Напоминание

"Значение сказки в жизни ребенка"


Автор: Кулиева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №43
Населённый пункт: Удмуртия. город Воткинск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Значение сказки в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад» № 43

Консультация для родителей на тему

"Значение сказки в жизни ребенка "

В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая

и даже несбыточная повесть, сказание".

Первая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю

жизнь.

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень

человеческих проблем, так и пути и способы их решения.

Сказка ориентирует ребёнка на поиск собственных ценностей, раскрывает

некоторые общечеловеческие ценности. Одна из основных задач дошкольного

детства –это развитие способностей ребёнка, и именно сказка как один из

подходов, помогает развитию умственных способностей дошкольников.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. При помощи

сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции,

верования. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение,

ведь в ней отражаются стереотипы поведения, которые одобряются

(положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом.

Сказки делятся на три группы:

сказки о животных

волшебные сказки

бытовые сказки

Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и

образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их

использования. Дети и сказка неотъемлемы, они созданы друг с другом.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,

нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации.

Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда

запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их,

можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень

хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной

монологической и диалогической речи.

А еще можно научить ребенка составлять, конструировать тексты сказочного

содержания.

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века

написал книгу «Грамматика фантазии». Ее можно считать интересным и

полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и

придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приемов

создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.

«Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набора

картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) картинки с

изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и,

соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа,

придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.

Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо

музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты

названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в

трубе», «Рыбка с балалайкой».

«Сказки наизнанку».

Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью

придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта

«Приключения Гулливера». Использовать этот прием для придумывания сказки

можно в самых различных вариантах.

Вариант 1. «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям

приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная

шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький

(или добрый), а Красная шапочка — большая (или злая), или Баба-Яга в сказках

вдруг начнет совершать хорошие поступки.

Вариант 2. «Все наоборот». Придумать слова-рифмы: лед — мед; гном — гром;

мех — смех; кот — бегемот; рыбка — скрипка и т. п. Затем все, что относится к

первому слову (свойства, функции и пр.), переносится на второй объект и

наоборот (так, как это сделал Б. Заходер в своей сказке). Рифмующиеся слова

позволяют писать не только прозу, но и стихи.

Вариант 3. «Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с

конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование

приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно

переходить к рассказыванию без наглядного материала.

«Сказки в заданном ключе».

Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь

несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько

вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта». Правила игры

заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки

добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и

воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз»,

«Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик – с - пальчик и трактор», «Морозко и

мячик» и т. п.

Вариант 2. «Я — герой сказки». Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом

изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введен ребенок

в качестве значимого персонажа. Предложите малышу пофантазировать, что

произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут

к нему в гости (о чем они ему поведают?).

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.

Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста

сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных

носителей (героев, предметов, действий и т.д.), стереотипов в придумывании

сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно

выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по

модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),

имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное

место.

Алгоритм построения тренинга

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью

какой-либо книги.

2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав

слово на открытой странице выбранного текста.

3. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную

линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с

помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование,

лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки

с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из

детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.

Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть

незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой... Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются

примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я.

Проппа).

- Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

- Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история

будет про карандаш, который попал в беду.

- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок

указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную

часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для

снятия этого эффекта необходимо:

- «Собирать» сюжет в быстром темпе.

- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость,

ужас и т.д.).

- Использовать приемы драматизации.

- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание

истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы

дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и

восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на

себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель

осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и

рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает

воспитатель, а затем и сами дети.

Желаю вам успехов в составлении собственных сказок!

составила

воспитатель: Н.Н. Кулиева



В раздел образования