Автор: Краснова Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №48
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в организованных формах обучения
Раздел: дошкольное образование
На протяжении веков главная цель образования оставалась неизменной - помочь
человеку, вступающему в жизнь, понять окружающий мир. Мир меняется, и образование
подстраивается под требования времени. Что происходит сейчас? Почему на образование
тратится уйма денег, методисты предлагают всё новые и новые реформы, постоянно растет
число образованных людей, но пропасть между образованием и реальной жизнью всё
углубляется. В чем же дело? Вероятно в том, что назрела необходимость в принципиально
новом образовании. В последнее время специалисты склоняются к мысли, что в третьем
тысячелетии перед образованием встанет новая задача: научить человека принципиально
новому восприятию мира. До сих пор все традиционные образовательные системы были
рассчитаны на активное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление.
Чтобы
сохранить
ощущение
реальности,
не
заблудиться
в
постоянно
меняющейся
действительности, предстоит подключить к работе и вторую половинку мозга, отвечающую за
интуицию и образное мышление. Только так, гармонично развивая оба полушария, человек
сможет найти общий с окружающей действительностью, видеть мир во всей его полноте.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений является, прежде всего,
развивающее обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо
ориентированны на закономерности творческой личности ребенка. Ребенок, переступающий
порог
школы,
должен
соответствовать
определенному
физическому,
умственному,
эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей успешности.
Интеллектуальное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе
общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском
саду.
Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, потому требуется
смена видов
деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, дидактические игры и
т.д. Но игры в детском саду - прежде всего обучающие, они должны приковывать
неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, заставляя его напряженно думать.
Практика показала, что перспективным и важным является проблемно- поисковый
метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации воспитатель учит
ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые
условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае
может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
практические (действия в перекладывании, подборе), мыслительные (обдумывание хода,
предугадывание
результата,
предположение
решения).
Все
это
дает
основание
для
утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда
занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное
отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.
Из всего занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее значение
находят дидактические игры, которые дают возможность формировать новые знания,
знакомить детей со способами действий. Они интересны для детей, эмоционально
захватывают их, дети учатся вести поиск самостоятельно, проявлять умственное напряжение,
сосредотачивать внимание на проблеме. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и
направлением анализа занимательных задач, приводящих в конечном счете к решению. На
протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, занимательные
задачи
могут
служить
средством
активизации,
переключения
снимания
детей,
интеллектуального отдыха. В принципе все задания на развитие интеллектуальных
способностей детей допускают самые разнообразные варианты решений. Поэтому при
проведении их важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы,
которые хоть в какой-нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка.
Требования к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не
снижать активность и непосредственность в высказываниях детей.
Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны, широко варьировать
материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках, диктуемых
доступностью заданий для детей данного возраста.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками, их
называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как
правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур с другими, а не только изменение
их количества.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной,
пространственной,
временной точки зрения, подмечаются простейшие математические
отношения. Задачи-шутки - занимательные игровые задачи с математическим смыслом, для их
решения надо в большей степени проявить находчивость, смекалку, понимание юмора,
нежели познания в математике.
Моя работа строится как обучение навыкам учебного сотрудничества, как полное
раскрытие потенциала дошкольника с использованием аппарата логического мышления, как
содержательная
форма
психологической
активности
ребенка,
становление
личности
дошкольника как решение различных задач, связанных с общими интеллектуальными
способностями.
Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Предлагая детям эти
развивающие задания, я не стремлюсь научить их в совершенстве все выполнять. Главное,
выработать у детей умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и
оценивать друг друга. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества,
необходимые ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом
познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.
Все сказанное делает остро актуальным поиск психологических и педагогических
инновационных технологий, способствующих максимальному и продуктивному решению
данной проблемы. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно-
поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации
воспитатель учит ребенка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося
их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа,
в этом случае может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых
проб: практические (действия в перекладывании, подборе), мыслительные (обдумывание хода,
предугадывание
результата,
предположение
решения).
Все
это
дает
основание
для
утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда
занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное
отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии
человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп интеллектуального
развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними
возрастными периодами.
Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы
вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы
воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший»
детский сад или школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные
возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Математическое занятие
Тема:
«Логический турнир»
Для детей подготовительных групп
Цель: Упражнять в умении решать, объяснять логические задания, в решении задач вида
«сложение-вычитание»; «геометрические элементы»; закреплять знания порядкового счета,
представления о числовой прямой. Развивать внимание, память, мышление. Продолжать
формировать навык работы в коллективе, воспитывать доброжелательное и терпимое
отношение друг к другу.
