Автор: Москалева Юлия Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Детско-юношеский центр
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по организации процесса обучения старших дошкольников
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по организации процесса
обучения старших дошкольников
Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников,
педагогу важно учитывать два условия:
первое – обучение не должно разрушать естественности жизни детей;
второе – принудительное обучение бесполезно.
Процесс
должен
быть
организован
таким
образом,
чтобы
ребенок
занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять
все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться.
На
правильном
занятии
главенствует
дух
открытия
(ничего
не
сообщаем детям в готовом виде). Нужно обучать детей так, чтобы они об
этом
даже
и
не
догадывались,
т.е.
использовать
в
обучении
игровые
технологии. Дошкольники должны обучаться в контексте их практической и
игровой деятельности, в процессе решения ими проблемных задач. Нужно
создать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки
в заданиях. Отношение к обучению детей старшего дошкольного возраста в
схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» должно
смениться
параметрами
«ищу
–
нахожу»,
«думаю
и
узнаю»,
«пробую
и
делаю».
Планируя
и
организовывая
занятия,
педагог
должен
стремиться
расширять
поле
активной
творческой
мыслительной
деятельности
детей.
Включать ситуации спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или
ответ. Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без
внимания
ни
одного
ответа
(учить
детей
исправлять
свои
ошибки
устанавливать их причину).
Педагогу также важно знать, что, только имея с ребенком хороший
личный контакт, можно его чему-то научить. И еще – общаясь с детьми, надо
учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Снимаем судейскую
роль с педагога – когда ребенок высказывается, он говорит детям, а не
взрослому.
В
ру ко вод с т ве
д е т с ко й
д е я т е л ьн о с т ью
п р и е мл е м
л и ш ь
демократический путь общения. Педагог должен принимать дошкольника
таким, какой он есть, и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты
работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с
достижениями
других
детей.
В
дошкольном
возрасте
нужно избегать
отрицательных
оценок
ребенка
и
результатов
его
деятельности.
Обучая
детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, при этом
максимум внимания уделять отстающим. Новый материал с отстающими
детьми нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а
не догонять).
Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час
постижения.
Ж.-Ж.
Руссо
писал:
«…
чего
не
торопятся
добиться,
того
добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
Основа обучения – разнообразная деятельность детей. Образовательная
ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок был в активной
позиции, в деятельности: он то слушатель, то наблюдатель, то действующее
лицо.
На занятиях обязательна смена мизансцен и движение. Статическая
нагрузка, когда ребенок сидит за столом, не должна превышать 50% от всего
времени
занятия.
Продолжительность
работы
в
обычных
ученических
тетрадях (в клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте
или математике должна быть не более 10 минут на одном занятии.
При
отборе
методов
и
приемов
обучения
и
воспитания
педагогу
желательно помнить следующие правила: обеспечивать успех во всех делах,
и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи; хвалить от души;
верить и доверять безоговорочно; договариваться, находить общее мнение,
уступать желаниям; прощать искренне; не сравнивать детей друг с другом; не
ставить
их
друг
другу
в
пример;
не
приказывать,
не
требовать
жестко;
поддерживать у детей ощущение успешности.
Такой
подход
позволит
синхронизировать
процессы
обучения
и
во спит ания,
сделать
их
не
противо стоящими
друг
другу,
а
взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка.