Автор: Звягина Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: село Кинель - Черкассы, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Понятие мотивации. Структура и функции мотивации.
Раздел: среднее профессиональное
Понятие мотивации. Структура и функции мотивации.
Звягина Н.Н., методист ГБПОУ СО «КЧСХТ»
Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных
вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают
мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие
мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности
(деятельность,
общение,
поведение),
связанной
с
удовлетворением
определенной
потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, но и идеалы,
интересы
личности,
убеждения,
социальное
установки
и
ценности,
за
которыми
потребности стоят .
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,
влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является
побуждение - поведенческое проявление удовлетворения свои потребности .
Позитивная холистическо-динамическая теория мотивации американского психолога А.
Маслова выделяет пять базовых потребностей:
физиологические потребности - они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде,
сексуальных потребностей;
потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, защите, структуре
и порядке;
потребность принадлежности и любви - она включат в себя стремление к общению,
принадлежности к социальной группе;
потребность
в
признании
-
она
включает
в
себя
стремление
связанное
с
понятием
достижение - достижение уважения других и самоуважения;
потребность
в
самоактуализации
-
стремление
к
самовоплощению
человека,
в
актуализации его потенции.
Позднее
за
предложенной
пятистадийной
моделью
потребностей,
Маслоу
еще
две
потребности:
потребность
в
познании
и
понимании
и
эстетические
потребности.
Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она
связана
с
потребностей
в
истине,
влечением
к
непознанному,
необъяснённому.
Эта
потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются
набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с конативными
и с когнитивными потребностями .
Мотивы возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный -
слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние
мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности.
Пример:
можем
выделить
познавательную
потребность
саму
по
себе
-
потребность
учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность
увеличения социальной престижи, зарплаты, то надо говорить об внешних мотивах.
Кроме
того,
сами
внешние
мотивы
могут
быть
положительными
(мотивы
успеха,
достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние
положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если
даже
по
силе
они
равны.
Внешние
положительные
мотивы
влияют
эффективно
на
успеваемость учебной деятельности [8].
Мотивация к обучению
Мотивация
-
общее
название
процесса
побуждения
обучающихся
к
продуктивной
познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду
педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации
учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее
её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию
учебной
деятельности,
необходимо
подчеркнуть,
что
понятие
мотив
тесно
связано
с
понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили
название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды
побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения
учащихся
к
продуктивной
познавательной
деятельности,
к
активному
освоению
содержания
образования.
Образно
говоря,
образы
мотивации
держат
в
своих
руках
совместно
преподаватели
(мотивация
обучения,
их
отношение
к
профессиональным
обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) .
Учебная
мотивация
определяется
как
частный
вид
мотивации,
включенный
в
определенную
деятельность,
-
в
данном
случае
деятельность
учения,
учебную
деятельность.
Как
и
любой
другой
вид,
учебная
мотивация
определяется
рядом
специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой,
образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-
третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными
особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-
пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается
иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы,
связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные
мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе
общественных
отношений.
При
этом
с
возрастом
происходит
развитие
соотношения
взаимодействующих
потребностей
и
мотивов,
изменение
ведущих
доминирующих
потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда
постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений
(потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы)
Мотивация
основное
средство,
которое
даст
возможность
повысить
уровень
заинтересованности
студентов
к
учебному
процессу,
позволит
повысить
их
личный
научный,
творческий
потенциал.
Недостаточно
мотивированный
студент
не
будет
способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный
процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень
много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в
едино, формируя сложные мотивационные системы. Мотивации студентов долгое время не
уделяли внимания. На самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить
процесс
обучения
и
результаты
долгих
лет
семинаров,
лекции
и
сессий.
Мотивы
и
мотивация
является
движущей
силой
процесса
обучения
и
усвоения
информации
и
материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить
уровень
заинтересованности
студентов
к
учебному
процессу,
позволит
повысить
их
личный научный, творческий потенциал .
Говоря о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и
содержанию:
-социальные
(долг,
ответственность,
понимание
значимости
обучения
для
всего
общества);
-познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным);
-профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную
и интересную работу);
-эстетические
(от
обучения
получается
удовольствие,
раскрываются
свои
скрытые
способности и таланты);
-коммуникативные
(возможность
расширения
своего
кругу
общения
посредством
повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
-статусно-позиционные
(стремление
через
учение
или
общественную
деятельность
утверждается в обществе);
-традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и
укрепились с течением времени);
-утилитарно-познательные
(стремление
усвоить
отдельный
интересующий
предмет
и
научиться самообразованию);
-неосознанные
мотивы
(основано
на
полном
непонимании
смысла
получаемой
информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения .
Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека.
Интерес - один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий,
ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в
эмоциональном
отношении
обучаемого
к
объекту
познания.
Формирование
интереса
основано на 3-х педагогических законах Выготского:
1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его
ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него
напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам,
преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
2.
«Весь
вопрос
в
том,
насколько
интерес
направлен
по
линии
самого
изучаемого
предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха,
желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать
интерес, но чтобы интерес был как должно направлен».
3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю
педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что
их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [7].
Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка
человека. Е.П.Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
1. потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и
долженствование;
2.
блок
внутреннего
фильтра,
который
включает
в
себя
предпочтение
по
внешним
признакам,
предпочтение
внутреннее
(интересы
и
склонности),
декларируемый
нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), оценка
своих возможностей (т.е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в
данный момент, учёт условий своих достижений, своих целей, предвидение последствий
своих действий, поступков, деятельности в целом;
3. целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс
удовлетворения
потребности.
В
состав
мотива
могут
входить
один
или
несколько
компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а
другие - вспомогательную.
Важнейшими
характеристиками
мотива
являются
сила
и
устойчивость
мотива.
Сила
мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по
степени и глубине осознания потребности самого мотива, по его интенсивности. Сила
мотива
обусловлена
как
физиологическими,
так
и
психологическими
факторами.
К
первым
следует
отнести
силу
мотивационного
возбуждения,
а
ко
вторым,
знание
результатов деятельности, понимание её смысла, определённая свобода творчества .
Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности
человека, по сохранению его во времени. По сути речь идёт об устойчивости (ригидности)
установок, ценностных ориентаций, намерений .
В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
1. побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами,
мотив вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;
2. направляющую функцию, которая отражает направленность энергии на определённый
объект, т.е. выбор и осуществление определённой линии поведения, поскольку личность
всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана
с устойчивостью мотива;
3. регулирующую функцию, суть в которой состоит в том, что мотив предопределяет
характер
поведения
и
деятельности,
от
чего,
в
свою
очередь,
зависит
реализация
в
поведении
и
деятельности
человека
либо
эгоистических,
либо
альтруистических
потребностей. Реализация этой функции всегда с иерархией мотивов. Регуляция состоит в
том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей
мере обуславливают поведение личности .
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,
влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является
побуждение - поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения
учащихся
к
продуктивной
познавательной
деятельности,
к
активному
освоению
содержания
образования.
Образно
говоря,
образы
мотивации
держат
в
своих
руках
совместно
преподаватели
(мотивация
обучения,
их
отношение
к
профессиональным
обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).
Как
и
любой
другой
вид,
учебная
мотивация
определяется
рядом
специфических
факторов.
Во-первых,
она
определяется
самой
образовательной
системой,
образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-
третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными
особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-
пятых, - спецификой учебного предмета.