Напоминание

Понятие мотивации. Структура и функции мотивации.


Автор: Звягина Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: село Кинель - Черкассы, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Понятие мотивации. Структура и функции мотивации.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Понятие мотивации. Структура и функции мотивации.

Звягина Н.Н., методист ГБПОУ СО «КЧСХТ»

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных

вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают

мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие

мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности

(деятельность,

общение,

поведение),

связанной

с

удовлетворением

определенной

потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, но и идеалы,

интересы

личности,

убеждения,

социальное

установки

и

ценности,

за

которыми

потребности стоят .

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,

влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является

побуждение - поведенческое проявление удовлетворения свои потребности .

Позитивная холистическо-динамическая теория мотивации американского психолога А.

Маслова выделяет пять базовых потребностей:

физиологические потребности - они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде,

сексуальных потребностей;

потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, защите, структуре

и порядке;

потребность принадлежности и любви - она включат в себя стремление к общению,

принадлежности к социальной группе;

потребность

в

признании

-

она

включает

в

себя

стремление

связанное

с

понятием

достижение - достижение уважения других и самоуважения;

потребность

в

самоактуализации

-

стремление

к

самовоплощению

человека,

в

актуализации его потенции.

Позднее

за

предложенной

пятистадийной

моделью

потребностей,

Маслоу

еще

две

потребности:

потребность

в

познании

и

понимании

и

эстетические

потребности.

Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она

связана

с

потребностей

в

истине,

влечением

к

непознанному,

необъяснённому.

Эта

потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются

набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с конативными

и с когнитивными потребностями .

Мотивы возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный -

слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние

мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности.

Пример:

можем

выделить

познавательную

потребность

саму

по

себе

-

потребность

учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность

увеличения социальной престижи, зарплаты, то надо говорить об внешних мотивах.

Кроме

того,

сами

внешние

мотивы

могут

быть

положительными

(мотивы

успеха,

достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние

положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если

даже

по

силе

они

равны.

Внешние

положительные

мотивы

влияют

эффективно

на

успеваемость учебной деятельности [8].

Мотивация к обучению

Мотивация

-

общее

название

процесса

побуждения

обучающихся

к

продуктивной

познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду

педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации

учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее

её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию

учебной

деятельности,

необходимо

подчеркнуть,

что

понятие

мотив

тесно

связано

с

понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили

название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды

побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения

учащихся

к

продуктивной

познавательной

деятельности,

к

активному

освоению

содержания

образования.

Образно

говоря,

образы

мотивации

держат

в

своих

руках

совместно

преподаватели

(мотивация

обучения,

их

отношение

к

профессиональным

обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) .

Учебная

мотивация

определяется

как

частный

вид

мотивации,

включенный

в

определенную

деятельность,

-

в

данном

случае

деятельность

учения,

учебную

деятельность.

Как

и

любой

другой

вид,

учебная

мотивация

определяется

рядом

специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой,

образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-

третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными

особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-

пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается

иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы,

связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные

мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе

общественных

отношений.

При

этом

с

возрастом

происходит

развитие

соотношения

взаимодействующих

потребностей

и

мотивов,

изменение

ведущих

доминирующих

потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда

постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений

(потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы)

Мотивация

основное

средство,

которое

даст

возможность

повысить

уровень

заинтересованности

студентов

к

учебному

процессу,

позволит

повысить

их

личный

научный,

творческий

потенциал.

Недостаточно

мотивированный

студент

не

будет

способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный

процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень

много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в

едино, формируя сложные мотивационные системы. Мотивации студентов долгое время не

уделяли внимания. На самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить

процесс

обучения

и

результаты

долгих

лет

семинаров,

лекции

и

сессий.

Мотивы

и

мотивация

является

движущей

силой

процесса

обучения

и

усвоения

информации

и

материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить

уровень

заинтересованности

студентов

к

учебному

процессу,

позволит

повысить

их

личный научный, творческий потенциал .

Говоря о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и

содержанию:

-социальные

(долг,

ответственность,

понимание

значимости

обучения

для

всего

общества);

-познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным);

-профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную

и интересную работу);

-эстетические

(от

обучения

получается

удовольствие,

раскрываются

свои

скрытые

способности и таланты);

-коммуникативные

(возможность

расширения

своего

кругу

общения

посредством

повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

-статусно-позиционные

(стремление

через

учение

или

общественную

деятельность

утверждается в обществе);

-традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и

укрепились с течением времени);

-утилитарно-познательные

(стремление

усвоить

отдельный

интересующий

предмет

и

научиться самообразованию);

-неосознанные

мотивы

(основано

на

полном

непонимании

смысла

получаемой

информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения .

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека.

Интерес - один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий,

ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в

эмоциональном

отношении

обучаемого

к

объекту

познания.

Формирование

интереса

основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его

ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него

напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам,

преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

2.

«Весь

вопрос

в

том,

насколько

интерес

направлен

по

линии

самого

изучаемого

предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха,

желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать

интерес, но чтобы интерес был как должно направлен».

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю

педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что

их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [7].

Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка

человека. Е.П.Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:

1. потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и

долженствование;

2.

блок

внутреннего

фильтра,

который

включает

в

себя

предпочтение

по

внешним

признакам,

предпочтение

внутреннее

(интересы

и

склонности),

декларируемый

нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), оценка

своих возможностей (т.е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в

данный момент, учёт условий своих достижений, своих целей, предвидение последствий

своих действий, поступков, деятельности в целом;

3. целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс

удовлетворения

потребности.

В

состав

мотива

могут

входить

один

или

несколько

компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а

другие - вспомогательную.

Важнейшими

характеристиками

мотива

являются

сила

и

устойчивость

мотива.

Сила

мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по

степени и глубине осознания потребности самого мотива, по его интенсивности. Сила

мотива

обусловлена

как

физиологическими,

так

и

психологическими

факторами.

К

первым

следует

отнести

силу

мотивационного

возбуждения,

а

ко

вторым,

знание

результатов деятельности, понимание её смысла, определённая свобода творчества .

Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности

человека, по сохранению его во времени. По сути речь идёт об устойчивости (ригидности)

установок, ценностных ориентаций, намерений .

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

1. побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами,

мотив вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

2. направляющую функцию, которая отражает направленность энергии на определённый

объект, т.е. выбор и осуществление определённой линии поведения, поскольку личность

всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана

с устойчивостью мотива;

3. регулирующую функцию, суть в которой состоит в том, что мотив предопределяет

характер

поведения

и

деятельности,

от

чего,

в

свою

очередь,

зависит

реализация

в

поведении

и

деятельности

человека

либо

эгоистических,

либо

альтруистических

потребностей. Реализация этой функции всегда с иерархией мотивов. Регуляция состоит в

том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей

мере обуславливают поведение личности .

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,

влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является

побуждение - поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения

учащихся

к

продуктивной

познавательной

деятельности,

к

активному

освоению

содержания

образования.

Образно

говоря,

образы

мотивации

держат

в

своих

руках

совместно

преподаватели

(мотивация

обучения,

их

отношение

к

профессиональным

обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Как

и

любой

другой

вид,

учебная

мотивация

определяется

рядом

специфических

факторов.

Во-первых,

она

определяется

самой

образовательной

системой,

образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-

третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными

особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-

пятых, - спецификой учебного предмета.



В раздел образования