Автор: Абидокова Фатима Мухарбиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад
Населённый пункт: а.Кош-Хабль
Наименование материала: Статья
Тема: Работа ДОУ по профилактике ДДТТ
Раздел: дошкольное образование
Работа ДОУ по профилактике ДДТТ.
В связи с ростом интенсивности дорожного движения и увеличением
ситуаций, представляющих угрозу для детей, вопрос формирования
навыков безопасного поведения на дорогах с раннего возраста является
составной частью работы педагогов нашего детского сада.
Знакомить с правилами безопасного поведения на дороге, соблюдение
которых является обязательным для каждого, надо начинать с раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны.
Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой
поведения, а их соблюдение – потребностью.
В нашем детском саду проблема обучения культуре поведения на
дорогах прочно вжилась в сложную и многогранную систему
воспитательно-образовательной работы и является составной частью
работы педагогов.
В настоящее время утвержден федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, который
представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию и в том числе к структуре образовательной
программы дошкольного образования, к условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования, к результатам
освоения основной образовательной программы дошкольного
образования.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на формирование основ безопасности, на формирование
элементарных представлений о правилах безопасности дорожного
движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил.
ФГОС также утверждены требования к условиям реализации Программы.
Организация предметно – пространственной среды является одним из
основных условий эффективности проводимой в нашем детском саду
работы по обучению безопасному поведению на дорогах.
В Дорожный класс входят:
Комплекс стоек с дорожными знаками, четырехсторонний перекресток,
электрифицированная модель транспортного и пешеходного светофоров
на стойке и основании, жезл, свисток,
Электрифицированный стенд «Дорожные правила для малышей и их
родителей,
Демонстрационный и раздаточный материал к детскому проекту «Школа
пешехода» изучаем правила дорожного движения;
Настольно-напольная игра (магнитно-маркерный макет) «Азбука дорог»,
с комплектом тематических магнитов, коврики пазлы ПВХ;
Обучающие планшеты из серии игрушек «Уроки тётушки Совы» - «Азбука
безопасности на дороге», «Букварь маленького пешехода», «Дорожные
знания для маленьких ребят»;
Дидактические игры «Правила дорожного движения для маленьких»,
«Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Веселые гонки»,
«Танкист», «Веселые машинки», «Я-водитель» и др.;
Мегапарковки «Автомойка», «Техническое обслуживание», «Скоростной
спуск»;
Учебные развивающие конструкторы - «Эвакуатор», «Бульдозер»,
«Экскаватор», «Грузовик», «Мотоцикл», «Драгстер», «Мотороллер»,
«Джип».
наборы специализированных машин.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки «Безопасности
Дорожного Движения» с учетом возрастных особенностей детей группы,
которые оснащены:
дидактическими играми по правилам уличного движения;
учебными макетами, перекрестками;
книгами разных авторов на соответствующую тематику;
справочной литературой: энциклопедии, справочники;
строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина
и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.);
сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн);
настольно-печатными играми;
моделями машин: легковых и грузовых;
макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками,
транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
«маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;
аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по
правилам дорожного движения;
альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
семейными проектами: «Дорожные знаки»; «Правила пользования
велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем
со своей семьей», и др.
специальное ковровое покрытие способствует развитию сюжетно –
ролевых игр: «Наша улица», «Шоферы», «Поезд».
технические средства: интерактивная доска, телевизор, мультимедийная
установка. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы:
«Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др.,
которые помогают детям закреплять правила дорожного движения;
слушать стихи, песни.
На территории детского сада имеется площадка с дорожной разметкой и
дорожными знаками. Такое сооружение – это большое наглядное
пособие, которое поможет эффективно обучать дошкольников правилам
дорожного движения. «Асфальтовая» дорога, пешеходные переходы,
светофоры, дорожные знаки, — все это как на настоящей дороге, только
в миниатюре.
Здесь под руководством взрослых дети изучают не только правила
дорожного движения, но и отрабатывают опасные ситуации, которые
могут произойти на дороге. Дети знакомятся не только с теорией, но и на
практике учаться правильно переходить дорогу, узнают, где и как
правильно управлять автомобилем. Занятия с детьми по безопасности
дорожного движения проводятся в игровой форме. А самое главное — в
процессе знакомства с правильным поведением на дороге,
приобретенные детьми навыки, в дальнейшем превращаются в
положительные привычки, которые так необходимы в жизни.
При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного
движения предметно – развивающая среда должна быть не только
разнообразной и разноплановой, но и функциональной: дети должны
овладевать игрой, трудом и общением в процессе ознакомления с
правилами дорожного движения, интегрировать в процессе игры разные
виды детской деятельности.
В холле ДОУ оформлены:
- стенд-уголок «Уголок безопасности дорожного движения», в который
включены: план работы профилактических мероприятий МБДОУ по БДД,
читаем Добрую Дорогу Детства, информация для воспитателей,
информация для родителей «Родитель, внимание!», «Внимание,
конкурс!» и для детей «Памятка юного пешехода», «Знай, помни,
соблюдай».
- стенд «Маленький ЮИД», в который вошли положение о деятельности,
паспорт, списочный состав участников, эмблема, девиз, план работы
отряда.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на
вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим
детям?". Поскольку одной из главных задач детского сада является
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
дошкольников. Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся
приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются
целевые программы, принятые как на федеральном, так и на
региональном уровне.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может
просто растеряться. Мы, взрослые, должны сформировать у
дошкольников умение адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения
на улице, развивать самостоятельность и ответственность.
В нашем учреждении вопросы обеспечения безопасности на дороге
часто рассматриваются на педсоветах, консультациях, семинарах. Мы
анализируем работу, делимся опытом, учимся друг у друга.
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на
улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до
школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен
запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о
правилах дорожного движения.
Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы
по предупреждению ДТП. В практику нашего учреждения в настоящее
время вошла программа по основам безопасности жизнедеятельности
детей, направленная на формирование у ребенка навыков правильного
поведения в нестандартных ситуациях на дороге - это программа
"Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Авдеева Н.Н.,
Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.).
В каждой группе воспитателями, совместно с родителями оформлены
уголки «Безопасности Дорожного Движения», которые постоянно
обновляются, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал
представленный в уголках разнообразен: это атрибуты для сюжетно-
ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие
лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил
поведения на улице, поэтому необходимо формировать у детей знания о
правилах безопасности дорожного движения через дидактические игры и
упражнения, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры и т.д.
Регулярно проводились кукольные спектакли, развлечения, викторины,
которые также способствуют закреплению у детей полученных знаний по
применению правил дорожного движения.
Навыки безопасного поведения, полученные на занятиях и экскурсиях,
дети закрепляют в сюжетно – ролевых, дидактических, и подвижных
играх.
Для моделирования ситуаций по правилам дорожного движения
используются панно, макеты, переносные знаки, модели автомобилей,
игрушки – самоделки и др.
Для обучения детей основам безопасности на дороге воспитатели
используют яркие плакаты.
В каждой группе воспитателями систематизирован материал для работы
с детьми и родителями.
В группах ДОУ оформляются:
стенды по обучению детей правилам дорожного движения
папки – передвижки для родителей «В Стране Светофории», «Ребенок и
дорога» и др.
проводятся выставки детских рисунков и совместных работ детей и
родителей.