Напоминание

Работа в материале (5 лет обучения)


Автор: Городилова Алёна Владимировна
Должность: преподаватель изо и дпи
Учебное заведение: МБОУ ДО "Локосовская ДШИ"
Населённый пункт: с.п. Локосово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа в материале (5 лет обучения)
Раздел: дополнительное образование





Назад





Структура программы:
Пояснительная записка………………………………...…………………..2 Содержание учебного предмета………………………………….…….....8 Требования к уровню подготовки обучающихся……………………….39 Формы и методы контроля, система оценок………...…………….…….40 Методическое обеспечение учебного процесса………………………...42 Список литературы и средств обучения………………………………...43 1

1.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
Программа учебного предмета «Работа в материале» (в рамках о б я з а т е л ь н о й ч а с т и у ч е б н о го п л а н а ) п о д о п о л н и т е л ь н ы м предпрофессиональным общеобразовательным программам в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и на основе опыта работы по данному профилю преподавателем первой квалификационной категории Городиловой А.В. В системе художественно-эстетического воспитания детей большое значение отводится изобразительной деятельности и декоративно- прикладному творчеству. Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детской школе искусств – это путь приобщения обучающихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона. Программа учебного предмета «Работа в материале» ориентирована не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков. Предмет «Работа в 2
материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная». Данная взаимосвязь помогает обучающимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества. Программа предназначена для обучающихся на отделениях изобразительного искусства ДШИ.
Срок реализации учебного предмета
Вид учебной нагрузки Распределение по годам обучения (срок реализации программы 5 лет) Класс 1 2 3 4 5 Продолжительно сть у ч е б н ы х занятий в неделях 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 4 4 5 5 6 О б щ е е кол и ч е с т в о ч а с о в н а аудиторные занятия (по годам) 132 132 165 165 198 О б щ е е кол и ч е с т в о ч а с о в н а аудиторные занятия 1118 Срок реализации учебного предмета «Работа в материале» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Согласно годовому календарному графику дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Работа в материале» с первого по пятый классы составляет 33 недели. 3

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
В соответствии с ФГТ при реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет объем самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету «Работа в материале» составляет 1118 часов. Из них аудиторных: 792часа. В 1и 2 классах по 4 часа в неделю, в 3 и 4 классах по 5 часов в неделю, в 5 классе 6 часов в неделю. Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 396 часов и используется на выполнение домашнего задания обучающимися: выполнение краткосрочных набросков, зарисовок; выполнение эскизов к творческим работам; копирование изделий декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету «Работа в материале» обязательной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и составляет: 1-3 классы – по 2 часа, 4-5 классы – по 3 часа в неделю; Виды учебной нагрузки Срок обучения /класс 5 лет обучения обучения (1-5кл.) Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) 1118 Количество часов на аудиторные занятия 33х4 33х4 33 x 5 33 x 5 33 x 6 Общее количество часов на аудиторные занятия 792 Количество часов на самостоятельную работу 33х2 33х2 33х3 33х3 33х3 Общее количество часов на самостоятельную 396 4
работу Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 4 4 5 5 6 Форма организации деятельности – групповая и индивидуальная. Групповые вводные беседы и объяснения материала продолжаются индивидуальной работой с каждым обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить работу, как личный творческий процесс. Индивидуальные объяснения снова сменяются групповыми показами приемов работы преподавателем, в завершении задания – рабочий просмотр созданных работ.
Цели и задачи

Целью
учебной программы «Работа в материале» является выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте, создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; развитие творческого мышления обучающихся и формирование практических навыков и умений, необходимых для самореализации в области декоративно- прикладного искусства.
Задачи

Образовательные
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства; - знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; 5
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; - знание основных законов, закономерностей, правил и приемов композиции; - обучение учащихся умению обобщать, стилизовать увиденное; - обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции – работы в материале; - обучение учащихся умению обобщать, стилизовать увиденное; - обучение основам технологической системы в создании декоративной композиции – работы в материале; - подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.
Развивающие
- развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - развитие композиционного мышления; - развитие зрительной памяти; - развитие моторики руки; - развитие творческого воображения обучающихся. 6

Воспитательные
- воспитание детей в творческой атмосфере, обст ановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. - воспитание умения трудиться, выполняя длительные по продолжительности работы; - целенаправленность и упорство в достижении цели; - воспитание чувства гармонического восприятия действительности; - воспитание художественного вкуса, чувства стиля; - воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям; - воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость. При освоении учебного предмета «Работа в материале» делается акцент на межпредметные связи. Программа по предмету «Работа в 7
материале» тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, прикладной композиции, пленэру. В программе по предмету «Работа в материале» ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, композиционного решения листа, грамотного владения тоном и цветом. Задания в программе учебного предмета «Работа в материале» пересекаются с темами по «Беседы об изобразительном искусстве».
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; 8
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях декоративно-прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательным учреждением соблюдается своевременно текущий ремонт учебных помещений. Для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» по предмету «Работа в материале» в образовательном учреждении существует аудитория, специа лизированного каб инет а и м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с ко г о обеспечения:.Образовательное учреждение имеет натюрмортный фонд и методический фонд. Аудитория снабжена гончарными кругами, муфельной печью, удобной мебелью, мольбертами.
2.Содержание учебного предмета
Введение Декоративно-прикладное творчество необходимо для индивидуального творческого самовыражения личности, проявления своей фантазии, изобретательности. Декоративно-прикладное искусство – это мир творчества и рукоделия. Процесс создания авторских работ, изделий декоративно- прикладного творчества, отражающих индивидуальность и духовный мир обучающихся. Содержание учебного предмета «Работа в материале» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает 9
теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие основные разделы: -работа с бумагой (коллаж, бумагопластика); -декорирование стекла (витраж, роспись объемных объектов, фьюзинг); -текстиль (коллаж, вышивка, «батик»); -керамика (скульптура малых форм, гончарное дело); -валяние; Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
Учебно-тематический план

