Автор: Глинская Екатерина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 2" г. Волжского
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Культура звукоизвлечения начинающих скрипачей"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «ДМШ №2»
г.
Волжского
«Культура звукоизвлечения
начинающих скрипачей»
Статья
преподавателя
Глинской Е. А.
Волжский 2020
Красивый звук – это важная составляющая качеств будущего исполнителя.
Тонкость и благородство звучания – это мастерство, формирующееся годами. С
самых первых уроков ученику следует прививать стремление к гармоничному
исполнению.
С точки зрения методики преподавания, следует обратиться к работам
великих мастеров: Л. Ауэру, А. Ямпольскому, Ю. Янкелевичу. Только на основе
полного овладения мастерством звукоизвлечения можно приблизиться к
конечной цели занятий музыкой – к звукообразованию как средству
выразительности. В ребенке следует воспитывать потребность к высокому
качеству исполнения, расширять кругозор, знакомить с исполнением
произведений именитыми солистами, использовать наглядность в ходе
обучения.
Заинтересованность ученика – цель грамотного педагога. Урок должен
проходить для ребенка увлекательной игрой с привлечением фантазийных
образов. Не следует заниматься лишь только отработкой навыков. Ребенку
должно быть интересно на уроке. Й. Иоахим пользовался собственной
разработкой, основанной на принципе единения художественной и технической
сторон развития ученика. Он активно использовал сольфеджирование на своих
уроках. Начинающий исполнитель должен в обязательном порядке уметь
пропевать изучаемый текст. Недаром игру на скрипке сравнивают с прекрасным
пением. А. Ямпольский советовал своим ученикам: «Скрипка должна звучать
так, как у хорошего итальянского певца, который поёт, будто играет на
скрипке».
Напевность исполнения - отличительная особенность звучания скрипки.
Проходит время, ученик учится основам звукоизвлечения. Благородству и
красоте звучания начинает помогать вибрация и эмоциональность. Очень
важное значение имеет личный пример, демонстрация умений преподавателя.
После освоения начального этапа - способа держания смычка, ученик учится
ведению по струнам. Здесь используются различные упражнения – у колодки, в
средней и верхней частях смычка с применением стихотворных форм (сборники
С. Сосиной, Т. Шевченко «Разноцветные песенки», В. Якубовской «Вверх по
ступенькам»).
Осмысленность и последовательность изучения навыков – залог успеха.
Ребенок должен учиться контролировать свои действия. Ему нужно
внимательно следить за качеством звука, исключать хрип и просвистывание,
искать золотую середину.
С помощью чередования изучаемых приемов, дополнения вибрацией
постепенно начинает вырабатываться красивый тон. Использование образности
благоприятно сказывается на качестве звука. Постепенное изучение штриховой
техники помогает разнообразию звучания. Подобно актеру, который использует
мимику и жесты, исполнитель учится находить и отбирать нужные движения и
приемы исполнения.
Особое значение следует уделять правильной постановке рук и свободе
движений ученика. Так же обязательным условием успеха является достаточное
2
уделение времени для занятий на инструменте.
В работе над красивым звуком, надо учитывать постепенные изменения в
аппарате ребенка, его рост, смену инструментов по размеру. Этот момент
является важным фактором в достижении свободы исполнения. В работе
следует использовать физические упражнения, направленные на укрепление
мышц.
А. Ямпольский отмечал: «В основу правильного метода воспитания
культуры звучания должно быть положено систематическое развитие
внутреннего слуха - ценнейшего качества музыканта».
Преподавателю следует постоянно делать акцент на исправление
неточностей, чтобы со временем ребенок мог сам понимать правильность
исполнения. Прислушиваясь к себе, юный исполнитель начинает
контролировать точность звучания.
Мастерство звукоизвлечения составляет существенную часть основ
исполнительского мастерства. Красивый звук является благородным средством
выразительности в совокупности с остальными приемами, которым должен
научить грамотный, сопереживающий преподаватель.
3
Список используемой литературы:
1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». М., 1964
2. Лесман И. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». М., 1964
3. Флеш К. «Искусство скрипичной игры» 1 том М., 1964
4. Сборник «Воспитательные работы в школе» М., 1959
4