивает восприятие, внимание, память, мышление – стимулирует интерес к

чтению. Поэтому использование игр и игровых моментов в каждом классе необходимо на

уроках литературного чтения.

Таким образом, сформированные навыки чтения способствуют решению задач

литературного образования младших школьников, позволяют своевременно привить

детям интерес к чтению, дают возможность развивать их эстетический вкус, оказывать

воздействие средствами литературы на становление личности ученика.

В

работе

по

формированию

навыков

чтения

используются

разнообразные

эффективные приёмы и методы, при которых учитель получает отличные результаты.

Главный из них – многочтение, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос,

высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в

тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый

раз будет открывать ученику уже в знакомом тексте нечто новое, неожиданное,

удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в

художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению. Эту работу нужно

начинать уже в первом классе на уроках обучения грамоте в игровой форме, используя

следующие упражнения:

~ чтение слов, начинающихся с указанной буквы…(со слога…);

~ чтение слов, начинающихся с большой буквы;

~ чтение слов – названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);

~ прочитать первое (последнее) слово в предложении;

~ прочитать двух- (трёх-, четырёх-) сложные слова;

~ прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро

(медленно);

~ прочитать предложения с восклицательным (вопросительным) знаком;

~ «подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря;

~ прочитать ответ на вопрос;

~ прочитать слова определённого героя;

~ прочитать отрывок, который можно произнести радостно (весело, печально, строго, с

мольбой и т.д.).

В каждом классе задания постепенно усложняются:

1.Чтение текста с целью деления на части и составления плана.

2.Чтение по готовому плану.

3.Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые

можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

4.Чтение цепочкой по предложению.

5.Чтение цепочкой по абзацу.

6.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

7.Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

8.Чтение самого красивого места в тексте.

9.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже

предложение можно заменять логически законченным отрывком).

10.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста и т.д.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Желательно, чтобы в

конце начального обучения часть учеников имели скорость чтения не менее 120 слов/мин.

и при этом читали выразительно, правильно, осознанно.

Одним из приёмов достижения высокой результативности является «жужжащее»

чтение. Оно даёт хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за

урок не более 10 человек. При этом каждый из них упражняется в течение 1 – 2 минут.

При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса,

чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время

тренажа резко увеличивается.

Увеличению скорости чтения способствуют ежеурочные пятиминутки чтения. Важно,

чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Задача учителя – создать

ему для этого все условия. Если учитель работает по обычной методике, то ученик будет

иметь для тренировки всего около 5 минут в неделю. Ежеурочные пятиминутки

позволяют увеличить это время до 100 мин/н на каждого ученика.

Следует рекомендовать и чтение перед сном. Яркие впечатления перед сном

укрепляют вкус к чтению.

Если ребёнок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают

трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения – это

такой режим, когда ребёнок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает

кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильмов.

Полезно читать поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом подключаются

родители. Хорошо просмотр диафильмов проводить перед сном.

Не менее важны коллективные комплексные упражнения: многократное чтение,

чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть

текста. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все

ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. учитель устанавливает для всех

детей одинаковый промежуток времени. После того, как начало нового рассказа

прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его

в течение 1 минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова

он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик

снова замечает, до какого слова успел дойти и сравнивает с первым результатом.

Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше, увеличение темпа

чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать ещё раз.

Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же

кусочке организовать следующие упражнения – скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата,

поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к

чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не

более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с

переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам даётся задание читать этот

же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую

часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть

текста. Ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший

уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в

том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка),

но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов

длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие оперативной

памяти. Это происходит с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны

и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6

предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает

снег.» содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит

уже из 48 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно по 1-2 буквы.

Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за это

время оперативная память ребёнка развивается настолько, что он может уже запоминать

предложения из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл

предложения. Читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению

идёт гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что

на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги.

После того, как одно из предложений открыто, ребята в течение определённого времени

(для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его.

Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание

и запись следующего предложения и т.д. На 6 предложений одного набора обычно на

уроке русского языка уходит от 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня

подряд.

Непременное

условие

проведения

зрительных

диктантов,

развивающих

оперативную память, – это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то

такая тренировка почти не развивает память. Обычно уже через месяц тренировочной

работы появляются первые успехи.

Очень важно стимулировать желание читать. Этому помогает ежедневный учёт

успеха. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса),

замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и

записывают результат в дневники. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта

работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения,

что благотворно сказывается на отношении ребёнка к тренировочным упражнениям и к

чтению вообще.

Для того, чтобы рассмотренные упражнения способствовали формированию прочных

навыков чтения, необходимо:

а) давать целевую установку; верить в возможность достижения высокой скорости

осмысленного чтения и поэтому убедить учеников и их родителей в необходимости

тренажа;

б) регулярно проводить замеры скорости, которые позволяют ученикам следить за

своими успехами;

в) проводить консультации для родителей отстающих учеников;

г) ежедневно проводить зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное чтение. Очень

часто ребята допускают ошибки в произношении (дикция и орфоэпия); не соблюдают

остановок на точках; делают ненужные остановки; читают монотонно – на одной ноте; не

реагируют на такие знаки препинания, как тире, двоеточие, точка с запятой. Кавычки.

Поэтому на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При

необходимости можно сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова,

требующие логического ударения, и т.д.

Уже в период обучения грамоте следует проводить такую работу. На доске напечатано

предложение, а рядом 2-3 вопроса к нему. Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное

логическое ударение в этом предложении. Например:

В школе дети учатся читать Вопросы:

быстро и выразительно. 1.Кто учится читать?

(Дети)

2.Что делают дети в школе?

(Учатся читать)

3.Где дети учатся читать?

(В школе)

4.Как дети учатся читать?

