Методика оценки стоимости объектов недвижимости с применением международных стандартов оценки
Автор: Осмаева Хавра Хусаиновна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Серноводский аграрно-технический колледж" Населённый пункт: село Серноводское Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Управление территориями и недвижимым имуществом" Тема: Методика оценки стоимости объектов недвижимости с применением международных стандартов оценки Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки ЧР
ГБПОУ «Серноводский аграрный колледж»
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине МДК 01.01.
«Управление территориями и недвижимым имуществом»
на тему «Методика оценки стоимости объектов недвижимости с применением
международных стандартов оценки»
Разработала преподаватель:
Осмаева Х.Х.
Серноводск – 2016 г.
Аннотация.
Методическая разработка по теме «Методика оценки стоимости объектов
недвижимости с применением международных стандартов оценки «написана
для проведения практического занятия по дисциплине МДК 01.01. «Управление
территориями и недвижимым имуществом». Данная разработка представляет
собой подробное описание методики проведения практического занятия в форме
деловой игры для студентов 2 курса отделения «Земельно – имущественные
отношения». В методической разработке последовательно излагаются основные
этапы занятия, их характеристика и содержание. В приложении даются
материалы для проведения опроса и задания к практическому занятию.
Оглавление.
Введение.
1.
Основная часть.
1.1.
Организационный момент.
1.2.
Актуализация опорных знаний.
1.3.
Вводный инструктаж.
1.4.
Самостоятельная работа обучающихся.
1.5.
Текущий инструктаж.
1.6.
Итоговый инструктаж.
1.7.
Подведение итогов занятия (рефлексия).
1.8.
Задание для самостоятельной работы во внеурочное время.
2.
Заключение.
3.
Литература.
4.
Приложение.
Введение.
Особенность современного этапа развития рыночной экономики в России
заключается в необходимости и важности оценки стоимости промышленного
предприятия
(компании)
для
решения
задач
инвестирования
в
бизнес,
привлечения
капитала,
залоговых
операций,
страхования
и
др.
Сложность
задачи оценки стоимости предприятия связана с неоднозначностью позиций
специалистов
по
вопросам
методологии
определения
рыночной
стоимости
объекта исследования, а также с тем обстоятельством, что структура задач,
которые призвана решить оценка, многообразна и неоднородна.
Особое внимание обучающиеся должны уделить порядку применения
основных подходов и методов оценки стоимости промышленного предприятия,
а
также
изложению
новой
системы
расчета
с
использованием
интеграции
оценок стоимости, полученных на базе затратного, доходного и рыночного
подходов
по
данным
финансовой
отчетности,
что
позволяет
сформировать
комплексную оценку стоимости предприятия.
Целью проведения открытого урока является совершенствование навыков
по определению комплексной оценки стоимости предприятия, с использованием
международных стандартов оценки стоимости объектов оценки, что позволит
обучающимся закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Занятие проводится в виде деловой игры, поэтому должна быть проведена
определенная
подготовительная
работа.
Группа
делится
на
три
подгруппы,
каждая
из
которых
получит
разные
задания.
Одна
подгруппа
займется
определением стоимости объекта оценки, с применением затратного подхода;
другая подгруппа определяет стоимость объекта оценки доходным подходом.
Третья подгруппа получит задание определить стоимость объекта оценки, с
использованием сравнительного (рыночного) подхода.
Такое распределение позволит охватить максимум изученного материала,
для
закрепления
знаний
по
определению
стоимости
объекта
оценки,
с
применением всех трех основных подходов оценки стоимости промышленного
комплекса (предприятия).
Данная методологическая разработка представляет собой развернутый
сценарий
проведения
практического
занятия
по
теме
«Методика
оценки
стоимости объектов недвижимости с применением международных стандартов
оценки»
предмета
МДК
01.01
«Управление
территориями
и
недвижимым
имуществом»
с
описанием
содержания
всех
составных
частей
урока
и
приложения.
Цель написания методической разработки – создание частной методики для
закрепления знаний и умений, отдельных тем учебной дисциплины.
1.
Организация и методика проведения урока.
Войдя в аудиторию, преподаватель здоровается с обучающимися и
предлагает занять свои рабочие места.
1.1 Организационный момент.
Проверку наличия обучающихся можно провести в виде по
фамильной
переклички,
информации
старосты
группы
или
визуально. В данном случае, урок проводится на втором курсе в
середине семестра, поэтому преподаватель довольно хорошо знает
своих
обучающихся
и
наиболее
приемлемой
формой
проверки
наличия обучающихся является визуальная поверка.
Готовность аудитории к занятию, также проводится визуально.
Этот
элемент
включает
в
себя
поверку
санитарного
состояния
аудитории,
проверку
наличия
на
столах
инструкционных
карт,
заданий,
ручек,
карандашей
и
технических
средств
обучения
(мультимедийный проектор, ноутбук).
1.1.
Проверка знаний обучающихся.
Следующим элементом урока является актуализация опорных знаний, которая
предполагает проверку ранее усвоенного материала.
При нашем типе урока, как закрепление знаний и умений, приемлема именно
такая
форма
проверки
знаний.
Проверку
опорных
знаний
рекомендуется
проводить методом фронтального опроса, так как здесь дается возможность за
короткий
период
времени
охватить
большое
количество
обучающихся
при
опросе, вносить добавления, уточнения, поправки. С помощью этого метода,
происходит наиболее близкое сотрудничество преподавателя и обучающегося.
Для отдельных обучающихся применяются тесты, карточки с заданиями,
криптограммы,
что
позволяет
охватить
во
время
опроса
практически
всю
группу.
1.2 Вводный инструктаж.
Так как занятие проводится в виде деловой игры, группа обучающихся
делится на три подгруппы.
Необходимо
отметить,
что
основной
целью
данного
урока
является
совершенствование практических навыков по определению стоимости объекта
оценки, с использованием трех общепринятых подходов. Так как существует
несколько
классификаций
многочисленных
методов
и
способов
оценки
стоимости
предприятия.
Наибольшее
признание
специалистов
получила
классификация, по которой методы и способы оценки стоимости предприятий
объединены
в
три
группы:
затратный
(имущественный);
рыночный
(сравнительный); доходный подход.
Каждый из трех подходов предполагает использование при оценке присущих
ему методов.
Во время вводного инструктажа преподаватель перед каждой подгруппой
ставит задачи определить стоимость объекта оценки по тому подходу, который
им выпал по жеребьевке. Преподаватель указывает на то, что каждая подгруппа
должна защитить свой подход оценки, указывая преимущества и недостатки
данного подхода.
Для всех обучающихся должны быть предусмотрены инструкционные карты,
задания, карточки с задачами и таблицами по каждому подходу.
1.3Самостоятельная работа обучающихся.
Самостоятельная
работа
обучающихся
выполняется
методом
практической работы. Этот метод позволяет показать ценность полученных
знаний,
активизирует
личность,
дает
возможность
для
мобилизации
способностей при выполнении задания.
При выполнении самостоятельной работы у каждого обучающегося на
руках имеются задания с условиями задач.
В
ходе
самостоятельной
работы,
обучающиеся
с
трех
подгрупп,
решают
задачи
по
определению
стоимости
объекта
оценки
по
тому
подходу, который им выпал.
Вначале они выполняют расчетную часть. По окончании идет защита
применения того или иного подхода. При защите обучающиеся должны
подчеркнуть
преимущества
и
недостатки,
случаи
и
цели
применения,
целесообразность
применения
того
или
иного
подхода
определения
стоимости объекта оценки.
Первая подгруппа решает задачи по определению стоимости объекта
оценки ЗП., с учетом физического, функционального и внешнего износа
объекта оценки.
Вторая подгруппа решает задачи по определению стоимости объекта
оценки доходным подходом, с учетом ПВД (потенциальный валовой доход),
ДВД (действительный валовой доход), ЧОД (чистый операционный доход)
и интересов инвестора.
Третья подгруппа решает задачи по определению стоимости объекта
оценки
сравнительным
(рыночным)
подходом,
используя
рыночную
информацию
о
продажах
схожих
объектов
за
определенный
отрезок
времени, с учетом их местоположения и корректировок.
Особенно важно применение на уроке во время самостоятельной
работы
персональных
компьютеров.
Это
позволяет
обучающимся
выполнить
задания
не
только
на
бумажном
носителе,
а
также
и
в
электронном виде.
Применение на уроке мультимедийного проектора позволяет всем
обучающимся и преподавателю видеть на экране правильность выполнения
задания обучающимися.
В качестве же проверки заданий для групп, обучающиеся этих групп у
доски комментируют решения задач, что позволяет преподавателю выявить
ошибки в решении, и остальным определить свои неточности в расчетах.
Условия задачи приведены в приложении №_1.
1.4
Текущий инструктаж.
Текущий инструктаж проводится в течении занятия преподавателем.
Преподаватель должен стараться приходить на помощь лишь в случаях, когда
возникнут затруднения у обучающихся.
1.5
Итоговый инструктаж.
Итоговый инструктаж заключается в том, что с обучающими проводит
разбор типичных ошибок допущенных при определении стоимости объекта
оценки. Подведение итогов занятия.
Подведение итогов занятия рекомендуется провести как анализ и оценку
проведенного занятия. Этот элемент полностью проводится преподавателем.
Здесь необходимо указать, что удалось на занятии, а что не удалось, достигнута
ли, по мнению преподавателя, цель или нет.
1.6Задание для самостоятельной работы во внеурочное время.
Так как данное занятие является последним уроком в этом разделе
дисциплины, то здесь рекомендуется повторить пройденный материал по всему
разделу и подготовится к дифференцированному зачету по данной дисциплине.
После этого необходимо поблагодарить обучающихся за работу и сказать, что
урок окончен.
2
Заключение.
Данная методическая разработка посвящена практическому занятию по теме
«Методика
оценки
стоимости
объектов
недвижимости
с
применением
международных
стандартов
оценки»,
проведенному
в
форме
деловой
игры.
Рекомендуется
для
использования
преподавателями
при
проведении
практических занятий.
Литература:
1.
ГК РФ.
2.
ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
3.
Международные Стандарты Оценки; МКСО, 1998 г.,
4.
А.Н.Асаул « Экономика недвижимости» - СПб.Питер, 2015.
5.
А.Г.Грязнова, М.А.Федотова « Оценка недвижимости – М.» Финансы и
статистика»2014.
6.
Г.И. Сычева Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – Ростов Н/Д:
Феникс, 2014.
7.
М.М. Соловьев Оценочная деятельность. – учебное пособие: Москва,
2015.
8.
Н.А. Щербакова Экономика недвижимости. – учебное пособие - Ростов
Н/Д: Феникс, 2015.
Криптограмма.
Отгадайте слова, записанные по горизонтали.
1
Т
2
Т
3
Т
4
Т
5
Т
6
Т
1.
Документ, установленной формы, составляемый профессиональным
оценщиком заказчику.
2.
Предоставление в долг товаров или денег.
3.
Часть корпорации, работающая в определенной отрасли или в
определенном географическом уровне.
4.
Серия равновеликих платежей, полученных или выплачиваемых через
равные периоды в течение определенного срока.
5.
Тот, кто конкурирует.
6.
Нечто равноценное другому, вполне заменяющее.
Вопросы для фронтального опроса .
1.
Какие методы включает в себя ЗП и в чем суть метода накопления
активов?
2.
Для чего используется метод расчета полной ВС?
3.
В каких случаях применяется метод расчета ликвидационной
стоимости?
4.
Как определяется ВС и СЗ?
5.
Что включает в себя денежные поступления и расходы от основной
деятельности в ДП?
6.
Что является наиболее характерными источниками поступления
денежных средств от инвестиционной деятельности?
7.
Какие методы включает в себя СП?
8.
В чем суть метода отраслевых коэффициентов?
9.
В чем суть метода рынка капитала и метода сделок и чем они
отличаются друг от друга?
10. В чем ценность контрольного пакета акций
На карточках
1.
Что такое капитализация?
2.
Что такое риск?
3.
Что такое инвестиции?
4.
Что такое дисконтирование?
5.
Что такое денежные потоки?
6.
Что такое текущая стоимость единицы?
7.
Что такое имущество?
8.
Дать характеристику стоимостному методу расчета
физического износа.
9.
Что такое рыночная стоимость?
10.
Дать характеристику экспертному методу расчета
физического износа?
11. Что такое аналог объекта оценки?
12. Дать характеристику нормативному методу расчета
физического износа.
13.
Что такое сегмент рынка?
14.
Дать характеристику методу расчета срока жизни объекта.
Найти стоимость объекта оценки, с применением доходного подхода
№
Показатели
Год
1
2
3
4
5
1
Доход от аренды в месяц
р./м
2
36,0
42
41
38
45
2
Число месяц
12
12
12
12
12
3
Доход от аренды в год, руб.
4
Площадь арендованного
объекта
411,5
420
415
422
432
5
Потенциальный валовой
доход за год в руб.
6
Риск не платежа арендной
платы в %
0,03
0,03
0,03
0,03
0,03
7
Суммарные потери
8
Действительный доход в
руб.
9
Операционный доход
налог на имущество
арендованные земельные
участки
управ. расх. 15% ДВД
резерв на восстановление.
5770
1714
5
-
1883
3
5770
1714
5
-
1883
3
5770
1714
5
-
1883
3
5770
1714
5
-
1883
3
5770
1714
5
-
1883
3
1
0
Чистый операционный
доход
ВЫВОД:
Найти стоимость объекта оценки, с применением сравнительного подхода.
Элементы сравнения
Ед.
измер.
Объекты сравнения
1
2
3
4
5
Цена продажи
руб.
Общая площадь
м
2
115
117,2
750,0
250.1
1002
Полезная площадь
м
2
100,4
680,8
230,1
910.6
425.0
Объем здания и сооружения
м
2
300,0
4600,0
900,0
7088.0
Цена за един. общей площади
руб./м
2
130,0
98,4
240.2
70.1
Цена за един. полезной площ.
руб./м
2
145,2
104,2
270.4
68.0
Цена за един. объема сооруж.
руб./м
3
21,4
26,7
34.1
12.8
Право собственности
полное
полное
-“-
-“-
-“-
Условия финансирования
рыноч.
рыноч.
-“-
-“-
-“-
Условия продажи
коммер.
коммер.
-“-
-“-
-“-
Время продажи
05.01
04.01
02/01
03/01
03/01
Корректировка
%
-
1,0
3.0
2.0
2.0
Скорректированная цена
руб.
Размер
м
2
115
117,2
750,0
250,1
1002
Корректировка
%
-10.0
-
-15.0
-5.0
Скорректированная цена
руб.
Подъездной автопуть
есть
есть
есть
есть
нет
Корректировка
%
-
-
-
-
20,0
Скорректированная цена
руб.
Подъездной ж/д путь
нет
нет
нет
нет
есть
Корректировка
%
-
-
-
-
-15,0
Скорректированная цена
руб.
Техническое состояние
удов.
удов.
неудов.
удов.
плохое
Корректировка
%
15,0
-
20,0
Скорректированная цена
руб.
Удаленность от центра
удален
удален
удален
удален
удален
Корректировка
%
-5,0
-5,0
-5,0
Скорректированная цена
руб.
Наличие рядом аналогич. здан.
нет
нет
есть
есть
есть
Корректировка
%
-10,0
-10,0
-10,0
Скорректированная цена
руб.
Использование
склад,
гараж
склад
склад
склад,
цех
склад,
гараж
Корректировка
%
-
15,0
15,0
-10,0
-
Скорректированная цена
руб.
Для выводов:
Общая чистая коррекция в % от
цены продажи
руб.
Весовой коэффициент
-
-
1
4
2
5
Вывод:
Приложение