Напоминание

"Сюжет и его особенности в постановке хореографического номера"


Автор: Парсикова Ольга Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО - Центр внешкольной работы
Населённый пункт: г. Маркс Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сюжет и его особенности в постановке хореографического номера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЮЖЕТ В ХОРЕОГРАФИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Сюжет - основа драматургии танца. Рождение танца начинается с

замысла. Уже в нем должно содержаться образно-эмоциональное ядро,

которое в дальнейшем в процессе художественного обобщения станет

основой и содержания, и формы хореографического произведения. В замысле

определяются вид и жанр будущего танца, эстетический характер его

содержания и формы, которые в свою очередь зависят от точного

определения темы и идеи произведения.

Тема - это идея, зародившаяся в опыте автора, подсказываемая ему

жизнью, требующая воплощения в образах. Тему произведения нельзя

оторвать от идеи. Тема - это тот круг жизненных явлений, который

изображает художник.

Идея - как художник оценивает изображаемое, что хочет сказать

зрителю.

«Тема может быть оригинальной или избитой, значительной или мелкой,

актуальной или надуманной, современной или сиюминутной и т.д. То же

самое можно сказать об идее - ее общечеловеческая и гражданская ценность

находится в прямой зависимости с темой».

Тема с ее содержательной стороны - это конкретная идея, которая должна

быть воплощена в произведении по законам данного вида искусства

сообразно

с

мировоззрением

и

индивидуально-творческой

манерой

художника. Поэтому поставленные на одну тему (или даже сюжет) несколько

танцевальных произведений будут разными по своей индивидуальной

направленности

Сюжет

- это ряд связанных между собой и последовательно

развивающихся

событий.

Через

эти

события

художник

показывает

взаимоотношения и взаимодействия образов. В них (отношениях, действиях)

обнаруживаются различные черты характера, поведение, переживания

действующих лиц. Сюжет появляется еще в замысле при определении темы и

жанра танца.

Развитие сюжета проходит четыре этапа:

жизненная основа, являющаяся только возможностью сюжета;

сюжетный замысел - шаг вперед по пути реализации жизненной

коллизии (определение главного конфликта, событий; характеристика

образов, стиля, жанра;

отбор

приемов

построения

композиции;

выбор

музыкального

материала, т.е.создания композиционного плана, сценария);

сочинение композиции танца - поиск пластического языка, построение

мизансцен,рисунков, выбор оформления ; - реализация сюжета в

произведении - постановка танца в коллективе, исполнение его -

воплощение содержания в форму. Главный принцип сюжета - все

события связаны с основным конфликтом.

Конфликт

- разногласие, столкновение противоположных интересов,

взглядов, стремлений, лежащих в основе борьбы действующих лиц в

художественном произведении. Основное конфликтное зерно - отсутствие

или нарушение гармонии личного и общественного; между потребностями и

препятствиями их удовлетворению. В белорусском танце «Юрочка» юноша,

осознавая свою привлекательность, считает, что девушки будут любить

только его. Но ни одна из девушек не принимает такого непостоянства.

Конфликт в том, что индивидуальные установки юноши вступают в

противоречие с общепринятыми нормами. События, конфликты раскрывают

действующие лица, выполняя поставленную им

задачу.

Персонаж - действующее лицо произведения, не влияющее на ход

событий, но помогающее оттенить, укрупнить происходящее на сцене,

сделать эпизод зрелищным.

Типаж - человек, наделенный какими-либо характерными свойствами,

яркий

представитель

какой-либо

группы

людей.

В

сценическом

произведении

персонаж-исполнитель

наделен

какой-либо

чертой,

выраженной внешне: гордый, застенчивый, неповоротливый, высокий,

меленький и т.п. Часто в русских кадрилях балетмейстеры, создавая типаж в

танце, дают возможность проявить исполнителям свою индивидуальность.