1 год обучения
10



Тема занятия

Вид

заняти

я

Общая

нагруз

ка

Аудит

орные

занят

ия

Самост

оятель

ная

работа

198

132

66

I полугодие

1.
Введение. Виды декоративно- прикладного искусства. урок 6 4 2
2.
"Геометрический орнамент". Аппликация из ткани. урок 15 10 5
3.
"Осенний букет". Рельеф из бумаги. урок 15 10 5
4.
"Дом моей мечты" Аппликация из пленки. урок 15 10 5
5.
"Бабочки".Коллаж из фактур. урок 15 10 5
6.
Вальс снежинок. Ритмичная аппликация. урок 15 10 5
7.
"Рождественская сказка". Витраж . урок 14 9 5 Просмотр творческих работ контрол ьный урок 1 1 - Всего 96 64 32
II полугодие

8.
"Ажурные узоры".Орнамент в полосе и круге. Сквозное вырезание узоров из ватмана. урок 15 10 5
9.
"Объемный орнамент". Выполнение орнамента из жгутов. урок 15 10 5
10.
"Декоративное насекомое». Холодный батик. урок 15 10 5
11.
"Цыпленок", "Зайчик". Сухое валяние. урок 15 10 5
12.
"Улитка с домиком" Керамика. урок 15 10 5
13.
"Котландия" Керамика. урок 12 8 4
14.
"Роспись глиняной игрушки". Применение точечной росписи контуром для декора. урок 14 9 5 Просмотр творческих работ контрол 1 1 - 11
ьный урок
Всего
102 68 34
Тема

1:

Введение.
Виды декоративно-прикладного искусства Проведение инструктажа по технике безопасности. Цель: раскрыть роль и значение декоративно-прикладного искусства в народной культуре и изобразительном искусстве, а также в процессе обучения. Задачи: познакомить с видами декоративно-прикладного искусства. Знакомство со свойствами материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно- прикладного искусства. Практическая работа: выполнить упражнения на фактуру. Материалы и инструменты: лист формата А 4, тушь, кисть. Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов по декоративно-прикладному искусству.
Тема 2: «Геометрический орнамент».
Аппликация из ткани. Цель: раскрыть роль геометрического орнамента и его применение в декоративно-прикладном искусстве. Задачи: закрепить навыки деления отрезков на равные части и проведения прямых линий, полученные на предмете «Рисунок». Использование композиционных приемов симметрии в работе над замыслом. Практическая работа: составить геометрический орнамент и выполнить его в материале – ткани, используя только 3 цвета теплой или холодной гаммы. Обучающиеся учатся гармонично располагать цветовые пятна на плоскости. Материалы и инструменты: квадрат из картона А 3, ткань, клей, ножницы. Самостоятельная работа: рисование геометрического орнамента.
Тема 3: «Осенний букет».
Рельеф из бумаги. Цель: передать осеннее настроение в декоративной композиции. Задачи: знакомство с понятием «рельеф», создать яркий осенний колорит. 12
Практическая работа: решить организацию плоскости листа за счет рельефа из мятой бумаги и салфеток. Материалы и инструменты: картон формата А 3, бумага и салфетки, клей. Самостоятельная работа: «Букет из осенних листьев и природных материалов».
4. Тема 4: «Дом моей мечты».
Аппликация из пленки. Цель: развитие образного мышления, фантазии. Задачи: познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Начальное знакомство с техникой «витраж» («пленочный витраж»). Практическая работа: придумать необычный «Дом мечты», разбить композицию на участки с помощью линий для легкости выполнения в материале. Материалы и инструменты: прозрачный пластик формата А4, цветная пленка, ножницы. Самостоятельная работа: «Сказочный дом». Рисование пластилином.
Тема 5: «Бабочки».
Коллаж из фактур. Цель: продолжить изучение понятия «симметрия». Задачи: научиться видеть изобразительную плоскость, где каждый элемент композиции является частью целого. Создать цветовую гармонию композиции через правильно подобранные цветовые отношения. Практическая работа: выполнить фактуры разными способами для получения необычных эффектов, выбрать холодную или теплую гамму для фактур. Материалы и инструменты: лист формата А 3, бумага, ножницы, клей, гуашь, акварель, кисть, губка, мастихин, зубная щетка, соль и др. Самостоятельная работа: выполнить упражнения на фактуру.
Тема 6: «Вальс снежинок».
Аппликация из фактур. 13
Цель: выделение композиционного центра. Задачи: знакомство с работой с разными фактурами. На голубом фоне сделать композицию из снежинок близких по цвету. но разных по тону . Например (растяжка цвета от фиолетового до белого, или от синего до белого.) Холодные цвета. Выбор материалов разных по фактуре. Самостоятельная работа: зарисовки деревьев, веток, листьев.
Тема 7: «Рождественская сказка».
Витраж. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: знакомство с витражом. Умение выделить композиционный центр и создать цветовую гармонию в композиции. Практическая работа: придумать композицию на тему «Рождества», разбить рисунок на участки для того, чтобы обвести контуром. А затем замкнутые участки залить витражной краской. Материалы и инструменты: прозрачный пластик формата А4, витражные краски, контуры. Самостоятельная работа: «Морозные узоры на окне».
II полугодие

Тема

8:

"Ажурные

узоры".
Орнамент в полосе и круге. Сквозное вырезание узоров из ватмана. Цель: освоение построения орнамента в полосе и круге. Задачи: знакомство с новой техникой бумагопластики; изучение понятий «ритм» и «симметрия». Практическая работа: составить геометрические орнаменты в полосе и круге и выполнить их в материале – вырезать на ватмане. Обучающиеся передают симметрию в орнаменте круга, а ритм – в орнаменте полосы. Материалы и инструменты: Картон тонированный А 4, ватман, резцы, клей. Самостоятельная работа: рисование орнамента в полосе и круге.
Тема 9: "Объемный орнамент".
Выполнение орнамента из жгутов. 14
Цель: продолжить знакомство с понятием «рельеф». Задачи: Развитие мелкой моторики рук. Умение создать цветовую гармонию в композиции. Практическая работа: выполнить линейный рисунок (например, силуэт бабочки, насекомого) и заполнить его текстильными жгутами. Материалы и инструменты: картон А 4, клей цветные жгуты. Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.
Тема 10: «Декоративное насекомое».
Холодный батик. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: усвоение теоретических знаний в искусстве художественной росписи ткани. Формирование практических навыков работы в технике «Холодный батик». Изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: выполнить упражнения, а затем длительную работу в холодном батике, аналогично технике витража (контур, заливка участков краской). Цветовое решение композиции выполняется в теплой или холодной гамме. Используется работа с оттенками, вливание цвета в цвет, цветовые и тоновые растяжки, солевой эффект. Материалы и инструменты: пяльцы, подрамник с рамой А 3, белая ткань, краски по ткани, палитра, кисти. Самостоятельная работа: зарисовки насекомых по памяти. Подбор материала для практической работы в технике «Холодный батик». Эскизирование.
Тема 11: "Цыпленок", "Зайчик".
Сухое валяние. Цель: развитие образного мышления, фантазии. Задачи: знакомство с техникой «валяние» и ее видами; освоение практических навыков работы в технике «сухое валяние». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: создать объемные изделия – фигурки животных (игрушки) из простых форм – шариков (головы и туловища), и «привалять» к 15
ним детали (глаза, клюв, нос, уши и др.) При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Материалы и инструменты: цветная шерсть и иглы для сухого валяния («фелтинга»). Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 12. «Улитка с домиком».
Керамика. Цель: развитие образного мышления. Задачи: знакомство с техникой лепки из глины. Обучение скульптурным приемам и декорированию предметов с помощью налепов и тиснения. Практическая работа: переложить натурные мотивы (например, улитку) в композицию, используя композиционный прием – ассоциацию (архитектурную). Материалы и инструменты: глина, доска, стеки. Самостоятельная работа: «Лепка морских обитателей».
Тема 13. "Котландия"
Керамика. Цель: Умение применять различные стили при изготовлении одного и того же персонажа в керамике. Формирование практических навыков работы в технике «глиняная игрушка». Практическая работа: выполнить кота из глины в любом стиле на выбор. Умения применять знания о стилях при изготовлении и росписи керамической игрушки. Материалы и инструменты: глина, стеки. Самостоятельная работа: эскизирование на тему урока.
Тема

14.

"Роспись

глиняной

игрушки".

Применение

точечной

росписи

контуром

для

декора".
Роспись керамической игрушки, изготовленной на прошлых занятиях. 16
Цель: Знакомство с правилами росписи керамической игрушки. Самостоятельная работа: «Декоративная рыба».
Учебно-тематический план

2 год обучения



Тема занятия

Вид

заняти

я

Общая

нагрузк

а

Аудитор

ные

занятия

Самост

оятельн

ая

работа

198

132

66

I полугодие

1
Овощи и фрукты». Бумагопластика. урок 15 10 5
2
«Растительный орнамент». Изонить. урок 18 12 6
3
Декорирование шкатулки урок 15 10 5
4
«Восточный натюрморт». Аппликация из ткани и ленточек. урок 18 12 6
5
«Зимние узоры». Декорирование стекла (объемная форма) урок 15 10 5
6
"Новогодняя маска". Папье- маше. урок 14 9 5 Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
Всего

96

64

32

II полугодие

7
«Древний Египет». Рельефная ф р и з о в а я к о м п о з и ц и я (шпатлевка).
8
« Ко р а бл и к » . М од ул ь н о е оригами.
9
«Цветы для мамы». Открытка
10
«Распустившийся цветок». Мокрое валяние.
11
«Загадочные птицы». Горячий 17
батик.
12
«Фантастическое животное». Керамика.
13
«В мире животных». Коллаж. Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
Всего

102

68

34

Второй год обучения

Ι полугодие

Тема 1: «Овощи и фрукты».
Бумагопластика. Цель: продолжение знакомства с объемными предметами декоративно- прикладного искусства. Задачи: художественное конструирование объемной формы на основе геометрических фигур (круг, овал, треугольник). Обучение навыкам работы с натуры (с натуральных овощей и фруктов или муляжей): умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. Знакомство с техникой «папье-маше». Практическая работа: выполнить основу формы овощей или фруктов из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать. Материалы и инструменты: пластилин, клей ПВА, газета, бумага гуашь, кисти. Самостоятельная работа: лепка овощей и фруктов с натуры.
Тема 2: «Растительный орнамент».
Изонить. Цель: раскрыть роль растительного орнамента и его применение в декоративно-прикладном искусстве. Задачи: передача характерных особенностей растений (формы листьев, цветов) через стилизацию. Знакомство с техникой «изонить». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: составить эскиз растительного орнамента из листьев с хорошо выраженными прожилками или 18
стилизованных (упрощенных) цветов. Эскиз перенести на картон и вышить придуманный рисунок растительного орнамента в технике «изонить». Материалы и инструменты: картон А 5 (А 4), игла, цветные нити. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки растений.
Тема 3: Декорирование шкатулки
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: сконструировать объемную форму на основе геометрических фигур (квадрат, прямоугольник); научиться декорировать объемные предметы. Практическая работа: сделать развертку для шкатулки, как для кубика. Затем декорировать шкатулку узорами. Это могут быть нарисованные узоры, орнаменты из бересты или другие варианты декорирования шкатулки. Материалы и инструменты: черный картон А 3, ножницы, гелевые ручки серебряная, золотая, береста, резцы и др. Самостоятельная работа: выполнить узоры на картоне.
Тема 4: «Восточный натюрморт».
Аппликация из ткани и ленточек. Цель: выполнить выразительное решение сюжета. Задачи: используя технику коллажа, создать композицию в восточном стиле. Выделение композиционного центра за счет обобщения второстепенных деталей. Практическая работа: выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Для декорирования композиции использовать ленточки. Материалы и инструменты: ткань, кожа, ленточки, ножницы, клей. Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани для практической работы.
Тема 5: «Зимние узоры».
Декорирование стекла (объемная форма) 19
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: научиться декорировать объемные предметы, владея выразительными возможностями линии, пятна, цвета. Использование симметрии в организации плоскости. Практическая работа: придумать эскиз с зимними узорами для декорирования стеклянной кружки. Затем перенести полученный рисунок на кружку контурами и добавить цветовых пятен красками по стеклу. Важно обратить внимание на цветовую гармонию и выразительность линий. Материалы и инструменты: стеклянная кружка, краски и контуры по стеклу, кисти. Самостоятельная работа: выполнить композицию «Узоры на окне».
Тема 6: "Новогодняя маска".
Папье-маше Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: продолжить знакомство с техникой прикладного творчества папье-маше. В маске передать новогоднее настроение. Практическая работа: выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать, украсить декоративными элементами. Материалы и инструменты: пластилин, клей ПВА, газета, бумага, гуашь, фурнитура (пуговицы, паетки и др.) Самостоятельная работа: лепка портрета (например, морды животного).
II полугодие

