Напоминание

Н иНН в суффиксах причастий


Автор: Жукова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 583
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Н иНН в суффиксах причастий
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского язык

«Вслед за героями книги «Три Толстяка» «Н и НН в суффиксах страдательных

причастий и отглагольных прилагательных»

6 - 7 класс

ЦЕЛИ: обучающие -

Формирование навыков правильного написания Н-НН в суффиксах страдательных

причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Формирование

практических

умений

и

навыков

обучающихся

по

осознанному

применению полученных знаний в повседневной работе с текстом (книгой).

Развивающая –

Развитие навыков проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и

письменной форме, применяя знания и умения по теме «Н и НН в суффиксах

страдательных причастий и отглагольных прилагательных»,

Формирование читательской культуры.

Воспитательная –

привитие любви к чтению, формирование эстетического вкуса, создание условий для

развития творческого потенциала учащихся.

Планируемый

результат:

учащиеся

научатся

проводить

орфографический

и

пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических

символов), применяя знания и умения по теме «Н и НН в суффиксах страдательных

причастий и отглагольных прилагательных».

Умения:

1)

разграничивать суффиксы с Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных;

2)

опознавать в текстах и выделять запятыми причастный оборот;

3)

выбирать правильно суффикс для образования страдательного причастия;

4)

извлекать новую информацию, данную в упражнениях урока

Ход урока:

Организационный этап (за 2 -1 минуту до начала урока): при входе в класс учащиеся

вытягивают, не выбирая, одну из лежащих на столе папку с заданиями. Перед заданиями

написана «роль, которую будет играть на уроке» каждый из них:

ТЕХНИК – ученик, являющийся на уроке «ТЕХНИКОМ», все задания, кроме последнего,

выполняются на компьютере (их около 5 – 7 человек);

АССИСТЕНТ УЧИТЕЛЯ – ученик, являющийся «АССИСТЕНТОМ УЧИТЕЛЯ», помогает

проверить 3 задание учеников, работающих на компьютере, и первопроходцев (их не

менее 5 человек, желательно - сильных или среднего уровня подготовки учащиеся);

ПЕРВОПРОХОДЕЦ - ученики, работающие на местах, чьи работы (3 и 4 задания)

проверяет учитель.

Первый этап урока. Формулировка тему урока по отрывку из текста Ю. Олеша (в тексте

курсивом выделены слова с изучаемой орфограммой).

Купленная кукла была безнадежно искалечена. Тутти обнимал её и рыдал. Искусно

сделанная, она напоминала девочку и была такого же роста, как и наследник Трёх

Толстяков. Еще час назад кукла умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь она

стала простым порченым чучелом, неглаженой тряпкой. Где-то в груди у неё хрипела

сломанная пружина.

Тема выносится на экран.

Второй этап урока - «Восстанови правило».

Чтобы не ошибаться в выборе Н или НН при написании причастий или отглагольных

прилагательных, нужно хорошо владеть правилом. Ваша задача – восстановить это

правило, опираясь на слова текста № 1. Для этого перед Н надо написать цифру 1 или 2, а

после слова НАПРИМЕР - слово, подобранное из прочитанного уже текста. Кстати, из

какого произведения и какого автора выбраны предложения?

Н и НН в суффиксах причастий

1.

В причастиях совершенного вида пиши … Н, например …

2.

В причастиях с приставками, кроме приставки НЕ, совершенного и

несовершенного вида пиши … Н, например …

3.

В причастиях с приставкой НЕ пиши … Н, например …

4.

В причастиях с глагольными суффиксами ОВА –ЕВА, ЫВА – ИВА пиши … Н,

например …

5.

В причастиях несовершенного вида без приставок и зависимых слов пиши … Н,

например… Такие причастия переходят в разряд

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

6.

В причастиях с зависимыми словами пиши … Н, например …

7.

А в кратких причастиях всегда пиши … Н, например

Сопоставление записей детей с правилами, вынесенными на экран:

Н и НН в суффиксах причастий

1.

В причастиях совершенного вида пиши 2 Н, например КУПЛЕННАЯ.

2.

В

причастиях

с

приставками,

кроме

приставки

НЕ,

совершенного

и

несовершенного вида пиши 2 Н, например СЛОМАННАЯ.

3.

В причастиях с приставкой НЕ пиши 1 Н, например НЕГЛАЖЕНАЯ.

4.

В причастиях с глагольными суффиксами ОВА –ЕВА, ЫВА – ИВА пиши 2 Н,

например БАЛОВАННЫЙ,

5.

В причастиях несовершенного вида без приставок и зависимых слов пиши 1 Н,

например ПОРЧЕНЫМ Такие причастия переходят в разряд

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

6.

