Напоминание

«Способы преодоления страхов у детей и подростков»


Авторы: Осюкова Ирина Александровна, Колмогорова Дарья Сергеевна
Должность: педагоги-психологи
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы преодоления страхов у детей и подростков»
Раздел: среднее образование





Назад




«Способы преодоления страхов у детей и подростков»

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха.

Но

у

взрослых

есть

опыт

и

знания,

которые

часто

помогают

уменьшить

интенсивность переживаний. Дети же не всегда понимают, что с ними происходит и

переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает ребенка, взрослому может

казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-

настоящему

сильные

эмоции,

которые

моментально

могут

завладеть

всем

его

маленьким миром.

Если ребенок жалуется, что он чего-то боится, это не причина для насмешек или

паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ним, постараться выяснить

причину

и

потом

принимать

решение

о

дальнейших

действиях.

Большинство

детских страхов имеют временный характер, при адекватной реакции взрослых и

правильном отношении к ним, в скором времени бесследно исчезают.

В подростковом возрасте человек уже имеет определенный опыт распознания и

проживания

тех

или

иных

эмоций.

Поэтому

с

некоторыми

пугающими

переживаниями

ему

можно

предложить

справиться

самостоятельно,

при

этом,

конечно

же,

поддержка

со

стороны

взрослых

имеет

важное

значение

(«Ты

справишься, я в тебя верю, я рядом»).

Итак, что же такое страх?

Страх – это эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече

с угрозой или при ее ожидании

.

Щербатых

).

Страх бывает полезным и вредным.

Полезный страх предупреждает об опасности. В этом состоит главная функция

страха. Такие страхи нам нужны и не стоит стремиться от них избавиться.

Вредный (дисфункциональный) страх часто мешает человеку проявить себя,

тормозит его развитие, приводит к эмоциональному и физическому истощению,

так как организм расходует слишком много энергии на постоянное переживание

этих

страхов.

Именно

такие

страхи

необходимо

уметь

распознавать

и

преодолевать.

У детей 7 – 11 лет чаще всего проявляются следующие страхи: смерти (своей или

близких);

каких-либо

животных;

кошмаров;

пожара;

темноты;

потустороннего

мира; школьные страхи (страх ответа у доски; страх перед контрольной работой;

страх учителей; страх порицания).

Подростки

чаще

испытывают

социальные

страхи:

перед

общением

с

малознакомыми людьми, необходимостью оказаться в центре внимания, быть

замеченным; страх выглядеть нелепо, беспомощно; страх, что другие заметят твой

испуг.

Как помочь ребенку справиться с дисфункциональным страхом?

1.

Примите

чувства

ребенка,

проговорите

ему

о

том,

что бояться

это

нормально. Он может бояться чего угодно. Даже если вам кажется, что это пустяк,

важно принять чувства ребенка и понять, что сейчас ему действительно страшно.

2. Поделитесь своим опытом, расскажите ребенку о том, чего вы боялись в

детстве и как справились с этим страхом.

3. Меняйте установки: страх, возникший к какому-то определенному объекту,

может распространять на все похожие объекты. Например, однажды испугавшись

собаку, ребенок боится всех собак. В такой ситуации нужно постепенно менять у

ребенка

сложившийся

образ

на

позитивный.

Можно

познакомить

ребенка

с

маленьким добрым щенком, прочитать рассказ о преданной и доброй собаке. Со

временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

4.

Предложите

ребенку

нарисовать

или

слепить

свой

страх. В

процессе

выполнения, узнайте у ребенка, что или кого он нарисовал. Пусть ребенок опишет

получившийся образ и скажет чем он опасен, чего он хочет, зачем он ребенку. Затем

обратите внимание ребенка на то, что страх теперь не внутри него, а вовне и

ребенок может им управлять. Можно предложить сделать его смешным, нелепым

или лишить его силы. Еще можно сказать «образу»: «Стоп. Хватит. Ты больше не

будешь мне мешать и меня пугать (ругать, критиковать)».

5.

Придумывайте

истории

про

страх.

