Автор: Наумова Ольга Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №111
Населённый пункт: г.Ульяяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие педагога и тьютора в сопровождении детей с растройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие педагога и тьютора в сопровождении детей с
растройством
аутистического спектра
«Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются
внешним влияниям.
О н и обречены
на изоляцию
и,
сл едовательно,
на оригинальность.
Их способ видения мира,
если
удается
его разглядеть,
обычно
оказывается
врожденным
и идет
изнутри.
Общаясь
с ними,
я неизменно
прихожу
к мысли,
что они
представляют
собой
некую
отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый
представитель которого полностью замкнут на себя».
© Оливер Сакс
В реалиях современной коррекционной педагогики все чаще можно
услышать
о
РАС
–
расстройстве
аутистического
спектра.
Данный
вид
нарушений
подразумевает
расстройства
в
развитии
центральной
нервной
системы, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и
поддерживать социальное
взаимодействие и
общественные
связи,
а
также
ограниченными
интересами
и
часто
повторяющимися
поведенческими
действиями.
У
ребенка
с
подобными
«симптомами»
возникает
не
просто
потребность
в
особых
образовательных
условиях,
но
и
необходимость
постоянного педагогического сопровождения, которое осуществляет тьютор –
педагогический
работник
организующий
индивидуальную
работу
и
персональное сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Взаимодействие педагога и тьютора – залог успешности в обучении
детей с РАС.
Построение педагогического процесса состоит из следующих этапов:
-Обсуждение целей и задач совместной работы;
-Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком ОВЗ;
- Выстраивание взаимодействия : ребенок- педагог- тьютор- родители;
Ключевая
функция
тьютора
в
данном
случае,
сопровождение,
которое
заключается во взаимодействии тьютора и ребенка, в ходе которого ребенок
выполняет действие, а задача тьютора создать условия для осмысления и
осуществления этого действия. Участие тьютора в сопровождении ребенка с
РАС
является
крайне
актуальным
и
при
комплексном
взаимодействии
педагога и тьютора обеспечивает успешное решение задач прогрессивного
личностного развития аутичного ребенка. Кроме того такой ребенок не может
находиться на равных условиях с другими детьми коррекционной группы, так
как темп, способ и эффективность восприятия информации ребенком с РАС
всегда будут индивидуальными.
Организация образовательного процесса в специальной группе для детей с
легкой и умеренной степенью умственной отсталости роль тьютора является
в
определенной
степени
уникальной.
С
одной
стороны,
это
незаметная
фигура,
косвенно
участвующая
в
образовательном
процессе,
с
другой,
повышающая
эффективность
и
стабильность
получения
ребенком
с
РАС
знаний и умений.
В условиях обучения детей с растройством аутистического спектра нужно
учитывать специфику такого обучения. Соответственно ребенок с РАС в силу
своих особенностей не способен самостоятельно определить для себя нормы
выполнения действий, и здесь задача тьютора как раз таки помочь ему в этом.
То есть тьютор облегчает процесс восприятия и обработки ребенком с РАС
получаемого материала и выступает в качестве посредника между педагогом
и ребенком.
Таким образом, процесс взаимодействия между педагогом и ребенком
осуществляется
через
тьютора.
Педагог
посылает
информационное
сообщение ребенку с растройством аутистического спектра , но аутичный
ребенок
не
всегда
может
самостоятельно
обработать
исходящую
информацию, соответственно её обработкой в данном случае занимается
тьютор. Педагог непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к
тьютору. Т.е. ребенок не воспринявший инструкцию первично от учителя,
воспринимает её в индивидуально адаптированном виде от тьютора. Это не
исключает того, что ученик может самостоятельно воспринять инструкцию,
тогда
роль
тьютора
будет
заключаться
в
помощи
по
реализации
данной
инструкции. При этом тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс, и
только невербально взаимодействует с ребенком. С педагогом предполагается
одностороннее взаимодействие.
Хотя непосредственно в учебном процессе не предполагается открытое
взаимодействие педагога и тьютора, их работа по обучению и коррекции
ребенка с РАС подразумевает одинаковую направленность педагогического
воздействия, единство педагогических взглядов и взаимопонимание, которое
является залогом эффективности усвоения знаний аутичным ребенком.
Педагог совместно с тьютором работает над оценкой начальных навыков
ребенка, участвует в подготовке инклюзивной среды, совместно выбирают
методы
обучения,
основные
цели
коррекции
и
обучения
исходя
из
индивидуальных
особенностей
ребенка
с растройством
аутистического
спектра , а также осуществляют работу с родителями.
2