(Быстро и выразительно)

Учащиеся сначала читают предложение про себя. А затем, читая вслух вопросы, дают

один и тот же ответ, лишь изменяя интонацию голоса. Слушая и сравнивая ответы своих

товарищей, дети начинают понимать, что же такое логическое ударение.

Обучая детей выразительному чтению, следует подробно обсуждать средства

выразительности при чтении смысловых отрезков: силу и высоту голоса, расстановку

пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от

содержания, определяется интонация.

Целесообразны задания, направленные на отработку техники, выразительности и

осмысленности чтения.

I. Упражнения для развития техники чтения:

• «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные

шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через

некоторое время опять начать читать вслух, свериться с детьми, кто обогнал, кто отстал);

• «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром

темпе);

• чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее

закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно

влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

• чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой

прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

• динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с

постепенным увеличением количества букв в словах);

• бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

• «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

• «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь

успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают

слово, где остановился учитель;

• «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и

заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

• «Прыжки» (чтение через слово);

• «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро

находят его и дочитывают все вместе);

• «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или

последнего слова в предложении);

• «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на

букву а, состоит из двух слогов. С ударением в конце слова и др.);

• круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

• «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по

сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

• «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова

закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к

кадру;

• «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

• «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые

слова, их нужно найти);

• «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают

слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после

окончания работы)»

• «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках

важной информации).

II. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:

• артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

• чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);

• чтение скороговорок;

• «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение

длится не более 30 секунд);

• выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

• «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до

конца);

• выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

• чтение одного предложения с разной интонацией;

• «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же

интонацией);

• «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая

темп и силу голоса);

• разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса;

• чтение под музыку (сначала ученик сам подбирает соответствующую мелодию к

тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий – дети должны

выбрать ту, которая больше подходит к тексту. И прочитать текст под музыку);

• чтение – пение (выбирается мотив знакомой песни, и напевается текст стихотворения

или небольшого рассказа);

• чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его

настроение);

• «Голоса» (чтение текста, подражая чьему – либо голосу: старушки, ребёнка, слона и

др.);

• «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом

мышки);

• чтение по ролям;

• чтение по ролям без слов автора;

• инсценирование;

• дикторское чтение (текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее,

чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым «диктором»);

• конкурс чтецов.

III. упражнения для понимания смысла текста:

• словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);

• озаглавливание текста;

• деление текста на части, составление плана;

• определение темы текста, главной мысли;

• определение типа текста;

• подбор иллюстрации к тексту;

• по иллюстрации определить содержание текста;

• составление диафильма (текст делится на части и распределяется между детьми;

ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все

рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа);

• выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.);

• работа по вопросам учителя, учебника или ученика;

• чтение для подготовки к пересказу;

• «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны

вставить слово, подходящее по смыслу);

• восстановление логической последовательности текста (статьи из журналов, газет

разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте);

• восстановление теста (небольшой текст пишется крупными буквами на листочке,

разрезается на мелкие кусочки; группа из 2-3 человек восстанавливает текст; задание

можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать

несколько статей);

• распространение предложений;

• фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место

действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на них написаны 2-3 фразы (одни и те же); это

начало рассказа; дальше каждый продолжает по – своему, затем рассказы записываются и

определяются лучшие;

• составление кроссвордов по тексту;

• викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;

• мини – сочинения с целью анализа характера или поступка героя;

• подбор загадок к словам из текста;

• подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;

• составление ребусов к словам из текста.

Практическое применение отдельных из вышеперечисленных упражнений показано в

разработках уроков. (Приложение 5).

Для организации работы всего класса, а так же парной и групповой форм работы

используются «разминки перед чтением» или «речевые разминки», которые могут быть

использованы как в середине урока, так и в его конце. Эти упражнения подготавливают

ребят к чтению, помогают добиться правильного, беглого, осознанного, выразительного

чтения. К таким упражнениям относятся:

– упражнения, вырабатывающие у детей внимание к слову и его частям, как

предпосылка правильного чтения;

– упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти учащихся;

– упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча;

– упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав

согласных;

– тренировочные средства и таблицы, способствующие совершенствованию навыка

чтения учащихся.

Очень эффективны приёмы «методики критического мышления». Они вносят в работу

над текстом новизну и разнообразие.

I. Приём «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический приём, известный как

инсерт. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё

понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо

познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их

карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать

следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

~ Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна

ученику. Он ранее с ней знакомился. При этом источник информации и степень

достоверности её не имеет значения.

~ Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот

знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

~ Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика

представлениями, о чём он думал иначе.

~ Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует

дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и

внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать

собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной

информации.

Использование

маркировочных

знаков позволяет

соотносить новую

информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приёма требует от

учителя, во – первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с

пометками, во – вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков, в – третьих, чётко обозначить время, отведённое на эту работу и

следить за регламентом, и, наконец, в – четвёртых, найти форму проверки и оценки

проделанной работы.

II. Приём составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является

составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать

новое. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения

информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует

только своими словами, не цитируя. Приём «Маркировочная таблица» позволяет учителю

проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за

работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке. А если нет,

то можно предложить завершить её дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по

одному или по два тезиса или положения.

III. Приём «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из

пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует

от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что

позволяет рефлексировать по какому – либо поводу. Это форма свободного творчества, но

по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

1.На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема

синквейна.

2.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся

к теме синквейна.

4.На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик выражает своё отношение к теме. Это

может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте

темы.

5.Последняя строчка – это слово – резюме, которое даёт новую интерпретацию темы,

позволяет выразить к ней личное отношение.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.

Объясняются правила написания синквейна.

2.

В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.

Задаётся тема синквейна.

4.

Фиксируется время на данный вид работы.

5.

Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.



В раздел образования