В причастиях с зависимыми словами пиши

2 Н, например ИСКУСНО

СДЕЛАННАЯ

7.

А в кратких причастиях всегда пиши 1 Н, например ИСКАЛЕЧЕНА

Задание № 2. «Проговори, запиши, объясни»

Вставьте в слова Н или НН. По цепочке, то есть один за другим первопроходцы, громко

говорят: «В слове пишу 1 или 2 Н, потому что…». Исправления вносят ассистенты

учителя.

Рва… ое трико

Разорва… ое пальто

Включе … ый прожектор

Перекоше … ое от боли лицо.

Жжё … ая спичка

Пута… ые мысли

Пуга… ые жандармами люди

Найде … ая коробка

Третий этап урока. Тренировочный.

Задание № 3

. 1) В предложениях сделать выбор орфограмм «Н и НН в суффиксах страдательных

причастий

и

отглагольных

прилагательных».

2)

Вставить

пропущенные

знаки

препинания и графически объяснить правильность их постановки.

Доктор часто посещал за городом дворец трех Толстяков, построе(н,нн)ый посреди

огромного парка. Парк был окруже(н, нн) глубокими каналами. Повеше(н,нн)ые над ними

черные железные мосты охранялись дворцовой стражей в давно ноше(н,нн)ой форме и

черных клеёнчатых шляпах с желтыми перекруче(н,нн)ыми перьями. Вокруг парка до

самой небесной черты находились луга засыпа(н,нн)ые цветами рощи и пруды

выкопа(н,нн)ые специально. Здесь проложе(н,нн)ы тропинки для прогулок.

Ассистенты сдают работу учителю, получают взамен готовый текст и с ним идут

проверять работы техников.

На экран выносится работа, выполненная одним из техников.

Четвертый этап. Творческая работа. В тексте заменить глаголы, данные в скобках,

образованными от них страдательными причастиями. Вставить пропущенные знаки

препинания.

Продавец шаров открыл глаза и увидел (окружить) _______________ поварами и

кондитерами Трех Толстяков. Они были такие толстые, что у сидящего в торте и

(заляпать) ________________ кремом продавца раскрылся рот. Сделав усилие, он его

закрыл. Но тогда немедленно вытаращились глаза… Толстяки сидели на возвышении и

ели больше всех. Один даже начал есть салфетку (повязать) _______________ вокруг

толсте(н,нн)ой шеи. Потом он оставил её и тут же принялся жевать ухо Третьего

Толстяка. Между прочим, оно имело вид (варить) __________________ пельмени. Все

покатились со смеху. Поглядев на (поставить) _______________ в центр стола торт,

Второй Толстяк поднял вилку. Она была направле(н,нн)а в сторону (испугать) продавца

шаров.

(Пока выполняется творческая работа, ассистенты проверяют 4 задание у техников,

учитель – у первопроходцев. Ставится в журнал только положительная оценка)

Пятый этап. Домашнее задание: составить 10 предложений на тему «Что ели и пили Три

Толстяка?», включив причастия и прилагательные, образованные от глаголов: ЖАРИТЬ,

ПАРИТЬ, КВАСИТЬ, МАРИНОВАТЬ, КОПТИТЬ, СОЛИТЬ, КИПЯТИТЬ, СМЕШАТЬ,

ПЕЧЬ, ТУШИТЬ.

Если отдельные первопроходцы не успели выполнить задание № 4, то дома они

заканчивают именно его.

Задания для ТЕХНИКОВ загружено в компьютере, у остальных распечатано на

листах.

Задание 1.

Прочитать текст. Сформулировать тему урока по отрывку из текста, опираясь выделенные

курсивом слова с изучаемой орфограммой).

Купленная кукла была безнадежно искалечена. Тутти обнимал её и рыдал. Искусно

сделанная, она напоминала девочку и была такого же роста, как и наследник Трёх

Толстяков. Еще час назад кукла умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь она

стала простым порченым чучелом, неглаженой тряпкой. Где-то в груди у неё хрипела

сломанная пружина.

Задание 2.

Чтобы не ошибаться в выборе Н или НН при написании причастий или отглагольных

прилагательных, нужно хорошо владеть правилом. Ваша задача – восстановить это

правило, опираясь на слова текста № 1. Для этого перед Н надо написать цифру 1 или 2, а

после слова НАПРИМЕР - слово, подобранное из прочитанного уже текста. Кстати, из

какого произведения и какого автора выбраны предложения?

Н и НН в суффиксах причастий

1.

В причастиях совершенного вида пиши … Н, например …

2.