Представьте

с

ребенком

ситуацию,

в

которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее. Главным

героем может быть сам ребенок, и в этой истории он сам справляется со страшной

ситуацией. Возможен такой вариант, когда какой-то любимый персонаж приходит

ему

на

помощь.

Можно

создать

книгу,

в

которой

написать

или

нарисовать

придуманную историю.

6. Определите страх в теле ребенка. Попросите ребенка показать или сказать, где

в теле у него сейчас находится страх. На что он похож, какой формы этот страх,

какого

цвета,

какого

размера.

Затем

попросите

его

глубоко

подышать

и

почувствовать,

как

этот

страх

изменяется,

например,

измельчается

в

пыль,

и

выходит из тела. Предложите ребенку выдохнуть свой страх.

7. Используйте ритуалы для того, чтобы уменьшить страх. Это могут быть

объятия, чтение, водные процедуры, ритуалы прощания. Главное, чтобы ритуал

повторялся постоянно и стабильно изо дня в день.

8. Сделайте оберег от страха. Объясните ребенку, что оберег нужен для того,

чтобы защищать человека от опасности. Такой талисман можно сделать из любых

материалов и повесить в комнате ребенка или носить в виде кулона, браслета и т.д.

В

роли

оберега

может

выступать

игрушка

или

какой-то

предмет,

незнакомый

ребенку ранее.

9 . Проиграйте

пугающую

ситуацию. Предложите

ребенку

побояться

вместе

(реально или в воображении). Пойдите в страх ребенка вместе с ним, проиграйте

страшную

ситуацию

и

помогите

прожить

этот

страх,

оказав

поддержку

(«Я

рядом»). Затем обязательно придумайте то, что будет дальше, после страшного

события.

А

в

конце

игры

отметьте

своего

ребенка

за

храбрость

(например,

медалью).

10. Представьте образ знакомого смелого человека. Это может быть папа, мама,

бабушка, дедушка, друг, герой фильма и т.д. Подумайте вместе, чтобы сказал этот

человек, как бы поддержал. Пусть ребенок представляет этого человека рядом с

собой, когда это будет необходимо (во время контрольной, во время ответа у доски

и т.д.).

1 1 . Почитайте

книги

или

посмотрите

мультфильмы

про

героев,

которые

преодолели

свой

страх.

Обсудите

их. Например

мультфильмы:

«Ничуть

не

страшно», «Корпорация монстров»; книги: А.М. Волков «Волшебник Изумрудного

города», С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика» и др., книги «Что

делать, если...» Петрановская Л.В.

12.Поговорите с ребенком о тех мыслях, которые провоцируют страх.

Этот способ больше подходить для подростков. Дело в том, что прежде, чем

возникает страх в определенной ситуации, человек обычно автоматически успевает

о

чем-то

подумать,

сделать

какие-то

предположения.

И

именно

эти

мысли

вызывают страх, а не сама ситуация. Например, подросток отвечал у доски, а кто-то

в классе издал смешок. Ребенок подумал: «Смеются над моим внешним видом».

Ему стало страшно. А если поймать эту мысль и обсудить ее, проверить насколько

она соответствует правде, поискать другие поводы для смеха в классе, то страх

может уменьшиться или появиться уверенность в себе.

Взамен мысли, которая вызывает страх лучше придумать другую, которая придает

подростку сил и спокойствия.

Например:

Идеальных людей не бывает.

Далеко не всем людям интересно как выглядят другие.

Каждый имеет право на ошибку и я тоже.

От меня требуется только рассказать то, что я и так знаю.

Через пять минут все уже будет позади. и т.д.

Стараясь помочь своему ребенку в преодолении страха, помните, что на это может

потребоваться время. Если не получилось с первого раза, пробуйте еще. Важно

чтобы ребенок почувствовал свою силу и то, что в его руках управление своими

эмоциями. В ситуациях, когда вы не можете помочь ему сами, а страх продолжает

владеть ребенком, обратитесь за помощью к психологу.

Авторы:

педагоги-психологи

ГБУ

АО

Центр

«Надежда»

Колмогорова

Д.С.,

Осюкова И.А.



В раздел образования