Автор: Сальникова Елена Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия им А.И.Яковлева
Населённый пункт: город Урай, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Развивающее занятие для пятиклассников "Находим друзей"
Раздел: среднее образование
Развивающее занятие для пятиклассников «Находим друзей»
Цели:
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
- повысить самооценку детей.
Материалы:
- мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);
- бланки анкеты «Вот я какой!».
Введение
Приветствие
Разминка «Привет»
Инструкция: «Начните ходить по комнате. Я предлагаю вам здороваться с каждым из
группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как хорошо, что ты здесь!» Здороваясь с кем-либо из
ребят,
вы
можете
освободить
свою
руку
только
после
того,
как
другой
рукой
вы
начнете
здороваться еще с кем-то. Представили себе, как это происходит?»
Упражнение « Что я люблю делать»
Ведущий: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из
вас – интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши
отношения, дела класса.
Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажите о том, что каждый из вас любит
делать и что у вас хорошо получается. Можно также сказать о том, чему вы могли бы обучить
других ребят»
После того как участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из
них хотел бы научиться у других.
Основная часть
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Инструкция: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей.
Дружба
доставляет
много
радости,
но
иногда
она
может
приносить
страдания.
Дружеские
отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые
друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и
теплыми
со
всеми
одноклассниками,
лишь
некоторым
мы
доверяем
свои
проблемы
и
переживания».
Передавая мяч друг другу, закончите предложение: «Друг – это тот, кто…».
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе
нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
3. А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты
думаешь, о чем он сказал бы?
4. Что мешает дружбе?
5. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных
обстоятельствах?
6.
Как
можно
познакомиться
с
новыми
детьми
и
улучшить
отношения
с
давними
друзьями?
Разминка «Дирижер»
Инструкция: «Я
хочу
предложить
вам
небольшой
перерыв,
который
улучшит
ваше
настроение. Вы готовы?
Пожалуйста, встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я включу.
Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который
руководит оркестром.
Представь
себе
энергию,
которая
течет
сквозь
тело
дирижера,
когда
он
слышит
инструменты.
Вслушивайся
в
музыку
и
начинай
в
такт
ей
двигать
руками,
как
будто
ты
дирижируешь оркестром. Теперь двигай еще и локтями, и всей рукой целиком… Дирижируй всем
телом и реагируй на слышимые звуки каждый раз по новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя
такой хороший оркестр! Музыкантам нравится играть под твоим руководством, и они все время
смотрят на тебя…
Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе и своему оркестру бурные
аплодисменты за столь превосходный концерт».
Заключительная часть
Игра - «Вот я какой!»
Инструкция:
«Прочитайте,
пожалуйста,
анкету,
которую
я
вам
сейчас
раздам.
Затем
допишите незавершенные предложения. После того как вы выполните эту работу, разбейтесь на
четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других
детей».
Рефлексия игры:
- с кем из детей у тебя больше всего общего?
- чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- на какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
Рефлексия итогов занятия:
Обсуждаются действия и чувства всей группы. Участники рассказывают о том, что им
понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы
остаются неразрешенными.
Список литературы:
1. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый классс! Программа адаптации детей к средней школе.-М.:
Генезис., 2003
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы).-М.:
Генезис., 2005
3.
Фопель
К.
Как
научить
детей
сотрудничать?
Психологические
игры
и
упражнения:
Практическое пособие.-М.: Генезис.,2001
4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения.-М.: Генезис., 2002