Характер

-

совокупность

психических

особенностей

человека,

индивидуальный склад личности, проявляющийся в поведении и отношениях

с людьми. Эти свойства и качества, с одной стороны, являются природными (

темперамент, тип нервной системы), с другой -воспитываются семьей,

общественной средой. Характер может быть сильным, слабым, твердым,

мягким, тяжелым, плохим, хорошим, неустойчивым, уравновешенным...А

темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), на котором

базируется характер ,- бурный, неукротимый, вялый. Поэтому темперамент и

выражает отношение человека к происходящему событию, а характер

проявляется в действии - активном, целеустремленном, нерешительном,

покорном, подражательном. Характер человека выступает в качестве основы

его поведения, как результат воспитания и самовоспитания (склад ума,

манеры, привычки, культура эмоций). Но характер не образ. Он включен в

образ. Образ рисуется крупными мазками. Это обобщение. Характер - это

частности, слагаемые, конкретность. Нужна обстановка, действие, где мог бы

проявиться характер. Развитие образа есть раскрытие его через характер. В

воплощении образа на сцене немалую роль играют внешние признаки

исполнителя,

особенно

в

танце,

где

все

выражается

движениями

человеческого тела и мимикой.

Художественный образ - это специфический способ отражения жизни, ее

обобщение с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной форме.

Образность - основная черта художественного отражения жизни в искусстве.

«Поэт мыслит образами, он не доказывает истину (как ученый), а показывает

ее» (В.Г.Белинский). Создавая образ, художник ищет типичное, обобщает и

сохраняет

индивидуальные

особенности

жизни,

характера,

внешности

человека, национальные черты. В процессе создания образа решающую роль

играют идеалы художника. Поэтому образ имеет не только познавательное,

но и воспитательное значение.

Образ

в

танце

-

человек,

его

облик,

характер

реальный

или

аллегорический, проявляющийся в действиях, поступках.

Образ танца - система единичных образов, отражающих культуру народа,

группы людей, класса, эпохи. Сценический образ - сложнейший сплав

внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном

искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии и

музыки. Образ танца говорит о стилевом решении хореографа, его

художественной манере: танцевальная лексика, вся композиция имеют свои

оригинальные стилевые особенности. Как бы ни были далеки, на первый

взгляд, от действительности многие образы, созданные воображением

хореографа, в них необходимо отражается реальный мир.

Создавая конкретный образ в танце и обобщенный образ танца,

говорящий о теме, явлении, эпохе, хореограф выражает свой взгляд, свое

суждение, свое мировоззрение.

Создание

хореографического

образа

-

процесс

индивидуальный.

Наблюдательность, эмоциональность, интуиция, фантазия - важнейшие

слагаемые таланта хореографа. Он должен не только увидеть, исследовать,

но и обобщить, т.е. кроме индивидуальных черт характера наделить героя

типичными чертами, свойственными данному времени, группе, профессии и

т.п. А правильно выстроить на сцене линию поведения героев поможет

знание психологии. Раскрытию хореографического образа способствует

умение анализировать музыкальное произведение. Отталкиваясь от сюжета,

основываясь на музыкальном материала, хореограф должен сочинить

образные танцевальный текст, через который зритель воспринимает замысел

танца.

Вопрос о сюжетном танце один из наиболее сложных для хореографов.

Балетмейстер Р.В. Захаров в своей книге «Сочинение танца» дает такое

определение: «Сюжетный танец - маленькая пьеса с персонажами, каждый из

которых наделен индивидуальными характеристиками, обладает своим

внутренним миром. Выявить внутренний мир человека, его мысли, чувства и

призван сюжетный танец».

Итак, сюжетный танец - это хореографическая сценка с развитой

сюжетной линией, основанной на конфликте или событии и развивающейся

по законам драматургии.

Особенности

сюжетного

танца

в

том,

что

содержание

передано

хореографическими средствами. Поэтому сюжет должен быть танцевальным.

В танце нельзя одновременно выразить настоящее и прошлое и будущее: в

нем рассказывают о событиях прошлого или будущего, а показывают

действия, происходящие на сцене только как существующие в настоящем

времени. Если необходимо показать прошлое, надо остановить настоящее

действие, как бы вернуться в прошлое и показать его снова в настоящем

времени: на сцене разворачивается видовое действие-повествование.