Материал и оборудование: карточки для игры «Соедини по точкам» , карточки ребусов, д/и
«Что лишнее», таблицы для геометрического задания, наборы цифр от 0 до 10 (два
комплекта), набор бабочек и цветов для решения примеров, карточки с задачами, таблица с
цифрами и цифры для игры «Отгадай название команды», 16 простых карандашей, 2 д/и для
награждения, набор цифр-оценок для жюри, мольберт, столы для выполнения заданий.
Ход турнира.
-Здравствуйте, ребята!
Мальчики и девочки!
Приветствую вас от души,
Дорогие малыши!
Скоро вы станете школьникам. А для того, чтобы хорошо учиться в школе необходимо
много знать. И вы уже в детском саду готовитесь к этому. Сегодня у нас необычное занятие-
сегодня турнир. Турнир- это состязание. Мы будем состязаться в умении думать, соображать,
решать необычные задания. В каждом турнире присутствует жюри, и мы поприветствуем его
строгое и справедливое, которое будет оценивать не только вашу сообразительность, но и
умение быть дружными…
У каждой команды должно быть название. А так как у нас необычный турнир, то вам
придется угадать название своей команды.
КОНКУРС №1. «ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СВОЕЙ КОМАНДЫ».
Дети расшифровывают название своей команды по заранее заготовленной шифровке
(каждой букве соответствует свой знак).Буквы расшифровываются по очереди.
-Теперь мы можем поприветствовать команды: «Буратино» и «Мальвина».
Жюри подводит после каждого конкурса и оглашает его.
Разминка: «Веселые задачи».
1.
На кусте, перед забором
Шесть ярко-красных помидоров,
Потом четыре оторвалось,
А сколько на кусте осталось? (два)
2. В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется
Все пришли до одного
Сколько их теперь всего? (шесть)
3.
Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (четыре)
4. На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Есть мальчик захотел,
Одну из груш он съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши. (три)
5. Белка сушит на веревке
Два гриба да три морковки.
Прибежал хорек -утащил грибок,
Съел зайчонок три морковки.
Что осталось на веревке? (1 гриб, 1 морковка)
6.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют:
Два несут травинки,
Два несут былинки,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? (семь)
Конкурс №2. «Вернемся в лето».
Посади бабочку на цветок (решить пример, записанный на бабочке и затем на цветке
найти ответ).
Конкурс №3. «Цифровая лесенка».
Одна команда расставляет числа в порядке возрастания, другая в порядке - убывания. У
каждого ребенка своя карточка с цифрой, которую он должен расположить на цифровой
лесенке.
Конкурс №4. «Что хотел нарисовать Карандаш».
Соедините по точкам, определите, что получилось, назовите предметы своей команды
одним словом. Отвечает капитан.
Конкурс №5. «Сколько треугольников (прямоугольников) на рисунке?»
Коллективная работа детей. Отвечает капитан.
Конкурс №6. «Сколько предметов на рисунке?»
Коллективная работа детей. Отвечает капитан.
Конкурс №7. «Сложи картинку».
Каждая команда складывает разрезанную на части картинку. Коллективная работа.
Подведение итогов. Выступление жюри. Награждение команд.
Занятие по математике
Тема:
«Игры с волшебными льдинками»
Для детей подготовительных групп
Цель:
-обучать детей умению воспринимать и передавать пространство на плоскости, познакомить
с нестандартными математическими задачами;
-развивать мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, целенаправленное внимание,
различные виды памяти (зрительная, слуховая, кратковременная, долговременная);
-тренировать способность к сосредоточению сознания (умение переключаться с одного
предмета на другой), формировать способность к волевому управлению поведением, навык
самоконтроля, самооценки выполненной работы;
-воспитывать в себе умение формировать такие ценности как самообщение, совместная
деятельность и признание;
-воспитывать способность к согласованному взаимодействию.
Оборудование и материалы:
мольберт, подставки для карандашей, наборы цветных карандашей и простые карандаши по
количеству детей, карточки к заданиям, наглядный материал к заданиям, наборы
геометрических фигур, наборы букв, детали к мозаичному панно, массажные мячи и коврики,
звукозапись звукового письма, магнитофон.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет. Звучит музыка.
Воспитатель: Снежная, вьюжная белая зима
Все дорожки к саду ночью замела,
Развесила узоры, рассыпала снежинки
И принесла ребятам в подарок льдинки.
Звучит под шум метели звуковое письмо: «Ребята помогите! У меня беда! Снежная
Королева заколдовала моего брата Кая. И он все забыл. Спасите его!»
Воспитатель: Вы узнали от кого это письмо? Поможем Герде? Если мы выполним все
задания, что приготовила Снежная Королева, только так мы сможем расколдовать Кая.
Каждое задание – это льдинка определенного цвета. Собрав их все, мы сложим волшебный
узор, который разрушит чары Снежной Королевы.