Тема

7:

«Древний

Египет».
Рельефная фризовая композиция (шпатлевка). Цель: знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Задачи: формирование умения работать с полуобъемным изображением, умения добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Практическая работа: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения в композиции. Затем постепенное набирание массы изображения шпатлевкой и дополнение композиции 20
мелкими деталями. После высыхания рельефа выполнить работу в цвете. Материалы и инструменты: картон А 3, шпатлевка, мастихин, гуашь, кисти. Самостоятельная работа: изучение литературы по Древнему Египту, подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией.
Тема 8: «Кораблик»
. Модульное оригами. Цель: продолжение знакомства с объемными предметами декоративно- прикладного искусства. Задачи: знакомство с техникой «оригами», связанной с бумагопластикой; умение работать по схемам. Практическая работа: система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Выбранная тема посвящена Дню защитника Отечества. Из модулей составляется конструкция корабля. Материалы и инструменты: бумага, ножницы. Самостоятельная работа: выполнить любую модель оригами.
Тема 9: «Цветы для мамы».
Открытка. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: умение правильно выбрать размер изображения, соотношение пятен и фона; умение использовать композиционные приемы симметрии и асимметрии в работе над замыслом. Практическая работа: согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Для декорирования открытки могут использоваться различные материалы и способы их обработки. Выбранная тема посвящена 8 марта – Женскому Дню. Материалы и инструменты: картон А 4, ножницы, клей, фурнитура. Самостоятельная работа: зарисовки цветов.
Тема 10: «Распустившийся цветок».
Мокрое валяние 21
Цель: воспитание эстетического вкуса обучающегося. Задачи: продолжение знакомства с техникой «валяние» и ее видами; освоение практических навыков работы в технике «мокрое валяние». Практическая работа: объект валяния – цветок лилии. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Материалы и инструменты: цветная шерсть, мыло, вода, пленка. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 11: «Загадочные птицы».
Горячий батик. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: продолжение знакомства с техникой росписи ткани. Формирование практических навыков работы в технике «Горячий батик». Изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: выполнить упражнения, а затем длительную работу в горячем батике. Роспись ткани выполняется в три-четыре перекрытия с использованием растопленного парафина. Композиция выполняется в родственной цветовой гамме по предварительно сделанному цветовому эскизу. Возможно декорирование работы способом «кракле». Материалы и инструменты: пяльцы, подрамник с рамой А 3, белая ткань, краски по ткани, палитра, кисти, парафин, емкость для разогрева парафина, фен, утюг, газеты. Самостоятельная работа: подбор материала для практической работы в технике «Горячий батик». Зарисовки птиц. Эскизирование.
Тема 12:

«Фантастическое животное»
. Керамика. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: умение передавать пластику объемных форм средствами лепки из глины. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур. 22
Практическая работа: придумать эскиз фантастического животного, например, голова от одного животного, туловище от другого (как кентавр, минотавр). Для выполнения работы использовать скульптурный прием – пластический способ (лепка из целого куска глины) с добавлением мелких деталей. Материалы и инструменты: глина, доска, стеки. Самостоятельная работа: лепка животных по памяти.
Тема 13: «В мире животных».
Коллаж. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выделение композиционного центра за счет обобщения второстепенных деталей. Практическая работа: составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из бумаги или журналов и наклеить их согласно рисунку. Материалы и инструменты: цветная бумага, журналы, ножницы, клей. Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разную по фактуре бумагу и журнальные вырезки.
Третий год обучения

I полугодие



Тема занятия

Вид

заняти

я

Общая

нагрузк

а

Аудитор

ные

занятия

Самост

оятельн

ая

работа

231

165

66

I полугодие

1
"Дары природы". Папье-маше. урок 18 14 4
2
"Оберег". Ткань, шерстяные нитки урок 20 14 6
3
Салфетка. Ручная счетная вышивка урок 20 14 6
4
Роспись по дереву (доска) урок 18 12 6
5
«Рождественский урок 20 14 6 23
ангел».Кукла.
6
Новогодние игрушки. Оригами. урок 15 11 4 Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
112

80

32

II полугодие

7
Средневековье». Миниатюра. урок 18 14 4
8
«Подарок близким». Пластика урок 20 14 6
9
Витражная роспись вазы с украшениями. урок 20 14 6
10
«Замки эпохи Возрождения». Линогравюра урок 18 12 6
11
«Городской пейзаж». Свободная роспись. урок 20 14 6
12
«Деревенский дом». Рельеф из глины. урок 15 11 4
13
«Сельский пейзаж». Граттаж урок 7 5 2 Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
119

