Авторы: Осюкова Ирина Александровна, Колмогорова Дарья Сергеевна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы преодоления страхов у детей и подростков»
Раздел: среднее образование
«Способы преодоления страхов у детей и подростков»
Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха.
Но
у
взрослых
есть
опыт
и
знания,
которые
часто
помогают
уменьшить
интенсивность переживаний. Дети же не всегда понимают, что с ними происходит и
переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает ребенка, взрослому может
казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-
настоящему
сильные
эмоции,
которые
моментально
могут
завладеть
всем
его
маленьким миром.
Если ребенок жалуется, что он чего-то боится, это не причина для насмешек или
паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ним, постараться выяснить
причину
и
потом
принимать
решение
о
дальнейших
действиях.
Большинство
детских страхов имеют временный характер, при адекватной реакции взрослых и
правильном отношении к ним, в скором времени бесследно исчезают.
В подростковом возрасте человек уже имеет определенный опыт распознания и
проживания
тех
или
иных
эмоций.
Поэтому
с
некоторыми
пугающими
переживаниями
ему
можно
предложить
справиться
самостоятельно,
при
этом,
конечно
же,
поддержка
со
стороны
взрослых
имеет
важное
значение
(«Ты
справишься, я в тебя верю, я рядом»).
Итак, что же такое страх?
Страх – это эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече
с угрозой или при ее ожидании
(Ю
.
Щербатых
).
Страх бывает полезным и вредным.
Полезный страх предупреждает об опасности. В этом состоит главная функция
страха. Такие страхи нам нужны и не стоит стремиться от них избавиться.
Вредный (дисфункциональный) страх часто мешает человеку проявить себя,
тормозит его развитие, приводит к эмоциональному и физическому истощению,
так как организм расходует слишком много энергии на постоянное переживание
этих
страхов.
Именно
такие
страхи
необходимо
уметь
распознавать
и
преодолевать.
У детей 7 – 11 лет чаще всего проявляются следующие страхи: смерти (своей или
близких);
каких-либо
животных;
кошмаров;
пожара;
темноты;
потустороннего
мира; школьные страхи (страх ответа у доски; страх перед контрольной работой;
страх учителей; страх порицания).
Подростки
чаще
испытывают
социальные
страхи:
перед
общением
с
малознакомыми людьми, необходимостью оказаться в центре внимания, быть
замеченным; страх выглядеть нелепо, беспомощно; страх, что другие заметят твой
испуг.
Как помочь ребенку справиться с дисфункциональным страхом?
1.
Примите
чувства
ребенка,
проговорите
ему
о
том,
что бояться
–
это
нормально. Он может бояться чего угодно. Даже если вам кажется, что это пустяк,
важно принять чувства ребенка и понять, что сейчас ему действительно страшно.
2. Поделитесь своим опытом, расскажите ребенку о том, чего вы боялись в
детстве и как справились с этим страхом.
3. Меняйте установки: страх, возникший к какому-то определенному объекту,
может распространять на все похожие объекты. Например, однажды испугавшись
собаку, ребенок боится всех собак. В такой ситуации нужно постепенно менять у
ребенка
сложившийся
образ
на
позитивный.
Можно
познакомить
ребенка
с
маленьким добрым щенком, прочитать рассказ о преданной и доброй собаке. Со
временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.
4.
Предложите
ребенку
нарисовать
или
слепить
свой
страх. В
процессе
выполнения, узнайте у ребенка, что или кого он нарисовал. Пусть ребенок опишет
получившийся образ и скажет чем он опасен, чего он хочет, зачем он ребенку. Затем
обратите внимание ребенка на то, что страх теперь не внутри него, а вовне и
ребенок может им управлять. Можно предложить сделать его смешным, нелепым
или лишить его силы. Еще можно сказать «образу»: «Стоп. Хватит. Ты больше не
будешь мне мешать и меня пугать (ругать, критиковать)».
5.
Придумывайте
истории
про
страх.
