Автор: Кулиева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №43
Населённый пункт: Удмуртия. город Воткинск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Значение сказки в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад» № 43
Консультация для родителей на тему
"Значение сказки в жизни ребенка "
В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая
и даже несбыточная повесть, сказание".
Первая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю
жизнь.
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень
человеческих проблем, так и пути и способы их решения.
Сказка ориентирует ребёнка на поиск собственных ценностей, раскрывает
некоторые общечеловеческие ценности. Одна из основных задач дошкольного
детства –это развитие способностей ребёнка, и именно сказка как один из
подходов, помогает развитию умственных способностей дошкольников.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. При помощи
сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции,
верования. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение,
ведь в ней отражаются стереотипы поведения, которые одобряются
(положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом.
Сказки делятся на три группы:
●
сказки о животных
●
волшебные сказки
●
бытовые сказки
Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и
образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их
использования. Дети и сказка неотъемлемы, они созданы друг с другом.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,
нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации.
Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда
запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их,
можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень
хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной
монологической и диалогической речи.
А еще можно научить ребенка составлять, конструировать тексты сказочного
содержания.
Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века
написал книгу «Грамматика фантазии». Ее можно считать интересным и
полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и
придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приемов
создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.
«Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набора
картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) картинки с
изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и,
соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа,
придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки.
Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо
музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты
названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в
трубе», «Рыбка с балалайкой».
«Сказки наизнанку».
Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью
придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта
«Приключения Гулливера». Использовать этот прием для придумывания сказки
можно в самых различных вариантах.
Вариант 1. «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям
приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная
шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький
(или добрый), а Красная шапочка — большая (или злая), или Баба-Яга в сказках
вдруг начнет совершать хорошие поступки.
Вариант 2. «Все наоборот». Придумать слова-рифмы: лед — мед; гном — гром;
мех — смех; кот — бегемот; рыбка — скрипка и т. п. Затем все, что относится к
первому слову (свойства, функции и пр.), переносится на второй объект и
наоборот (так, как это сделал Б. Заходер в своей сказке). Рифмующиеся слова
позволяют писать не только прозу, но и стихи.
Вариант 3. «Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с
конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование
приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно
переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Сказки в заданном ключе».
Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь
несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существует несколько
вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.
Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта». Правила игры
заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки
добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и
воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз»,
«Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик – с - пальчик и трактор», «Морозко и
мячик» и т. п.
Вариант 2. «Я — герой сказки». Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом
изменится, если в сюжет, образную систему произведения будет введен ребенок
в качестве значимого персонажа. Предложите малышу пофантазировать, что
произойдет, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут
к нему в гости (о чем они ему поведают?).
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году.
Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста
сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных
носителей (героев, предметов, действий и т.д.), стереотипов в придумывании
сказочных героев, их действий и описания места происходящего.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по
модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),
имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное
место.
Алгоритм построения тренинга
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью
какой-либо книги.
2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав
слово на открытой странице выбранного текста.
3. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную
линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с
помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование,
лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки
с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из
детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.
Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть
незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются
примерно следующие вопросы:
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному
герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я.
Проппа).
- Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”
- Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать
пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история
будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок
указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную
часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для
снятия этого эффекта необходимо:
- «Собирать» сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость,
ужас и т.д.).
- Использовать приемы драматизации.
- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание
истории, используя элементы “мозгового штурма”.
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы
дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и
восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на
себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель
осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и
рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает
воспитатель, а затем и сами дети.
Желаю вам успехов в составлении собственных сказок!
составила
воспитатель: Н.Н. Кулиева