85

34

Тема1: «Дары природы».
Папье-маше. Цель: развитие художественной наблюдательности обучающегося. Задачи: обучение навыкам работы с натуры (например, с муляжей грибов): умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. Освоение практических навыков в технике «папье-маше». Практическая работа: выполнить основу формы различных грибов из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать. Материалы и инструменты: пластилин, клей ПВА, газета, бумага гуашь, кисти. Самостоятельная работа: зарисовки грибов по памяти.
Тема 2: Оберег
. Ткань, шерстяные нитки. 24
Цель: раскрыть роль и значение традиционной обереговой куклы в декоративно-прикладном искусстве . Задачи: познакомиться с символичностью и традицией выполнения обереговой куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Практическая работа: рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Выполнение куклы – оберега осуществляется одновременно с преподавателем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Материалы и инструменты: ткани, нитки, синтепон, ножницы. Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на практическом занятии, выполнив подобную куклу.
Тема 3: Салфетка.
Ручная счетная вышивка. Цель: раскрыть роль и значение традиционной русской вышивки в декоративно-прикладном искусстве. Задачи: познакомиться с традиционной русской счетной вышивкой, узнать особенности основных центров вышивания. Практическая работа: работая с образцами счетных вышивок, зарисовать геометрические мотивы, в которых присутствуют симметрия и ритм орнамента в полосе. Затем выполнить вышивку по краю салфетки простым счетным швом – набором. Материалы и инструменты: салфетка, игла, красные нитки мулине. Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки. Закрепить навыки, полученные на практическом занятии.
Тема 4: Роспись по дереву
(доска). Цель: раскрыть роль и значение росписи в декоративно-прикладном искусстве. Задачи: познакомиться с центрами росписи по дереву, узнать особенности выполнения урало-сибирской росписи. Изучить элементы и мотивы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. 25
Практическая работа: выполнить упражнения по урало-сибирской росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности урало-сибирской росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Материалы и инструменты: деревянная заготовка, гуашь, кисти. Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией. Повторить упражнения по росписи.
Тема 5: «Рождественский ангел».
Кукла. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: познакомиться с миром тряпичной куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Практическая работа: выполнение куклы «Рождественского ангела» осуществляется одновременно с преподавателем, отрабатываются приемы шитья туловища куклы, платья, выполнения волос из шерстяных ниток, вырезания крыльев. Обучающийся сам придумывает образ ангела: выбирает по своему усмотрению ткань, фурнитуру (для украшения платья и крыльев), рисует лицо ангелу, придавая определенное выражение. Материалы и инструменты: ткани, нитки, игла, синтепон, фурнитура, ножницы, клей. Самостоятельная работа: зарисовка куклы с натуры. Посещение музея кукол и детской книги «Страны чудес».
Тема 6: Новогодние игрушки.
Оригами. Цель: развитие внимания и художественной наблюдательности. Задачи: освоение практических навыков в технике «оригами», умение работать по схемам. Практическая работа: система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Выбранная тема посвящена Новому году. Обучающийся делает 26
новогодние игрушки по схемам. Материалы и инструменты: бумага, ножницы. Самостоятельная работа: выполнить любую модель оригами. II полугодие.
Тема 7: «Средневековье»
. Миниатюра. Цель: развитие образного мышления. Задачи: познакомиться с миниатюрой, просмотреть иллюстративный материал Средневековых книжных миниатюр. Практическая работа: выполнить иллюстрацию в Средневековом орнаментальном стиле. Нарисовать заглавную буквицу своего имени, покрытую узорами плетеного орнамента. Материалы и инструменты: картон А 4, гуашь, кисти. Самостоятельная работа: выполнить копию образца буквицы Средневековой книжной миниатюры.
Тема 8: «Подарок близким».
Пластика Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: знакомство с техникой лепки из полимерной глины (пластики). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Практическая работа: выполнение сувениров, подарков близким к 23 февраля и 8 марта: украшений, брелоков, шкатулок, рамочек для фото и магнитов. В изделиях должно присутствовать гармоничное сочетание цветов, выразительность образа. Материалы и инструменты: полимерная глина (пластика), доска, стеки, канцелярский нож. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
Тема 9: Витражная роспись вазы с украшениями
. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: продолжить знакомство с витражом; научиться декорировать объемные 27
предметы, владея выразительными возможностями линии, пятна, цвета. Практическая работа: придумать эскиз росписи для декорирования стеклянной вазы. Затем перенести рисунок, поделенный на участки, на вазу контурами. А затем замкнутые участки залить витражной краской или красками по стеклу, держа вазу в горизонтальном положении. Важно обратить внимание на цветовую гармонию и выразительность линий. Материалы и инструменты: стеклянная ваза, краски и контуры по стеклу, кисти. Самостоятельная работа: выполнить витраж на пластике.
Тема 10: «Замки эпохи Возрождения».
Линогравюра. Цель: развитие художественного вкуса. Задачи: усвоение теоретических знаний о гравюре и ее видах, формирование практических навыков работы в технике «линогравюра». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал об архитектуре эпохи Возрождения – замках, создать эскиз, а затем перенести рисунок на линолеум. Специальными резцами выполнить углубленный рельеф – гравюру. После этого накатать краску валиком по рельефу и делать оттиски. Материалы и инструменты: линолеум, резцы, валик, гуашь, бумага. Самостоятельная работа: подбор материала по архитектуре эпохи Возрождения.
Тема 11. «Городской пейзаж».
Свободная роспись (батик). Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: усвоение теоретических знаний в искусстве художественной росписи ткани. Формирование практических навыков работы в технике «Свободная роспись» (батик). Изучение особенностей композиции в жанре пейзажа. Практическая работа: выполнить упражнения, а затем длительную работу в батике свободной росписью (по цветовому эскизу). Применение солевого раствора, грунтовки, роспись «по-сырому», роспись «по-сухому». В росписи ткани 28
растекаемость краски регулируется при помощи добавок в нее соли и применении различных грунтовок. Материалы и инструменты: пяльцы, подрамник с рамой А 3, белая ткань, краски по ткани, палитра, кисти, соль, обойный клей, фен. Самостоятельная работа: подбор материала для практической работы в технике «Свободная роспись» (батик). Эскизирование.
Тема 12: «Деревенский дом».
Рельеф из глины. Цель: закрепление знания о рельефе. Задачи: научиться набирать объем в целом; уточнять пропорции и проверять правильность выполнения рисунка. Практическое освоение приемов лепки из глины. Практическая работа: пейзаж с деревенским домом как бы проецируется на плоскости, подобно рисунку, в виде рельефа. Двухплановый рельеф: дальний план – фон, передний – предметы (т.е. в перспективном сокращении – с уменьшением или увеличением выпуклости). Материалы и инструменты: доска, глина, стеки. Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу в рельефе.
Тема 13: «Сельский пейзаж».
Граттаж. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: знакомство с техникой «граттаж». Изучение технологических и изобразительных особенностей работы. Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: сначала раскрасить весь лист цветными восковыми мелками или натереть бумагу свечой. Затем покрыть весь лист черной гуашью или тушью с добавлением жидкого мыла. В последний этап работы процарапать рисунок по эскизу любым острым предметом. Материалы и инструменты: формат А 3, цветные восковые мелки или свеча, черная гуашь или тушь, жидкое мыло, острый предмет. Самостоятельная работа: выполнить эскизы к практической работе. 29

