Автор: Дербасова Ирина Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Кадетская школа города Мурманска
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие грамматических навыков на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Развитие грамматических навыков на уроках английского языка
Грамматика в английском языке – это скелет, на котором держатся все
тексты и речевые высказывания. Знание грамматики иностранного языка
необходимо, но помимо этого нужно еще уметь правильно использовать
грамматические правила в своей речи, т.е. иметь грамматические навыки.
Грамматические
навыки
имеют
большое
значение
в
формировании
иноязычных коммуникативных навыков, т.е. способности говорить на
иностранном языке. Это нужно не только для выражения своих мыслей и
правильного построения предложений, но и для понимания различных
текстов и речи на иностранном языке.
Знать только лексику для построения предложений недостаточно, так
как нужно обязательно иметь представление, как правильно связывать слова
между собой. Грамматика отвечает за связь слов, поэтому она считается
одной из главных средств овладения языком.
Формирование грамматических навыков является одной из основных
целей в школе. Грамматика может быть усвоена на практическом уровне, без
ознакомления с правилами, хотя их знание значительно помогает в
овладении языком. Но если этап ознакомления можно опустить, то без
практики невозможно приобрести грамматические навыки.
Работа над грамматикой включает в себя введение грамматического
материала, практику и контроль. На разных ступенях обучения в школе
должен грамматический материал подаваться по-разному. Соответственно и
способы контроля на разных ступенях будут отличаться. Контроль позволяет
узнать, какие проблемы есть у учеников, как идет процесс формирования
умений и понять насколько эффективно обучение. Одним из самых
распространенных способов контроля знаний является тест, работа с текстом
или аудирование.
Усвоение знаний может идти только через деятельность. Если урок
направлен на формирование грамматических навыков, то нас интересует
больше не уровень знаний, а уровень умения применять эти знания в
реальном общении. Для формирования грамматических навыков упражнения
должны быть адекватны цели урока.
Например, можно использовать такие задания как:
1) поставьте артикль, где это необходимо
2) образуйте множественного числа существительных
3) выберите правильную форму глагола
4) раскройте скобки, используя правильное время
Учителю необходимо отобрать достаточный грамматический минимум,
который позволит осуществлять говорение и понимание при аудировании и
чтении. Прогнозируя содержание урока, нужно предусмотреть подходы,
снижая
трудности,
побуждая
учащихся
к
усвоению
определенных
словосочетаний и клише, чтобы они смогли выстроить «целое», выбирать
такие приемы, которые позволяют настроить учащихся на серьезную работу
и
исследовательский
поиск,
преодолевая
трудности
в
овладении
грамматическими навыками, формируя их в различных видах речевой
деятельности.