Автор: Ашуркова Анна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: г.о.ДОМОДЕДОВО
Наименование материала: Методическая разработка по развитии связной речи.
Тема: Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Речь-это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают
свои мысли, чувства, общаются и достигают взаимопонимания. В настоящее время развитие
речи ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевидение и
компьютер заменили живое общение взрослых и детей, а порой неблагоприятная
наследственность, экология и социальные факторы влияют на особенности
речевого развития дошкольников. Проблема формирования речевой активности детей
приобретает все большее значение на современном этапе, так как отсутствие базовых
навыков затрудняет ребенку общение со сверстниками и взрослыми, приводит к повышенной
тревожности, нарушает процесс общения в целом. Но именно дошкольный период является
периодом интенсивного развития детской речи, и как поэт мы, воспитатели детского сада,
должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Среди многих важных задач
воспитания и обучения дошкольников в детском саду развитие речи является одной из
главных.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области"
речевого развития " дошкольников, а также повысить их педагогическую компетентность в
этой области.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО): "развитие речи предполагает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение словарного запаса; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звукового и интонационного аппарата речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров
детской литературы".; формирование здоровой аналитической и синтетической деятельности
как предпосылка грамотности.
С детьми подготовительной группы продолжается работа по обучению связной речи (в
частности, развитию монологической речи). Чем старше ребенок, тем больше времени
и пространства в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не
только с повышенными речевыми возможностями детей 6-7 лет, но и с тем, что связная речь
отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемое и
правильно выражать его.
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматической
структуры речи. Детям 6-7 лет довольно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирать
однокоренные слова. Они усваивают практически все способы словообразования русского
языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо формируют и используют сравнительные
прилагательные для самостоятельной речи (good-kinder). Они правильно используют часто
встречающиеся существительные без склонения (кино, пальто, пианино). Дети правильно
понимают и употребляют в своей речи почти все предлоги, выражающие пространственные
отношения. Они используют глаголы с приставкой Pere в высказываниях и не путают ее с
другими аналогично звучащими приставками (pri, Pro). Тем не менее, дети 6 лет могут
ошибаться при образовании существительных в родительном падеже множественного числа.
В то же время они находят их сами и пытаются исправить, но это им не всегда удается. В этой
ситуации они нуждаются в большей помощи со стороны взрослых. Некоторые дети допускают
ошибки в употреблении глаголов хотеть, начинать. В самостоятельной речи дети 6 лет часто
используют предложения сложной конструкции.
Работа по развитию связной речи осуществляется в организованной учебной деятельности
с учетом принципа интеграции и тематического построения учебного процесса. ;
- в совместных партнерских мероприятиях, проводимых в режимные моменты; (хотелось бы
отметить, что в соответствии с режимом дня в программе выделяется время на чтение и
обсуждение художественной литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания
условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме););
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Существуют традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников,
которые мы используем на практике.Визуальные методы: наблюдение во время прогулок,
экскурсий; просмотр конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом
опосредованно, то есть с помощью фотографий, картин, картин, фильмов.Вербальные
методы: запоминание наизусть; пересказ; составление различных типов рассказов;
беседы.Игра: дидактические игры-упражнения; театральные игры; сюжетно-ролевые
игры.Косвенный: подсказка; Подсказка, поправка, реплика.
Наряду с традиционными методами,мы также используем инновационные комбинированные
методы обучения:
Мнемоника (визуальное моделирование);
Постановка проблемного вопроса.
Получив "Isokaze".
Вышеперечисленные технологии являются скорее лишь инструментами базовых приемов и
приемов, а не самостоятельной единицей, развивающей детскую речь.
Мнемотехника - это система различных приемов, обеспечивающих эффективное хранение,
хранение и воспроизведение информации.
Мнемоника-помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы при работе над всеми видами Связного
высказывания: пересказ; составление рассказов на основе рисунка и серии рисунков;
описательный рассказ; творческий рассказ; заучивание стихов, скороговорок и чистоговок;
Мнемоника - "искусство запоминания" - это система приемов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение
информации и, конечно же, развитие речи.
Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что
именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего
запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление
попали в поле зрения ребенка. Если он пытается выучить и запомнить что-то, что не
подкреплено визуальной картиной, что-то абстрактное, то не стоит рассчитывать на успех.
Мнемотехника для дошкольников как раз и помогает упростить процесс
запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить
внимательность. Более того, приемы мнемотехники, в результате грамотной работы
преподавателя, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Для составления описательных историй и пересказа мы используем запоминаемость.
Memorablia - один из методов мнемотехники, представляющий собой специальную технику
запоминания информации с использованием сюжетных, трансформационных, логических или
ассоциативных цепочек. В дошкольнойпедагогике мнемотаблицы называются по-разному:
Валентина Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Татьяна
Ткаченко-предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева
Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой сочинения рассказа. Удобство мнемотаблиц
заключается в том, что вы можете создать любую из них в течение нескольких минут, выбрав
соответствующие изображения из интернета. В своей работе я не всегда использую
запоминаемость в их обычной форме (готовый вариант статьи). Это может быть набор
картинок в формате а-4 (каждая на отдельном листе, который на уроке я ставлю в
определенной последовательности на заданном холсте, одновременно говоря, что будет
означать каждое изображение. Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление
рассказа-описания (пересказа, так как она четко отображает последовательность,
одновременно включая план и справочные вопросы. В этих классах дети
При формировании связной речи отчетливо проявляется тесная связь между речевым и
умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Для
того чтобы рассказать хороший, связный рассказ о чем-то, нужно четко представлять себе
объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, выделять основные (для данной
ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные
и другие связи между объектами и явлениями.
Развитие связной речи детей осуществляется в ходе повседневной жизни, когда дети узнают
об окружающей действительности.
Мы уделяем большое внимание развитию связной речи детей путем наблюдения за
различными явлениями окружающей жизни (природой, бытом, работой взрослых и др.).).
Небо, вода и земля, поля и леса, гром, шум ветра, краски золотой осени, прекрасная зима-все
это эмоционально воздействует на ребенка,побуждает его высказаться. Возможность
повторных наблюдений создает условия для правильной фиксации воспринимаемого в речи,
дает материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая за
природой, ребенок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их
изменения в соответствии со временем, обстоятельствами, то есть объяснять сущность
явления. Он начинает использовать предложения, которые включают в себя композицию и
подчинение. Методы и приемы, которые мы выбираем для развития связной речи,
обеспечивают сознательное, глубокое и длительное усвоение родного языка. Поэтому мы
стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений