Авторы: Хозяшева Анастасия Владимировна, Починкова Наталия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Причины детской лени
Раздел: среднее образование
Авторы: ГБУ АО «Центр «Надежда»
Педагог-психолог Хозяшева А.В.
Педагог-психолог Починкова Н.С.
Причины детской лени
Детская лень – это одна из самых распространенных претензий в школьные годы.
Только никто не знает, кому ее предъявить. Учителя жалуются родителям, родители
учителям, вместе они наседают на ребенка в попытке преодолеть его лень. Взрослые
называют ленью то явление, когда ребенок не хочет делать то, что от него требуется.
Однако, в любом здоровом ребенке заложено много энергии на то, чтобы развиваться,
расти,
познавать,
проявлять
творческую
активность.
Поэтому
от
природы
любой
ребенок не ленив и дело не в упадке естественной энергии ребенка.
В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ ЛЕНИ?
1.
Самое
простое:
дети
не
делают,
потому
что
не
хотят. Т.е.
они
«ленятся»
удовлетворять не свою потребность. Хотеть делать то, что на самом деле хочет кто-то
другой, довольно трудно. Если у ребенка нет мотивации, ему неоткуда взять энергию,
чтобы
действовать.
Поэтому
любое собственное
желание перебивает
важность
исполнения не своего желания.
Предложите ребенку чередовать желаемое (им самим) с требуемым от него.
2.
У детей отсутствует интерес. Если дело не вызывает никакого живого интереса, то мы
будем откладывать его насколько это возможно и мучительно искать силы чтобы начать.
Заинтересованный – горы свернет, а скучающий ребенок часто не в состоянии справится с
атакующими его более явными и интересными потребностями и желаниями.
Заинтересовать ребенка часто требует труда от взрослых, а они часто переходят к
тактике принуждения, чем окончательно могут убить нужную для любого дела энергию. И
из этого вытекает следующая причина.
3.
Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению.
Чем меньше в
жизни ребенка будет принуждения, тем вероятнее, что он будет быстро и радостно делать
все
необходимое.
Принуждение
вызывает
тоску,
злость,
упадок
сил,
раздражение,
ненависть. Сопротивление часто не осознанно.
Сопротивление
принуждению
можно
смягчить
или
избежать,
не
принуждая,
т.е.
разговаривая с ребенком не с позиции «сверху», а с позиции «на равных», «взрослый –
взрослый», придя к общему согласию.
4.
Сильно подавленные чувства отнимают много энергии. Это неосознанные чувства.
Ребенок может не хотеть в школу потому, что не осознает собственной тревоги. Или
боится учительницы – ее гнева, ее оценки, ее реакции. Или боится расстроить маму
плохой отметкой или замечанием в дневнике. Или боится непринятия одноклассниками.
На
подавление
страха,
тревоги
и
тем
более
злости
уходит
много
сил
и
энергии.
Подавленные чувства часто прорываются со снах, играх и творчестве.
Разобраться с сильными подавленными чувствами может помочь только тот взрослый,
которому ребенок доверяет, к которому не испытывает тех самых подавленных чувств.
Здесь может прийти на помощь психолог.
5.
Энергию
снижают
ожидание
неуспеха,
неуверенность
в
себе.
Ребенок,
не
верящий в свои силы, часто отказывается браться даже за те дела, которые вполне
способен
выполнить.
Избегание
провала
становится
единственным
способом
взаимодействия со школьным миром и миром вообще. Особенно если это сопровождается
родительским
нагнетанием:
«Не
будешь
учиться
–
получишь
двойку
на
экзамене
–
пойдешь работать дворником и т.д.»
Поднять энергию ребенка можно только веря в него, в его способности и таланты, в его
активность,
упорство
и
трудолюбие,
которые
есть
в
любом
человеке,
но
они
часто
невидимы из-за «замыленного» ожиданием неуспеха взрослого взгляда.
Таким образом, ленивых детей нет, есть не понявшие, чего хотят, не нашедшие свой
интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства и не верящие в свои
силы.
Используемая литература:
Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. – М.:
Генезис, 2018. – 184с.