В причастиях с приставками, кроме приставки НЕ, совершенного и

несовершенного вида пиши … Н, например …

3.

В причастиях с приставкой НЕ пиши … Н, например …

4.

В причастиях с глагольными суффиксами ОВА –ЕВА, ЫВА – ИВА пиши … Н,

например …

5.

В причастиях несовершенного вида без приставок и зависимых слов пиши … Н,

например… Такие причастия переходят в разряд

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

6.

В причастиях с зависимыми словами пиши … Н, например …

7.

А в кратких причастиях всегда пиши … Н, например

Задание 3.

1) В предложениях сделать выбор орфограмм «Н и НН в суффиксах страдательных

причастий

и

отглагольных

прилагательных».

2)

Вставить

пропущенные

знаки

препинания и графически объяснить правильность их постановки.

Доктор часто посещал за городом дворец трех Толстяков, построе(н,нн)ый посреди

огромного парка. Парк был окруже(н, нн) глубокими каналами. Повеше(н,нн)ые над ними

черные железные мосты охранялись дворцовой стражей в давно ноше(н,нн)ой форме и

черных клеёнчатых шляпах с желтыми перекруче(н,нн)ыми перьями. Вокруг парка до

самой небесной черты находились луга засыпа(н,нн)ые цветами рощи и пруды,

выкопа(н,нн)ые специально. Здесь проложе(н,нн)ы тропинки для прогулок.

Задание 4.

Творческая работа. В тексте заменить глаголы, данные в скобках, образованными от них

страдательными причастиями. Вставить пропущенные знаки препинания.

Продавец шаров открыл глаза и увидел (окружить) _______________ поварами и

кондитерами Трех Толстяков. Они были такие толстые, что у сидящего в торте и

(заляпать) ________________ кремом продавца раскрылся рот. Сделав усилие, он его

закрыл. Но тогда немедленно вытаращились глаза… Толстяки сидели на возвышении и

ели больше всех. Один даже начал есть салфетку (повязать) _______________ вокруг

толсте(н,нн)ой шеи. Потом он оставил её и тут же принялся жевать ухо Третьего

Толстяка. Между прочим, оно имело вид (варить) __________________ пельмени. Все

покатились со смеху. Поглядев на (поставить) _______________ в центр стола торт,

Второй Толстяк поднял вилку. Она была направле(н,нн)а в сторону (испугать) продавца

шаров.

Домашнее задание: составить 10 предложений на тему «Что ели и пили Три Толстяка?»,

включив причастия и прилагательные, образованные от глаголов: ЖАРИТЬ, ПАРИТЬ,

КВАСИТЬ, МАРИНОВАТЬ, КОПТИТЬ, СОЛИТЬ, КИПЯТИТЬ, СМЕШАТЬ, ПЕЧЬ,

ТУШИТЬ. (Для первооткрывателей, не выполнивших задание 4, - завершить данную

работу)

Информация, которая выносится на экран

1

Тема урока:

«Вслед за героями книги «Три Толстяка» «Н и НН в

суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

2

Н и НН в суффиксах причастий

1.

В причастиях совершенного вида пиши 2 Н, например КУПЛЕННАЯ.

2.

В

причастиях

с

приставками,

кроме

приставки

НЕ,

совершенного

и

несовершенного вида пиши 2 Н, например СЛОМАННАЯ.

3.

В причастиях с приставкой НЕ пиши 1 Н, например НЕГЛАЖЕНАЯ.

4.

В причастиях с глагольными суффиксами ОВА –ЕВА, ЫВА – ИВА пиши 2 Н,

например БАЛОВАННЫЙ,

5.

В причастиях несовершенного вида без приставок и зависимых слов пиши 1 Н,

например ПОРЧЕНЫМ Такие причастия переходят в разряд

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

6.

В причастиях с зависимыми словами пиши

2 Н, например ИСКУСНО

СДЕЛАННАЯ

7.

А в кратких причастиях всегда пиши 1 Н, например ИСКАЛЕЧЕНА

3

Рваное трико

Разорванное пальто

Включенный прожектор

Перекошенное от боли лицо.

Жжёная спичка

Путаные мысли

Пуганн ые жандармами люди

Найденная коробка

4

Домашнее задание: составить 10 предложений на тему «Что ели и пили Три Толстяка?»,

включив причастия и прилагательные, образованные от глаголов: ЖАРИТЬ, ПАРИТЬ,

КВАСИТЬ, МАРИНОВАТЬ, КОПТИТЬ, СОЛИТЬ, КИПЯТИТЬ, СМЕШАТЬ, ПЕЧЬ,

ТУШИТЬ. (Для тех, кто не выполнил задание 4, - закончить данную работу)



В раздел образования