Напоминание

Особенности развития речевых и физических навыков у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Бармина Ирина Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ХГУ им Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: 655162 Черногорск республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития речевых и физических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития речевых и физических навыков у детей старшего

дошкольного возраста

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,

Институт непрерывного педагогического образования

г. Абакан, Россия

Статья посвящена проблеме развития речевых и физических навыков у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Проводятся

результаты

диагностики

уровня развития речевых и физических навыков у детей старшего дошкольного

возраста.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, речевые навыки,

физические навыки, развитие речевых и физических навыков, особенности.

The article is devoted to the problem of development of speech and physical

skills in children of senior preschool age. The results of diagnostics of the level of

development of speech and physical skills in children of senior preschool age are

carried out.

Key words: children of senior preschool age, speech skills, physical skills,

development of speech and physical skills, features.

Дошкольный

возраст

это

период

интенсивного

развития

ребенка

и

своевременное

овладение

правильной

речью,

в

том

числе

активное

ее

использование.

Речь

является

одним

из

основных

условий

нормальной

социализации ребенка, формирования полноценной личности. Анализ практики

показывает,

что

для

того,

чтобы

ребенок

овладел

речью

своевременно

и

качественно, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в

контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой

активностью.

Проблема

развития

детской

речи

всегда

выступает

как

актуальная

и

рассматривается

в

разных

областях

знаний:

лингвистике,

психологии,

педагогике,

дидактике.

При

этом

несмотря

на

большое

число

работ,

посвященных изучению разных сторон речи, она все же остается еще мало

разработанной областью.

1

По

мнению

Э.П.

Коротковой,

«развитие

речи

процесс

сложный,

творческий, а потому необходимо, чтобы дети заранее хорошо овладели родной

речью, говорили правильно и красиво. Поэтому чем раньше мы научим ребенка

правильно

говорить

соответствии

с

возрастными

особенностями),

тем

свободнее он будет чувствовать себя в коллективе» [3, с.91].

Э.П.

Короткова

также

отмечает,

что

«развитие

речи

это

целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая

использование арсенала специальных педагогических приемов и собственных

речевых упражнений ребенка» [3, с.92].

Современная

технология

речевого

развития

детей

в

основу

работы

с

детьми кладет деятельностный подход, которым речь определяется как один из

видов деятельности наряду с игровой, бытовой, интеллектуальной и пр. Н.В.

Новотворцевой отмечается, что «формирование речевой деятельности – это

процесс

взаимодействия

ребенка

с

другими

людьми

с

использованием

материальных

и

языковых

средств.

Речь

формируется

в

процессе

существования ребенка в социальной среде. Его возникновение и развитие

обусловлено потребностями общения, потребностями жизни. Противоречия,

возникающие

в

общении,

приводят

к

развитию

речевых

способностей,

к

приобретению

новых

средств

общения,

форм

речи»

[4].

В

исследованиях,

проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что «содержание и

уровень

развития

речи

детей

определяются

характером

их

общения

как

с

взрослыми, так и сверстниками».

Рассматривая

проблему

речевой

подготовки

к

обучению

в

школе

дошкольников,

известный

исследователь

А.М.

Бородич

сформулировала

в

качестве главной задачи методики разработку на научно-педагогической основе

наиболее эффективных средств, методов и приемов развития речи, а в качестве

главной задачи речевого обучения и воспитания выделила развитие у детей

необходимых речевых умений и способностей, формирование речевых знаний,

навыков [2].

В исследованиях, проведенных Ф. А. Сохиным, можно выделить три

2

основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития

речи

дошкольников,

совершенствования

содержания

и

методов

обучения

родному

языку:

структурное

(формирование

разных

структурных

уровней

системы

языка

-

фонетического,

лексического,

грамматиче ского),

функциональное

(формирование

навыков

владения

языком

в

его

коммуникативной

функции,

развитие

связной

речи,

речевого

общения),

когнитивное,

познавательное

(формирование

способности

к

элементарному

осознанию языковых и речевых явлений) [5].

Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте многие ученые

считают

основным

условием

формирования

личности

детей

дошкольного

возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу

общей готовности ребенка к обучению в школе.