Четвертый год обучения

Ι полугодие



Тема занятия

Вид

заняти

я

Общая

нагрузк

а

Аудитор

ные

занятия

Самост

оятельн

ая

работа

264

165

99

I полугодие

1
«Осень». Коллаж. урок 24 15 9
2
«Матрешка». Декоративная роспись по дереву. урок 24 15 9
3
«Образ девушки». Бумагопластика. урок 24 15 9
4
«Портрет дамы 18 века». Декоративный рельеф (шпатлевка) урок 24 15 9
5
«Русская красавица». Кукла урок 31 19 12 Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
128

80

48

II полугодие

6
«Древнерусская архитектура». Декоративное панно (батик) 24 15 9
7
Символика в ювелирном искусстве. Бижутерия 24 15 9
8
«Образ города». Коллаж. 24 15 9
9
«Орнамент в квадрате». Фьюзинг. 24 15 9 30

10
«Растительный орнамент». Фьюзинг на тарелке. 16 10 6
11
«Барышня». Керамика 23 14 9 Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
136

85

51

Тема 1: «Осень»
. Коллаж. Цель: передать осеннее настроение в декоративной композиции. Задачи: используя технику коллажа, создать композицию в ярком осеннем колорите. Выделение композиционного центра за счет обобщения второстепенных деталей. Практическая работа: составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из бумаги различных фактур и наклеить их согласно рисунку. Для декорирования композиции можно использовать природный материал: засушенные листья, цветы, веточки. Материалы и инструменты: картон А 3, цветная бумага, клей, ножницы, природный материал. Самостоятельная работа: выполнить аппликацию «Осенний букет» из природного материала.
Тема 2: «Матрешка».
Декоративная роспись по дереву . Цель: развитие художественной наблюдательности. Задачи: продолжение знакомства с техникой росписи по дереву. Узнать художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Изучить элементы и мотивы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Практическая работа: выполнить упражнения по росписям. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на деревянной заготовке - матрешке. 31
Материалы и инструменты: деревянная заготовка матрешки, гуашь или акрил, кисти. Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме. Повторить упражнения по росписям.
Тема 3: «Образ девушки».
Бумагопластика. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: продолжение знакомства с техникой бумагопластики. Обучение искусству моделирования из бумаги, создания объемных фигур. Освоение способов конструирования. Практическая работа: создать варианты эскизов кукол – моделей в костюмах. По выбранному эскизу выполнить основу – каркас костюма для куклы, смоделировать голову, а затем декорировать костюм. Бумагопластика включает в себя складывание, вырезание и склеивание элементов фигуры. Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей. Самостоятельная работа: подобрать материал по заданной теме.
Тема 4: «Портрет дамы 18 века».
Декоративный рельеф (шпатлевка) Цель: развитие образного мышления. Задачи: формирование умения работать с полуобъемным изображением, умения д о б и ват ь с я выразительности образа. Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал по истории женского костюма 18 века, создать свой эскиз будущей композиции. Перенести рисунок на картон. Затем постепенное набирание массы изображения шпатлевкой и дополнение композиции мелкими деталями. После высыхания рельефа выполнить работу в цвете по эскизу. Материалы и инструменты: картон А 3 (А 2), шпатлевка, мастихин, гуашь, кисти. Самостоятельная работа: изучение литературы по 18 веку, истории моды и костюма, подобрать иллюстративный материал для работы над будущей композицией. 32

Тема 5: «Русская красавица»
. Кукла Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: познакомиться с техникой выполнения куклы. Формировать знания о пропорциях человеческой фигуры. Отработать навыки лепки из полимерной глины (пластика) и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Практическая работа: выполнение куклы осуществляется под чутким руководством преподавателя. Голова, шея, кисти рук, стопы выполняются из полимерной глины. А туловище делается из проволочного каркаса и синтепона. Останется, куклу собрать, сшить платье, сделать волосы из шерсти. И дополнить образ куклы аксессуарами и украшениями. Материалы и инструменты: полимерная глина, ткани, нитки, игла, синтепон, фурнитура, ножницы, клей. Самостоятельная работа: подобрать материал по заданной теме.
II полугодие.