В драматическом театре развитию действия помогает слово, а в танце

события выражены через действие-повествование. Надо отметить, что

хореографы, сочиняя сюжет, часто перенасыщают его событиями, и

неожиданно оказывается, что для танца уже нет места. Даже многократные

балеты имеют ограниченное число событий. В «Лебедином озере» действие,

являющееся завязкой главного конфликта, начинается во втором акте

встречей Зигфрида и Одетты, да и то после развернутого танца лебедей. А

весь первый акт отдан знакомству зрителя с принцем и его окружением.

Кульминация - встреча Зигфрида с Одилией - в третьем акте. Но

кульминация вся танцевальна и «растянута» во времени. Как видим, сюжет

балета

предельно

танцевальный

-

это

главное

требование

к

хореографическому сюжету. Постановщики нередко заимствуют сюжеты из

литературы, особенно сказочные, но «... буквальная инсценировка фабулы

романа, повести, рассказа обречена на неудачу. Необходим смелый отход от

его внешнего действия, переплавка сюжета, то есть создание нового

произведения,

совершенно

иного,

нежели

оригинал.

Самый

лучший

литературный сценарий, если он рождает в фантазии балетмейстера и

композитора музыкальные и хореографические образы, рискует остаться

бесплотным».

Если сюжет в спектакле драматического театра насыщен активными

действиями, то для танцевального сюжета характерен минимум поступков.

Необходимо как бы остановить мгновение и вглядеться в него. Зритель

словно наблюдает, что думают, чувствуют, переживают герои в результате

происходящего события, как к нему относятся, или накапливают эмоции для

последующего поступка. Эти мысли и чувства получают развернутое

танцевальное выражение.

Хореография

воплощает

не

только

обобщенные

темы,

но

и

эмоциональные

состояния,

показывая

их

укрупненно,

как

бы

через

увеличительное стекло. «Если любовь - то до безумия; если ненависть - то

беспредельная; если дружба - то не знающая препятствий». Балетный критик

Юрий Слонимский утверждает и доказывает в своей книге, что хореографии

присущи фантастичность и легендарность, экзотика и романтика, символика

и аллегория. Каждый балет - это своего рода «сказка о правде». Всякое

истинно танцевальное событие возникает на грани реальности и фантастики.

А бывают ли бессюжетные танцы? Воспринимаемые зрителем - да.

Отсутствуют события, видимые конфликты, противостояния персонажей. Но

на сцену выходят исполнители - действующие лица. Характер их пластики,

манеру, смену настроения, уровень отношений, которые они показывают

зрителю за определенный отрезок времени, - всю эту действенную линию

поведения, развития, раскрытия характеров, которые связаны теми или

иными отношениями, сочиняет хореограф. Для него это всегда сюжет,

выстроенный по законам драматургии, в котором персонажи живут и

действуют по правилам сценической логики, человеческой психики. Еще

Аристотель утверждал: «Пляска воплощает невидимую мысль». Хоровод

«Березка», «Волжская плясовая», «Наездники», «Бульба» - разве в них только

техника исполнения? В каждый отрезок времени исполнители действуют, и

эта цепь действий имеет свою логику соотношений, т.е. имеет свою

драматургию развития, созданную постановщиком танца.

Итак, сценическая хореография всегда сюжетна. В любом танце есть

начало, которому свойственно развитие по законам драматургии. А всем

видам развития присущи устойчивость закономерности, по которым строится

хореографическое произведение. Эти закономерности, правила построения

выведены и закреплены отбором из тысячелетней практики общения

художников со зрителем. Балетный критик Л.А. Линьков называет четыре

наиболее общие из них:

- контрастность соседних эпизодов;

- эмоциональные подъемы и спады;

- осмысленная ритмическая организация;

- устремленность к кульминации.

Хороший сюжетный танец всегда глубок по своему содержанию,

прорисовке образов, целостности замысла и яркости внешней формы.



В раздел образования