Программа детского сада включает развитие всех сторон устной речи:

словаря,

грамматического

строя,

звукопроизношения.

Необходимыми

условиями

формирования

правильной

речи

ребенка

является

его

крепкое

здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного

аппарата, органов слуха, зрения, забота о соблюдении гигиенических условий.

В

общей

системе

воспитательной

работы

физическое

воспитание

дошкольников

занимает

особое

место.

Именно

в

дошкольном

детстве

в

результате

целенаправленного

педагогического

воздействия

укрепляется

здоровье

ребенка,

тренируются

физиологические

функции

организма,

интенсивно

развиваются

движения,

двигательные

навыки

и

физические

качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Исследованием по проблеме физической подготовленности дошкольников

занимались Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; тему проблемы

развития физических навыков дошкольников исследовали В.Н. Занефский, З.И.

Кузнецова, М.Х. Спаева.

Значительный вклад в понимание формирования физических навыков в

процессе обучения внесли теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он

доказал,

что

«под

воздействием

двигательных

действий

организм

делается

3

сильнее,

выносливее,

ловчее,

искуснее.

Это

свойство

организма

назвали

упражняемостью» [1].

В

становлении

физического

навыка

важнейшую

роль

играет

нервная

система.

Для

выработки

двигательного

навыка

мозг

нуждается

в

довольно

долгом

упражнении.

Построение

навыка,

по

мнению

Э.Я.

Степаненковой,

«является

смысловым

цепным

действием,

в

котором

нельзя

пропускать

ни

одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем

нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления

двигательным действием» [6].

Таким

образом,

можно

сделать

следующий

вывод:

образование

физических навыков у ребёнка имеет огромное значение. Они предоставляют

ему возможность выполнения движений с наименьшей затратой энергии и с

наибольшим

эффектом,

обеспечивают

рациональное

использование

его

двигательных способностей.

Для обоснования и разработки программы по эффективному развитию

речевых и физических качеств в их взаимосвязи у детей старшего дошкольного

возраста

нами

была

проведена

диагностика

уровня

развития

речевых

и

физических навыков у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании

приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 12 человек.

Для

изучения

уровня

развития

речевых

навыков

у

детей

были

использованы следующие методики: методики «Назови слова» и «Расскажи по

картинке» Р.С. Немова. Для выявления уровня развития физических навыков мы

использовали

методику

Швалевой

Т.А

«Диагностика

физиче ской

подготовленности дошкольников».

По

результатам

исследования

диагностики

развития

речевых

навыков

дошкольников

по

методике

«Назови

слова» Р.С.

Немова

были

получены

следующие

данные:

в

обследуемой

группе

детей

выявлено

преобладание

среднего

уровня

развития

навыков

правильного

обозначения

словом

предъявляемого объекта, что говорит о недостаточности в развитии как объема

словаря, так и его качественной стороны (см. рис. 1).

4

Рисунок 1 - Результаты исследования уровня речевых навыков у детей старшего

дошкольного возраста (методика «Назови слова»)

По

рисунку

1

видно,

что

в

группе

испытуемых

по

шкале

речевого

развития у 13% детей очень высокий уровень.

Такие дети назвали сорок и

больше разных слов, которые относятся ко всем группам: животных, растений,

цветов предметов, форм предметов, других признаков предметов, помимо форм

и

цветов,

действий

человека,

способы

выполнения

действий

человеком,

качественности выполненных человеком действий.

Высокий уровень речевого развития наблюдается у 16% дошкольников,

такие дети назвали 35-39 различных слов, которые относятся ко всем группам.

Средний уровень речевого развития наблюдается у 38% дошкольников,

такие дети назвали 30-34 различных слов, которые относятся ко всем группам.

У 18% детей низкий уровень речевого развития, такие дети назвали 25-29

различных слов, которые относятся ко всем группам.

У 15% детей очень низкий уровень речевого развития, такие дети за все

время назвали не более 19 слов.

По

результатам

методики

диагностики

«Расскажи

по

картинке»

Р.С.