Тема 6: «Древнерусская архитектура»
. Декоративное панно (батик). Цель: развитие художественного вкуса. Задачи: закрепление теоретических знаний и навыков работы в искусстве художественной росписи ткани. Воспитание исследовательских качеств. Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал по архитектуре Древней Руси, создать свой эскиз будущей композиции. Выполнить работу в любой из техник росписи по ткани («холодный батик», «горячий батик», «свободная роспись»). Материалы и инструменты: подрамник с рамой А 2, белая ткань, краски по ткани, палитра, кисти, соль, парафин, фен, утюг и др. Самостоятельная работа: подбор материала для практической работы. Эскизирование.
Тема 7: Символика в ювелирном искусстве
. Бижутерия. 33
Цель: раскрыть роль и значение ювелирного искусства в декоративно- прикладном искусстве . Задачи: знакомство с символикой в ювелирном искусстве. Развитие аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Практическая работа: основываясь на простейшие геометрические формы, относящиеся к солярным символам (ромбу и кругу), выполнить ожерелье или браслет из бусин, изготовленных из полимерной глины. Материалы и инструменты: доска, полимерная глина, стеки, канцелярский нож. Самостоятельная работа: лепка украшений из полимерной глины.
Тема 8: «Образ города»
. Коллаж. Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: используя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выделение композиционного центра за счет обобщения второстепенных деталей. Практическая работа: сделать разные фото города. Выбрав наиболее интересную фотографию, составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из бумаги или журналов и наклеить их согласно рисунку. Материалы и инструменты: цветная бумага, журналы, ножницы, клей. Самостоятельная работа: зарисовки любимых уголков города. Посещение «Музея истории Екатеринбурга».
Тема 9: «Орнамент в квадрате».
Фьюзинг. Цель: освоение построения геометрического орнамента в квадрате. Задачи: знакомство с техниками «фьюзинг» и «тиффани», изучение технологических особенностей работы. Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: составить простой геометрический орнамент в квадрате, в котором соблюдена симметрия. Выполнение в материале проводится под чутким руководством преподавателя. Обучающийся учится резать стекло по прямым линиям. В орнаментальной композиции должна присутствовать цветовая гармония. Материалы и 34
инструменты: прозрачное стекло 10*10 см, стеклорез, цветные стекла, обойный клей. Самостоятельная работа: составление геометрического орнамента в квадрате, варианты эскизов.
Тема 10: «Растительный орнамент».
Фьюзинг на тарелке. Цель: освоение построения растительного орнамента в круге. Задачи: повторение и закрепление знаний по данной теме. Овладение приемами работы в технике «фьюзинг». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая работа: составить простой растительный орнамент в круге, в котором соблюдена симметрия. Выполнение в материале проводится под чутким руководством преподавателя. Обучающийся учится резать стекло по кривым (дугообразным) линиям. В орнаментальной композиции должна присутствовать цветовая гармония. Материалы и инструменты: керамическая тарелка, стеклорез, цветные стекла, обойный клей. Самостоятельная работа: составление растительного орнамента в круге, варианты эскизов.
Тема 11: «Барышня».
Керамика. Цель: раскрыть роль и значение традиционной русской глиняной игрушки в декоративно-прикладном искусстве. Задачи: изучение основных центров лепки традиционных керамических игрушек. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Практическая работа: изготовить традиционную игрушку – барыню из глины по мотивам дымковской народной игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Материалы и инструменты: доска, глина, стеки. 35
Самостоятельная работа: подбор материала по дымковской глиняной игрушке.
Пятый год

Ι полугодие



Тема занятия

Вид

заняти

я

Общая

нагрузк

а

Аудитор

ные

занятия

Самост

оятельн

ая

работа

297

198

99

I полугодие

1
Кукла в русском традиционном костюме. урок
48

32

16

2
Аксессуары. Ткачество, вышивка урок
48

32

16

3
Элементы декорирования интерьера. Батик, вышивка, лоскутное шитье. урок
47

31

16
Просмотр творческих работ контро льный урок 1 1 -
144

96

48

II полугодие

5
Монументально-декоративная композиция
54

36

18

6
Итоговая дипломная работа.
99

66

33

153

102

51

Тема 1: Кукла в русском традиционном костюме.
Цель: воспитание эстетического отношения к русской народной культуре. Задачи: закрепление навыков работы в технике выполнения куклы. Использование знаний о пропорциях человеческой фигуры. Развитие исследовательских качеств. Практическая работа: изучив историю русского традиционного костюма, просмотрев иллюстративный материал, создается эскиз будущей куклы в народном костюме. Куклой может быть необязательно женская фигура, но и мужская. Желающие могут сделать парочку, в зависимости от работоспособности обучающегося. Кукла собирается по 36
частям. Голова, шея, кисти рук, стопы выполняются из полимерной глины. А туловище делается из проволочного каркаса и синтепона. Затем шьется одежда куклы по традициям русского народного костюма. Для дополнения образа куклы костюм может декорироваться вышивкой или сотканным пояском. Материалы и инструменты: полимерная глина, ткани, нитки, игла, синтепон, фурнитура, ножницы, клей. Самостоятельная работа: подобрать материал по заданной теме. Выполнить варианты эскизов моделей костюмов.
Тема 2:

Аксессуары.
Ткачество, вышивка Цель: приобщение обучающихся к истокам народного искусства. Задачи: закрепление практических навыков работы в техниках «ткачество» и «вышивка». Развитие исследовательских качеств. Практическая работа: изучив материалы по русскому традиционному костюму, внимательно рассмотрев аксессуары костюма, обучающийся сам выбирает технику исполнения декоративно-прикладного искусства: ткачество или вышивку. Для выполнения пояса на топках – дощечках необходимо правильно заправить дощечки нитями основы и рассчитать необходимое количество нитей, чтобы получился задуманный орнаментальный рисунок. Вышивкой можно украсить по краю платка, рубахи или юбки. Вышивка с орнаментальным рисунком выполняется счетным швом – набором или крестиком. Материалы и инструменты: топки, цветные шерстяные нитки, игла, красные нитки мулине. Самостоятельная работа: подобрать материал по заданной теме. Выполнить эскизы орнаментов.
Тема

