Напоминание

Причины детской лени


Авторы: Хозяшева Анастасия Владимировна, Починкова Наталия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Причины детской лени
Раздел: среднее образование





Назад




Авторы: ГБУ АО «Центр «Надежда»

Педагог-психолог Хозяшева А.В.

Педагог-психолог Починкова Н.С.

Причины детской лени

Детская лень – это одна из самых распространенных претензий в школьные годы.

Только никто не знает, кому ее предъявить. Учителя жалуются родителям, родители

учителям, вместе они наседают на ребенка в попытке преодолеть его лень. Взрослые

называют ленью то явление, когда ребенок не хочет делать то, что от него требуется.

Однако, в любом здоровом ребенке заложено много энергии на то, чтобы развиваться,

расти,

познавать,

проявлять

творческую

активность.

Поэтому

от

природы

любой

ребенок не ленив и дело не в упадке естественной энергии ребенка.

В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ ЛЕНИ?

1.

Самое

простое:

дети

не

делают,

потому

что

не

хотят. Т.е.

они

«ленятся»

удовлетворять не свою потребность. Хотеть делать то, что на самом деле хочет кто-то

другой, довольно трудно. Если у ребенка нет мотивации, ему неоткуда взять энергию,

чтобы

действовать.

Поэтому

любое собственное

желание перебивает

важность

исполнения не своего желания.

Предложите ребенку чередовать желаемое (им самим) с требуемым от него.

2.

У детей отсутствует интерес. Если дело не вызывает никакого живого интереса, то мы

будем откладывать его насколько это возможно и мучительно искать силы чтобы начать.

Заинтересованный – горы свернет, а скучающий ребенок часто не в состоянии справится с

атакующими его более явными и интересными потребностями и желаниями.

Заинтересовать ребенка часто требует труда от взрослых, а они часто переходят к

тактике принуждения, чем окончательно могут убить нужную для любого дела энергию. И

из этого вытекает следующая причина.

3.

Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению.

Чем меньше в

жизни ребенка будет принуждения, тем вероятнее, что он будет быстро и радостно делать

все

необходимое.

Принуждение

вызывает

тоску,

злость,

упадок

сил,

раздражение,

ненависть. Сопротивление часто не осознанно.

Сопротивление

принуждению

можно

смягчить

или

избежать,

не

принуждая,

т.е.

разговаривая с ребенком не с позиции «сверху», а с позиции «на равных», «взрослый –

взрослый», придя к общему согласию.

4.

Сильно подавленные чувства отнимают много энергии. Это неосознанные чувства.

Ребенок может не хотеть в школу потому, что не осознает собственной тревоги. Или

боится учительницы – ее гнева, ее оценки, ее реакции. Или боится расстроить маму

плохой отметкой или замечанием в дневнике. Или боится непринятия одноклассниками.

На

подавление

страха,

тревоги

и

тем

более

злости

уходит

много

сил

и

энергии.

Подавленные чувства часто прорываются со снах, играх и творчестве.

Разобраться с сильными подавленными чувствами может помочь только тот взрослый,

которому ребенок доверяет, к которому не испытывает тех самых подавленных чувств.

Здесь может прийти на помощь психолог.

5.

Энергию

снижают

ожидание

неуспеха,

неуверенность

в

себе.

Ребенок,

не

верящий в свои силы, часто отказывается браться даже за те дела, которые вполне

способен

выполнить.

Избегание

провала

становится

единственным

способом

взаимодействия со школьным миром и миром вообще. Особенно если это сопровождается

родительским

нагнетанием:

«Не

будешь

учиться

получишь

двойку

на

экзамене

пойдешь работать дворником и т.д.»

Поднять энергию ребенка можно только веря в него, в его способности и таланты, в его

активность,

упорство

и

трудолюбие,

которые

есть

в

любом

человеке,

но

они

часто

невидимы из-за «замыленного» ожиданием неуспеха взрослого взгляда.

Таким образом, ленивых детей нет, есть не понявшие, чего хотят, не нашедшие свой

интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства и не верящие в свои

силы.

Используемая литература:

Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. – М.:

Генезис, 2018. – 184с.



В раздел образования