Представьте
с
ребенком
ситуацию,
в
которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее. Главным
героем может быть сам ребенок, и в этой истории он сам справляется со страшной
ситуацией. Возможен такой вариант, когда какой-то любимый персонаж приходит
ему
на
помощь.
Можно
создать
книгу,
в
которой
написать
или
нарисовать
придуманную историю.
6. Определите страх в теле ребенка. Попросите ребенка показать или сказать, где
в теле у него сейчас находится страх. На что он похож, какой формы этот страх,
какого
цвета,
какого
размера.
Затем
попросите
его
глубоко
подышать
и
почувствовать,
как
этот
страх
изменяется,
например,
измельчается
в
пыль,
и
выходит из тела. Предложите ребенку выдохнуть свой страх.
7. Используйте ритуалы для того, чтобы уменьшить страх. Это могут быть
объятия, чтение, водные процедуры, ритуалы прощания. Главное, чтобы ритуал
повторялся постоянно и стабильно изо дня в день.
8. Сделайте оберег от страха. Объясните ребенку, что оберег нужен для того,
чтобы защищать человека от опасности. Такой талисман можно сделать из любых
материалов и повесить в комнате ребенка или носить в виде кулона, браслета и т.д.
В
роли
оберега
может
выступать
игрушка
или
какой-то
предмет,
незнакомый
ребенку ранее.
9 . Проиграйте
пугающую
ситуацию. Предложите
ребенку
побояться
вместе
(реально или в воображении). Пойдите в страх ребенка вместе с ним, проиграйте
страшную
ситуацию
и
помогите
прожить
этот
страх,
оказав
поддержку
(«Я
рядом»). Затем обязательно придумайте то, что будет дальше, после страшного
события.
А
в
конце
игры
отметьте
своего
ребенка
за
храбрость
(например,
медалью).
10. Представьте образ знакомого смелого человека. Это может быть папа, мама,
бабушка, дедушка, друг, герой фильма и т.д. Подумайте вместе, чтобы сказал этот
человек, как бы поддержал. Пусть ребенок представляет этого человека рядом с
собой, когда это будет необходимо (во время контрольной, во время ответа у доски
и т.д.).
1 1 . Почитайте
книги
или
посмотрите
мультфильмы
про
героев,
которые
преодолели
свой
страх.
Обсудите
их. Например
мультфильмы:
«Ничуть
не
страшно», «Корпорация монстров»; книги: А.М. Волков «Волшебник Изумрудного
города», С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика» и др., книги «Что
делать, если...» Петрановская Л.В.
12.Поговорите с ребенком о тех мыслях, которые провоцируют страх.
Этот способ больше подходить для подростков. Дело в том, что прежде, чем
возникает страх в определенной ситуации, человек обычно автоматически успевает
о
чем-то
подумать,
сделать
какие-то
предположения.
И
именно
эти
мысли
вызывают страх, а не сама ситуация. Например, подросток отвечал у доски, а кто-то
в классе издал смешок. Ребенок подумал: «Смеются над моим внешним видом».
Ему стало страшно. А если поймать эту мысль и обсудить ее, проверить насколько
она соответствует правде, поискать другие поводы для смеха в классе, то страх
может уменьшиться или появиться уверенность в себе.
Взамен мысли, которая вызывает страх лучше придумать другую, которая придает
подростку сил и спокойствия.
Например:
Идеальных людей не бывает.
Далеко не всем людям интересно как выглядят другие.
Каждый имеет право на ошибку и я тоже.
От меня требуется только рассказать то, что я и так знаю.
Через пять минут все уже будет позади. и т.д.
Стараясь помочь своему ребенку в преодолении страха, помните, что на это может
потребоваться время. Если не получилось с первого раза, пробуйте еще. Важно
чтобы ребенок почувствовал свою силу и то, что в его руках управление своими
эмоциями. В ситуациях, когда вы не можете помочь ему сами, а страх продолжает
владеть ребенком, обратитесь за помощью к психологу.
Авторы:
педагоги-психологи
ГБУ
АО
Центр
«Надежда»
Колмогорова
Д.С.,
Осюкова И.А.