Пусть льдинки превратятся в узоры на стекле,
В волшебные картинки у всех вас на столе.
Задание 1. Желтая льдинка. «Зарисуй круг так, чтобы он получился на рисунке
впереди».
У каждого ребенка своя желтого цвета карточка для выполнения задания.
Внимание! Внимательно смотри:
Какая получилась фигура впереди?
Что впереди? Как вы догадались?
Что полностью нам видно – впереди,
Что скрыто первою фигурой, то явно позади.
Воспитатель: Желтая льдинка расколдована. Если вы считаете, что задание выполнено
правильно, то нарисуйте снежинку на своей карточке.
Задание 2. Розовая льдинка. «Веселые фигурки»
Воспитатель: Фигурам стало скучно,
Тоска их одолела,
А было бы им лучше
Заняться с вами делом.
На розовой карточке под мою диктовку нарисуйте в строчку фигуры простым карандашом:
квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал. Возьмите любой цветной карандаш, в
третьей фигуре поставьте точку, в первой- знак «+», в пятой- знак «-», во второй- «=», в
оставшейся фигуре- «:». Какой знак стоит в квадрате? В круге? В овале? В треугольнике?
Если вы считаете, что задание выполнено правильно, то нарисуйте снежинку на своей
карточке. Мы расколдовали розовую льдинку.
Задание 3. Голубая льдинка. «Морозный узор».
Мороз узор рисует на стекле.
Сначала запомни, посмотри,
Затем узоры повтори.
Дети запоминают узор из геометрических фигур (10 сек.), затем повторяют его на своей
голубой карточке.
Воспитатель: Голубая льдинка расколдована. Если вы считаете, что задание выполнено
правильно, то положите снежинку на свой узор.
Задание 4. Зеленая льдинка. «Расколдуй льдинку».
Заколдованные льдинки
Спрятались в картинки.
Внимательно смотрите
И картинки найдите.
Перед началом выполнения задания воспитатель предлагает детям снять обувь и сесть на
ковре на стулья. Во время выполнения задания одни дети массируют ступни ног на
массажных ковриках, другие катают в ладонях массажные мячи.
Дети в витражных рисунках находят предметы и называют их.
Задание 5. Красная льдинка. «Задачки».
Перед началом выполнения задания дети меняются оборудованием.
Задачи, задачки, задачи,
Ребята, а что это значит?
Думать и слушать внимательно-
Это условие обязательное.
Задача 1.
«Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: « Я самый главный, меня дети больше всего
любят, моим цветом раскрашивают море и небо.»
- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш,- моим цветом раскрашивают ягоды и
праздничные флажки.
- Ну нет, это я самый главный,- возразил зеленый карандаш,- моим цветом дети
раскрашивают траву и листья на деревьях.
- Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш.- Уж я-то знаю кто самый главный. И
почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнышко.
(Сколько карандашей было в коробке?)
Задача 2.
Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое - вкусно. А что если молочное еще
вкуснее? И купил молочное. И сливочного тоже хочется. Съел и сливочное. «Что-то я
пломбир давно не пробовал»,- подумал Степашка и купил пломбир. Продавец открыл новую
коробку, а там…эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем»,- подумал Степашка.
(Сколько порций мороженого купил Степашка? Что теперь будет со Степашкой?)
Задача 3.
Собрались волк и лиса на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк –
жадина подумал: Возьму-ка я самую большую удочку самой длинной леской- больше рыбы
наловлю.
Сели ловить рыбу. Лиса только и успевает рыбу вытаскивать: то карася, то леща, то сома, то
щуку, а волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске запутался. Пока
распутался, уже и домой пора идти.
(Сколько всего рыб наловили волк и лиса? Кто больше наловил рыбы? Почему?)
Задача 4.
Пришли к Антону на день рождения гости. Макар подарил ему живого попугайчика, Степан-
заводной вездеход, Лиза- конструктор, а Валя- переводные картинки.
(Сколько подарков получил Антон? Сколько детей было на дне рождения?)
Задание 6. «Волшебный цветок ».
А теперь из этих льдинок
Нужно выложить цветок,
Чтобы нашему занятию
Подвести итог.
Дети выкладывают мозаичную картинку по готовой схеме.
Звучит звуковое письмо: О чудо расчудесное! Ребята, вы – кудесники!
Ваши знания – огонь! Топят лед, его не тронь!
Льдинки растопили - Чудо сотворили!
Из холодных льдинок- Цветик, как картинка!
Знанья ваши так сильны - Изо льда творят цветы!
Воспитатель достает живой цветок: «Посмотрите, ледяной цветок превратился в живой.
Давайте его подарим Герде, чтобы она смогла использовать его волшебную силу для
разрушения чар Снежной Королевы».
Е.И.Краснова,
воспитатель МДОУ д/с №48
города Ставрополя