Напоминание

Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте


Автор: Ашуркова Анна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: г.о.ДОМОДЕДОВО
Наименование материала: Методическая разработка по развитии связной речи.
Тема: Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

Речь-это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают

свои мысли, чувства, общаются и достигают взаимопонимания. В настоящее время развитие

речи ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевидение и

компьютер заменили живое общение взрослых и детей, а порой неблагоприятная

наследственность, экология и социальные факторы влияют на особенности

речевого развития дошкольников. Проблема формирования речевой активности детей

приобретает все большее значение на современном этапе, так как отсутствие базовых

навыков затрудняет ребенку общение со сверстниками и взрослыми, приводит к повышенной

тревожности, нарушает процесс общения в целом. Но именно дошкольный период является

периодом интенсивного развития детской речи, и как поэт мы, воспитатели детского сада,

должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Среди многих важных задач

воспитания и обучения дошкольников в детском саду развитие речи является одной из

главных.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области"

речевого развития " дошкольников, а также повысить их педагогическую компетентность в

этой области.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования (ФГОС ДО): "развитие речи предполагает владение речью как средством

общения и культуры; обогащение словарного запаса; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звукового и интонационного аппарата речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров

детской литературы".; формирование здоровой аналитической и синтетической деятельности

как предпосылка грамотности.

С детьми подготовительной группы продолжается работа по обучению связной речи

частности, развитию монологической речи). Чем старше ребенок, тем больше времени

и пространства в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не

только с повышенными речевыми возможностями детей 6-7 лет, но и с тем, что связная речь

отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемое и

правильно выражать его.

Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматической

структуры речи. Детям 6-7 лет довольно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирать

однокоренные слова. Они усваивают практически все способы словообразования русского

языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо формируют и используют сравнительные

прилагательные для самостоятельной речи (good-kinder). Они правильно используют часто

встречающиеся существительные без склонения (кино, пальто, пианино). Дети правильно

понимают и употребляют в своей речи почти все предлоги, выражающие пространственные

отношения. Они используют глаголы с приставкой Pere в высказываниях и не путают ее с

другими аналогично звучащими приставками (pri, Pro). Тем не менее, дети 6 лет могут

ошибаться при образовании существительных в родительном падеже множественного числа.

В то же время они находят их сами и пытаются исправить, но это им не всегда удается. В этой

ситуации они нуждаются в большей помощи со стороны взрослых. Некоторые дети допускают

ошибки в употреблении глаголов хотеть, начинать. В самостоятельной речи дети 6 лет часто

используют предложения сложной конструкции.

Работа по развитию связной речи осуществляется в организованной учебной деятельности

с учетом принципа интеграции и тематического построения учебного процесса. ;

- в совместных партнерских мероприятиях, проводимых в режимные моменты; (хотелось бы

отметить, что в соответствии с режимом дня в программе выделяется время на чтение и

обсуждение художественной литературы)

- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания

условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме););

- в семье (взаимодействие детей и их родителей)

Существуют традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников,

которые мы используем на практике.Визуальные методы: наблюдение во время прогулок,

экскурсий; просмотр конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом

опосредованно, то есть с помощью фотографий, картин, картин, фильмов.Вербальные

методы: запоминание наизусть; пересказ; составление различных типов рассказов;

беседы.Игра: дидактические игры-упражнения; театральные игры; сюжетно-ролевые

игры.Косвенный: подсказка; Подсказка, поправка, реплика.

Наряду с традиционными методами,мы также используем инновационные комбинированные

методы обучения:

Мнемоника (визуальное моделирование);

Постановка проблемного вопроса.

Получив "Isokaze".

Вышеперечисленные технологии являются скорее лишь инструментами базовых приемов и

приемов, а не самостоятельной единицей, развивающей детскую речь.

Мнемотехника - это система различных приемов, обеспечивающих эффективное хранение,

хранение и воспроизведение информации.

Мнемоника-помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы при работе над всеми видами Связного

высказывания: пересказ; составление рассказов на основе рисунка и серии рисунков;

описательный рассказ; творческий рассказ; заучивание стихов, скороговорок и чистоговок;

Мнемоника - "искусство запоминания" - это система приемов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем

мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение

информации и, конечно же, развитие речи.

Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что

именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего

запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление

попали в поле зрения ребенка. Если он пытается выучить и запомнить что-то, что не

подкреплено визуальной картиной, что-то абстрактное, то не стоит рассчитывать на успех.

Мнемотехника для дошкольников как раз и помогает упростить процесс

запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить

внимательность. Более того, приемы мнемотехники, в результате грамотной работы

преподавателя, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Для составления описательных историй и пересказа мы используем запоминаемость.

Memorablia - один из методов мнемотехники, представляющий собой специальную технику

запоминания информации с использованием сюжетных, трансформационных, логических или

ассоциативных цепочек. В дошкольнойпедагогике мнемотаблицы называются по-разному:

Валентина Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Татьяна

Ткаченко-предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева

Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой сочинения рассказа. Удобство мнемотаблиц

заключается в том, что вы можете создать любую из них в течение нескольких минут, выбрав

соответствующие изображения из интернета. В своей работе я не всегда использую

запоминаемость в их обычной форме (готовый вариант статьи). Это может быть набор

картинок в формате а-4 (каждая на отдельном листе, который на уроке я ставлю в

определенной последовательности на заданном холсте, одновременно говоря, что будет

означать каждое изображение. Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление

рассказа-описания (пересказа, так как она четко отображает последовательность,

одновременно включая план и справочные вопросы. В этих классах дети

При формировании связной речи отчетливо проявляется тесная связь между речевым и

умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Для

того чтобы рассказать хороший, связный рассказ о чем-то, нужно четко представлять себе

объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, выделять основные (для данной

ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные

и другие связи между объектами и явлениями.

Развитие связной речи детей осуществляется в ходе повседневной жизни, когда дети узнают

об окружающей действительности.

Мы уделяем большое внимание развитию связной речи детей путем наблюдения за

различными явлениями окружающей жизни (природой, бытом, работой взрослых и др.).).

Небо, вода и земля, поля и леса, гром, шум ветра, краски золотой осени, прекрасная зима-все

это эмоционально воздействует на ребенка,побуждает его высказаться. Возможность

повторных наблюдений создает условия для правильной фиксации воспринимаемого в речи,

дает материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая за

природой, ребенок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их

изменения в соответствии со временем, обстоятельствами, то есть объяснять сущность

явления. Он начинает использовать предложения, которые включают в себя композицию и

подчинение. Методы и приемы, которые мы выбираем для развития связной речи,

обеспечивают сознательное, глубокое и длительное усвоение родного языка. Поэтому мы

стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений



В раздел образования