Напоминание

"Культура звукоизвлечения начинающих скрипачей"


Автор: Глинская Екатерина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ № 2" г. Волжского
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Культура звукоизвлечения начинающих скрипачей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «ДМШ №2»

г.

Волжского

«Культура звукоизвлечения

начинающих скрипачей»

Статья

преподавателя

Глинской Е. А.

Волжский 2020

Красивый звук – это важная составляющая качеств будущего исполнителя.

Тонкость и благородство звучания – это мастерство, формирующееся годами. С

самых первых уроков ученику следует прививать стремление к гармоничному

исполнению.

С точки зрения методики преподавания, следует обратиться к работам

великих мастеров: Л. Ауэру, А. Ямпольскому, Ю. Янкелевичу. Только на основе

полного овладения мастерством звукоизвлечения можно приблизиться к

конечной цели занятий музыкой – к звукообразованию как средству

выразительности. В ребенке следует воспитывать потребность к высокому

качеству исполнения, расширять кругозор, знакомить с исполнением

произведений именитыми солистами, использовать наглядность в ходе

обучения.

Заинтересованность ученика – цель грамотного педагога. Урок должен

проходить для ребенка увлекательной игрой с привлечением фантазийных

образов. Не следует заниматься лишь только отработкой навыков. Ребенку

должно быть интересно на уроке. Й. Иоахим пользовался собственной

разработкой, основанной на принципе единения художественной и технической

сторон развития ученика. Он активно использовал сольфеджирование на своих

уроках. Начинающий исполнитель должен в обязательном порядке уметь

пропевать изучаемый текст. Недаром игру на скрипке сравнивают с прекрасным

пением. А. Ямпольский советовал своим ученикам: «Скрипка должна звучать

так, как у хорошего итальянского певца, который поёт, будто играет на

скрипке».

Напевность исполнения - отличительная особенность звучания скрипки.

Проходит время, ученик учится основам звукоизвлечения. Благородству и

красоте звучания начинает помогать вибрация и эмоциональность. Очень

важное значение имеет личный пример, демонстрация умений преподавателя.

После освоения начального этапа - способа держания смычка, ученик учится

ведению по струнам. Здесь используются различные упражнения – у колодки, в

средней и верхней частях смычка с применением стихотворных форм (сборники

С. Сосиной, Т. Шевченко «Разноцветные песенки», В. Якубовской «Вверх по

ступенькам»).

Осмысленность и последовательность изучения навыков – залог успеха.

Ребенок должен учиться контролировать свои действия. Ему нужно

внимательно следить за качеством звука, исключать хрип и просвистывание,

искать золотую середину.

С помощью чередования изучаемых приемов, дополнения вибрацией

постепенно начинает вырабатываться красивый тон. Использование образности

благоприятно сказывается на качестве звука. Постепенное изучение штриховой

техники помогает разнообразию звучания. Подобно актеру, который использует

мимику и жесты, исполнитель учится находить и отбирать нужные движения и

приемы исполнения.

Особое значение следует уделять правильной постановке рук и свободе

движений ученика. Так же обязательным условием успеха является достаточное

2

уделение времени для занятий на инструменте.

В работе над красивым звуком, надо учитывать постепенные изменения в

аппарате ребенка, его рост, смену инструментов по размеру. Этот момент

является важным фактором в достижении свободы исполнения. В работе

следует использовать физические упражнения, направленные на укрепление

мышц.

А. Ямпольский отмечал: «В основу правильного метода воспитания

культуры звучания должно быть положено систематическое развитие

внутреннего слуха - ценнейшего качества музыканта».

Преподавателю следует постоянно делать акцент на исправление

неточностей, чтобы со временем ребенок мог сам понимать правильность

исполнения. Прислушиваясь к себе, юный исполнитель начинает

контролировать точность звучания.

Мастерство звукоизвлечения составляет существенную часть основ

исполнительского мастерства. Красивый звук является благородным средством

выразительности в совокупности с остальными приемами, которым должен

научить грамотный, сопереживающий преподаватель.

3

Список используемой литературы:

1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». М., 1964

2. Лесман И. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». М., 1964

3. Флеш К. «Искусство скрипичной игры» 1 том М., 1964

4. Сборник «Воспитательные работы в школе» М., 1959

4



В раздел образования