Немова были получены следующие данные: анализ выполнения детьми заданий

показал также преобладание среднего уровня развития навыков составления

связных высказываний по картинке в обследуемой группе детей (см. рис. 2).

5

Рисунок 2 - Результаты исследования уровня речевых навыков у детей старшего

дошкольного возраста (методика «Расскажи по картинке»)

По рисунку заметно, что у 7% детей очень высокий уровень развития

речевых навыков.

В речи таких детей встречаются все 10 фрагментов речи,

которые

включены

в

таблицу:

много

существительных,

глаголов,

прилагательных в обычной форме, прилагательных в сравнительной степени,

прилагательных

в

превосходной

степени,

наречий,

местоимений,

союзов,

предлогов,

сложных

предложений

и

конструкций.

Дети

демонстрируют

достаточное по объему и содержанию построенное связное высказывание.

Высокий уровень речевого развития наблюдается у 21% дошкольников, в

речи таких детей встречаются 6-7 из фрагментов речи, которые содержатся в

диагностической таблице.

Средний уровень речевого развития наблюдается у 36% дошкольников, в

речи таких детей имеются только 4-5 из фрагментов речи, которые содержатся в

диагностической таблице.

У 20% детей низкий уровень речевого развития, в речи таких детей

встречаются 2-3 из фрагментов речи, необходимой для построения связного

рассказа.

У 16% детей очень низкий уровень речевого развития, в речи таких детей

имеется не более одного из фрагментов речи, необходимой для построения

связного рассказа.

Далее

было

проведено

исследования

уровня

развития

физических

навыков у детей старшего дошкольного возраста (см. рис.3).

6

Быстрота

Ловкость

Сила

0

10

20

30

40

50

60

34

16

34

50

34

50

16

50

16

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня развития физических навыков у детей

старшего дошкольного возраста

Анализ выполнения детьми диагностических заданий выявил средние

показатели по сформированности таких физических качеств, как быстрота и

сила (50% - половина детей группы), а такое качество, как ловкость развито у

детей старшего дошкольного возраста недостаточно. Выполнение физических

упражнений детьми продемонстрировало, что у детей недостаточно развито

чувство ритма, координации, слуховая память, а также плохо развито умение

самостоятельно выполнить движения. Навык смены движений (по первой части

задания) еще недостаточно сформирован, несмотря на то, что он тренируется

каждый день в процессе проведения утренней гимнастики. У многих детей

обнаружилась

общая

моторная

неловкость.

Таким

образом,

и

по

этому

показателю есть отставание от возрастных норм.

Таким

образом,

физическая

подготовленность

детей

характеризуется

совокупностью

сформированных

двигательных

навыков

и

основных,

физических качеств. Для нормального физического развития детей необходимы

специальные

упражнения,

которые

используются

в

детском

саду

в

виде

утренней гимнастики, специальных физкультурных занятий, подвижных игр.

Специально следует отметить влияние подвижной игры на развитие речи у

детей

дошкольного

возраста,

в

частности,

таких

ее

качеств,

как

выразительность, ритмичность, умение сочетать слово и движение, умение

вступать и поддерживать диалог.

7

Таким

образом,

в

ходе

эксперимента

мы

выявили

что,

имеются

проблемы

с

развитием

речевых

и

физических

навыков

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

так

как

в

основном

преобладает

средний

и

низкий

уровень.

Список литературы

1. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г.

Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг; редкол.: А. А. Баев (пред.) и др.; АН

СССР. — М.: Наука, 1990. — 494 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для пед.

ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" / А. М. Бородич. - 2-е изд.,

перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

3. Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду / Э. П.

Короткова – М. : Сфера, 2011. – 296 с.

4. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. –

Ярославль: Академия развития, 2009. – 205 с.

5. Сохин,

Ф.А.

Психолого-педагогические

основы

развития

речи

дошкольников. М., 2002. - 224 с.

6. Степаненкова,

Э.Я.

Теория

и

методика

физического

воспитания

и

развития

ребенка:

Учеб.

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений

/

Эмма

Яковлевна

Степаненкова.

2-е

изд.,

испр.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2006. — 368 с.

8



В раздел образования