3:

Элементы

декорирования

интерьера.
Батик, вышивка, лоскутное шитье. Цель: развитие художественного вкуса. Задачи: закрепление практических навыков работы в техниках «батик», «вышивка», «лоскутное шитье». Развитие исследовательских качеств. Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал по интерьеру, обучающийся выбирает свой элемент декорирования интерьера и технику исполнения. Такими 37
элементами декорирования интерьера могут стать подушка с росписью и вышивкой; панно с росписью, вышивкой и лоскутным шитьем; скатерть и салфетки с росписью и вышивкой; шторы с росписью и др. Материалы и инструменты в зависимости от выбора вида декоративно- прикладного искусства: ткани, подрамники, краски, кисти, нити, и др. Самостоятельная работа: подобрать материал по заданной теме. Эскизирование.
II полугодие

Тема 4: Монументально-декоративная композиция.
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: знакомство с видами монументально-декоративного искусства. Развитие исследовательских качеств. Закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме. Практическая работа: в зависимости от выбора вида монументально- декоративного искусства (мозаики, фрески, витража, гобелена, росписи на стенах, декоративного панно) обучающийся разрабатывает эскизы монументально-декоративной композиции. А также выполняет эскизное решение пространства интерьера, в котором будет находится композиция. Обучающийся изучает материал по выбранному виду монументально- декоративного искусства и осваивает навыки работы в технике, которой будет выполнена композиция. Материалы и инструменты в зависимости от выбора вида монументально-декоративного искусства: ткани, подрамники, краски, кисти, цветные нити, отделочные материалы и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала. Эскизирование.
Тема 5: Итоговая дипломная работа
Цель: развитие образного мышления. Задачи: выявление способностей, наклонностей и умений обучающегося: его подготовленности к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Закрепление знаний и навыков работы в техниках декоративно- 38
прикладного искусства. Практическая работа: работа над итоговым заданием начинается с выбора темы декоративной композиции и техники ее исполнения. Ведутся поиски материала, композиционного и цветового решения над эскизами. Преподаватель осуществляет контроль над процессом работы обучающегося, проводит индивидуальные консультации. Важно создать художественный образ композиции. Это может быть композиционное решение по мотивам национальной одежды различных народов. За основу сюжета могут быть взяты различные эпохи и стили, вариации на тему времен года, стихий, литературных произведений. Образ может быть определен обучающимся самостоятельно. А также необходимо продумать применение итоговой работы, где может быть использована данная композиция: в быту, в одежде, являться элементом декорирования интерьера или стать монументально-декоративной композицией. Материалы и инструменты в зависимости от выбора вида декоративно- прикладного искусства: ткани, подрамники, краски, кисти, цветные нити, фурнитура, отделочные материалы и др. Самостоятельная работа: сбор материала. Эскизирование.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом учебного процесса по предмету «Работа в материале» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; - умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; - навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел; 39
- навыки работы в различных техниках и материалах. При прохождении итоговой аттестации в 5 классе выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки по учебному предмету «Работа в материале» в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ; - знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; - достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей; - навыки исполнения работы по композиции; - наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
4.Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функции. Оценка качества реализации образовательного процесса включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется преподавателем практически на всех занятиях. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения тем по учебному предмету «Работа в материале», а также для проверки самостоятельной работы обучающихся, обсуждения этапов работы над композицией. Текущая аттестация проводится по полугодиям в форме просмотра учебных и домашних работ обучающихся преподавателями. По результатам текущей аттестации (просмотрам) в конце 40
полугодий учебного года обучающимся выставляются оценки и итоговая оценка за год. Формы промежуточной аттестации: - Контрольный урок в виде просмотра творческих работ (проводится в счет аудиторного времени); Экзамен (проводится во внеаудиторное время). В рамках промежуточной аттестации проводятся просмотры учебных работ по предмету «Работа в материале» на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По учебному предмету «Работа в материале» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Декоративно- прикладное творчество» предусмотрена в соответствии с федеральными государственными требованиями итоговая аттестация, которая проводится в форме выпускного экзамена в 5 классе: защиты выпускной творческой работы. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения предмета «Работа в материале» по итогам выпускного экзамена и просмотров в рамках промежуточной и итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании общеобразовательного учреждения.
Критерии оценок
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед обучающимся конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа обучающегося. Система оценок знаний обучающихся по учебному предмету «Работа в материале» предполагает пятибалльную систему. 5 (отлично) – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом. 4 (хорошо) – обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 41
3 (удовлетворительно) – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии выполненного задания без уважительной причины.
5.Методическое обеспечение учебного процесса
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: - обзорная беседа – знакомство с новой техникой работы в материале; - освоение приемов работы в материале; - создание творческой работы. Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Необходимо помочь обучающимся выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному обучающемуся. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике декоративно- прикладного искусства. После выбора основной темы и техники исполнения работы начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и обращение к справочному материалу, литературе по декоративно- прикладному искусству. Организации самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные работы по предмету «Работа в материале» просматриваются еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскизы, итоговая работа. Необходимо дать возможность обучающемуся глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности. Самостоятельная 42
(внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
6.Список литературы и средств обучения

Методическая литература
1. Абрамова Е. И. Художественная роспись ткани. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2004 2. Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993 3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010 5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975 6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008 7. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009 8. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 9. Демичева В. В. Художественное ткачество. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2005 10. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984 11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994 12. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988 13. Миронова Т. А. Декоративная композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2004 14. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009 43
15. Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007 16. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник. Сост. Теличко А. А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008 17. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 18. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст- пресс, 2006 19. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985 Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. "Филимоновская игрушка" 20. Яковлева Е. Г. Курские ковры. М., 1959
Учебная литература
1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007 2. Дорожин Ю. Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007 3. Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010 4. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: ВЛАДОС, 2004. 5. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003 6. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003 7. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998 44


В раздел образования