Напоминание

Взаимодействие педагога и тьютора в сопровождении детей с растройством аутистического спектра


Автор: Наумова Ольга Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №111
Населённый пункт: г.Ульяяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие педагога и тьютора в сопровождении детей с растройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие педагога и тьютора в сопровождении детей с

растройством

аутистического спектра

«Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются

внешним влияниям.

О н и обречены

на изоляцию

и,

сл едовательно,

на оригинальность.

Их способ видения мира,

если

удается

его разглядеть,

обычно

оказывается

врожденным

и идет

изнутри.

Общаясь

с ними,

я неизменно

прихожу

к мысли,

что они

представляют

собой

некую

отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый

представитель которого полностью замкнут на себя».

© Оливер Сакс

В реалиях современной коррекционной педагогики все чаще можно

услышать

о

РАС

расстройстве

аутистического

спектра.

Данный

вид

нарушений

подразумевает

расстройства

в

развитии

центральной

нервной

системы, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и

поддерживать социальное

взаимодействие и

общественные

связи,

а

также

ограниченными

интересами

и

часто

повторяющимися

поведенческими

действиями.

У

ребенка

с

подобными

«симптомами»

возникает

не

просто

потребность

в

особых

образовательных

условиях,

но

и

необходимость

постоянного педагогического сопровождения, которое осуществляет тьютор –

педагогический

работник

организующий

индивидуальную

работу

и

персональное сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Взаимодействие педагога и тьютора – залог успешности в обучении

детей с РАС.

Построение педагогического процесса состоит из следующих этапов:

-Обсуждение целей и задач совместной работы;

-Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком ОВЗ;

- Выстраивание взаимодействия : ребенок- педагог- тьютор- родители;

Ключевая

функция

тьютора

в

данном

случае,

сопровождение,

которое

заключается во взаимодействии тьютора и ребенка, в ходе которого ребенок

выполняет действие, а задача тьютора создать условия для осмысления и

осуществления этого действия. Участие тьютора в сопровождении ребенка с

РАС

является

крайне

актуальным

и

при

комплексном

взаимодействии

педагога и тьютора обеспечивает успешное решение задач прогрессивного

личностного развития аутичного ребенка. Кроме того такой ребенок не может

находиться на равных условиях с другими детьми коррекционной группы, так

как темп, способ и эффективность восприятия информации ребенком с РАС

всегда будут индивидуальными.

Организация образовательного процесса в специальной группе для детей с

легкой и умеренной степенью умственной отсталости роль тьютора является

в

определенной

степени

уникальной.

С

одной

стороны,

это

незаметная

фигура,

косвенно

участвующая

в

образовательном

процессе,

с

другой,

повышающая

эффективность

и

стабильность

получения

ребенком

с

РАС

знаний и умений.

В условиях обучения детей с растройством аутистического спектра нужно

учитывать специфику такого обучения. Соответственно ребенок с РАС в силу

своих особенностей не способен самостоятельно определить для себя нормы

выполнения действий, и здесь задача тьютора как раз таки помочь ему в этом.

То есть тьютор облегчает процесс восприятия и обработки ребенком с РАС

получаемого материала и выступает в качестве посредника между педагогом

и ребенком.

Таким образом, процесс взаимодействия между педагогом и ребенком

осуществляется

через

тьютора.

Педагог

посылает

информационное

сообщение ребенку с растройством аутистического спектра , но аутичный

ребенок

не

всегда

может

самостоятельно

обработать

исходящую

информацию, соответственно её обработкой в данном случае занимается

тьютор. Педагог непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к

тьютору. Т.е. ребенок не воспринявший инструкцию первично от учителя,

воспринимает её в индивидуально адаптированном виде от тьютора. Это не

исключает того, что ученик может самостоятельно воспринять инструкцию,

тогда

роль

тьютора

будет

заключаться

в

помощи

по

реализации

данной

инструкции. При этом тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс, и

только невербально взаимодействует с ребенком. С педагогом предполагается

одностороннее взаимодействие.

Хотя непосредственно в учебном процессе не предполагается открытое

взаимодействие педагога и тьютора, их работа по обучению и коррекции

ребенка с РАС подразумевает одинаковую направленность педагогического

воздействия, единство педагогических взглядов и взаимопонимание, которое

является залогом эффективности усвоения знаний аутичным ребенком.

Педагог совместно с тьютором работает над оценкой начальных навыков

ребенка, участвует в подготовке инклюзивной среды, совместно выбирают

методы

обучения,

основные

цели

коррекции

и

обучения

исходя

из

индивидуальных

особенностей

ребенка

с растройством

аутистического

спектра , а также осуществляют работу с родителями.

2



В раздел образования