Автор: Осинцева Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Куриловский детский сад комбинированного вида МДОУ
Населённый пункт: Московская обл. г.Серпухов-15
Наименование материала: Презентация
Тема: : «Содержание экологического образования детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Презентация
На тему: «Содержание экологического образования
детей дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
Осинцева Ирина Ивановна
Серпухов, 2020г.
Актуальность работы
На современном этапе развития цивилизации наиболее
актуальными становятся
проблемы взаимоотношения
человека с окружающей средой.
Главная причина этого –
тотальная экологическая безответственность. В связи с
этим
необходимо
больше
уделять
внимание
экологическому образованию детей уже с первых лет их
жизни.
Экологическое
образование,
в
том
числе
и
дошкольников,
признано в нашей стране приоритетным
направлением в образовании в целом.
В последние
годы
этой
проблемой
занимается
большое
количество
специалистов дошкольных учреждений,
создан ряд новых
программ.
2
Само
слово
«экология» было введено
немецким натуралистом
Эрнстом Геккелем.
Она определялась как
наука
о
взаимоотношениях
живых
организмов
с
окружающей
средой
и
друг с другом. В переводе
с
греческого
языка
«экология» – это наука о
доме,
жилище («ойкос» –
дом, «логос» – наука).
3
Экологическое
образование
–
это
целенаправленный,
непрерывный
и
комплексный
процесс
обучения
и
воспитания
человека
с
целью
формирования
у
него
экологической культуры,
ценностных ориентаций
и
норм
поведения
в
области
культурного
природопользования
и
охраны
окружающей
среды.
4
Авторы различных программ
и
пособий
предлагают
разнообразные
формулировки целей и задач
экологического
образования
дошкольников.
Н.А.
Соломонова считает целью
«формирование
определенного
уровня
осознанного
отношения,
выраженного
в
поведении,
отношении
к
природе,
людям, себе, месту в жизни».
5
Составляющие
экологического образования:
-
традиционные для
отечественной педагогики в
целом подходы (К.Ушинский,
В.Сухомлинский, Л.Толстой) ;
-
народные традиции;
-
мировой опыт;
-
содержание современной
школьной экологии.
Все составляющие должны
быть обязательно учтены
при отборе содержания ЭО
дошкольников.
6
7
Общепедагогические
принципы
отбора
экологического
образования
дошкольников,
включающий в себя:
-
общепедагогические
принципы
(гуманизма,
научности, систематичности и др.),
-
принципы,
специфические
для
экологического
образования
(прогностичности,
интеграции,
деятельности и др.),
-принципы,
свойственные
именно
экологическому
образованию дошкольников.
Содержание экологического
образования должно
включать в себя следующие
направления экологии:
- первое направление это
биоэкология (классическая
экология);
- следующее направление
это социальная экология (в
том числе и экология
человека);
- последнее направление
прикладная экология (охрана
природы).
8
Формы
экологического
образования.
Их
можно
классифицировать
на:
а)
массовые, б) групповые,
в)
индивидуальные.
•
Массовые формы – конференции;
экологические
фестивали,
ролевые
игры,
работы
на
участке.
•
Групповые
–
экскурсии;
туристические
походы
по
изучению природы; экологический
практикум.
•
Индивидуальные
формы
–
наблюдения
за
животными
и
растениями;
изготовление
поделок, рисование, лепку.
9
Наиболее
часто
дошкольные
учреждения
страны
используют
программы С.Н.
Николаевой «Юный
эколог» и Н.А.
Рыжовой «Наш дом –
природа».
Одной из
первых
в
90-х
годах
появилась
программа
С.
Николаевой
«Юный
эколог»,
созданная
на
основе
собственной
Концепции
экологического
воспитания
дошкольников.
Программа Н.А.
Рыжовой «Наш
дом
–
природа»
нацелена
на
воспитание
гуманной,
социально
активной
личности
ребенка,
с
целостным взглядом на природу,
с
пониманием места человека в ней.
10
Вывод
Дошкольный
возраст –
самоценный
этап
в
развитии
экологической
культуры
личности.
Экологическое
образование
дошкольников
–
это
первая ступень экологического образования личности,
которая затем будет продолжена в школе. Именно в
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
мировоззрения человека, формируется его отношение
к
окружающему
миру.
Экологическое образование дошкольников признано в
нашей
стране
приоритетным
направлением
в
образовании
в
целом.
11
12
ЛИТЕРАТУРА
1.
Букин,
А.П.
В дружбе с людьми и природой.
[Текст] /
А.П. Букин. М.: Просвещение, 2004 г.
2.
Волчкова, B.H., Степанова H.
B. Конспекты занятий в
старшей группе детского сада.
Экология.
[Текст] / В.Н.
Волчкова, Н.В. Степанова. Воронеж, 2008 г.
3.
Казакова, М.В.
Человек, природа, мир.
[Текст] / М.В.
Казакова.
Рязань 1993 г.
4.
Лопатина,
А.,
Скребцова,
М.
Экологическое
воспитание дошкольников.
Конспекты занятий,
сказки,
стихи,
игры и
задания.
[Текст]
/
А.
Лопатина,
М.
Скребцова. Москва: Амрита, 2010 г.
5.
Николаева,
С.Н.
Как приобщить ребенка к природе
(методические
рекомендации
для
дошкольных
учреждений).
[Текст] / С.Н. Николаева. М, 1993 г.
Презентация
На тему: «Содержание экологического образования
детей дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
Осинцева Ирина Ивановна
.
Серпухов, 2020 г.