Автор: Зимич Олег Вячеславович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Обзорный материал о оружии Победы
Тема: Обзорный материал: «Танк Т-34: оружие Победы».
Раздел: полное образование
Обзорный материал: «Танк Т-34: оружие Победы».
В
книге
«Танки
и
самоходные
орудия»
я
прочитал
слова
маршала
И.С.
Конева:
«Тридцатьчетвёрка прошла всю войну от начала до конца, - вспоминал маршал – и не было
лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ней в сравнение – ни
американский,
ни
английский,
ни
немецкий.
До
самого
конца
войны
Т-34
оставался
непревзойдённым». Чтобы лучше понять преимущества Т-34 перед другими танками Второй
мировой войны, были склеены две модели танков в масштабе 1/35 – советского Т-34 и немецкого
PzV «Пантера». Сравнение показало, что по своим внешним параметрам немецкий танк имеет
превосходство перед советским.
Отсюда возникла исследовательская гипотеза: преимущества танка Т-34 перед другими
танками Второй мировой войны заключалось не столько во внешних преимуществах, сколько в
особенности конструкции и мастерстве советских танкистов.
Таким образом, объектом обзорного материала являются танки Второй мировой войны.
Предметом исследования – танк Т-34.
Цель – выявить преимущества танк Т-34.
Задачи:
1. Изучить историю появления Т-34.
2. Сравнить Т-34 с другими танками его типа.
3. Выяснить роль человека в управлении боевой техникой.
С первого же дня войны Т-34 начал свой ратный путь. Главные преимущества Т-34, сделавшие
его основной боевой машиной нашей армии, мы покажем, сравнив его с другими средними
танками – немецким PzV «Пантера» и американским М4 «Шерман».
Нельзя не заметить, что немецкий танк имеет много преимуществ перед советским – это
уровень комфорта для экипажа и наличие командирской башенки, традиционно хорошее качество
немецких оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, хорошее
качество двигателя и трансмиссии, обеспечивающих плавность хода. В башне Т-34 с трудом
размещалось 2 танкиста, имевшие один башенный люк на двоих. В башне немецкого танка без
труда помещались 3 танкиста, и каждый из них имел свой отдельный люк для выхода. Все члены
экипажа «Пантеры» имели приборы внутренней связи, тогда как на Т-34 связь была только у 2-х
танкистов из четырёх.
Главным танком союзников СССР по Второй мировой войне – англичан и американцев –
был М4, в Великобритании ему присвоили обозначение «Генерал Шерман» или просто «Шерман».
Отличительной
особенностью
этого
танка
являлась
литая
башня.
Толщина
брони
в
базовой
модели составляла от 15 до 76 мм., то есть почти как у Т-34 или чуть больше. Экипаж состоял из
5-ти человек.
По всем остальным основным характеристикам американский средний танк «Шерман»
уступал
советскому
танку
Т-34.
Он
весил
более
32
тонн,
то
есть
был
на
6
тонн
тяжелее
«тридцатьчетвёрки», почти на полметра длиннее и на метр выше. В результате уступал советскому
танку в скорости и преодолении препятствий. Высокий силуэт танка способствовал тому, что
противник обнаруживал «Шерман» ещё до того, как танки выходили на рубеж перехода в атаку.
Все эти недостатки делали «Шерман» очень уязвимым. Поэтому когда немцы стали применять
танки с мощными пушками, союзники предпочитали держать свои М4 в тылу, так как в танковом
бою с «Тиграми» и «Пантерами» у них не было шансов выжить.
Никакая, даже самая совершенная боевая техника не может эффективно использоваться без
человека. Именно от человека, управляющего танком, сидящего за его рычагами, смотрящего в
смотровые щели, заряжающего его пушку зависит результат боя. В немецкой армии умение
танкистов
уничтожать
танки
противника
считалось
наиглавнейшей
задачей
их
обучения.
Советские танкисты должны были в первую очередь уничтожать пехоту врага и укрепления,
борьбу
с
танками
наше
командование
перекладывало
на
артиллерию.
Тем
не
менее,
число
вражеских танков, уничтоженных советскими танкистами постепенно росло. За годы Великой
Отечественной войны появилось немало танкистов, которых по аналогии с лётчиками вполне
можно назвать словом «асс».
Первым среди них по праву является лейтенант Дмитрий Лавриненко, командир экипажа
Т-34, уничтожившего осенью 1941 года в 28 боях 52 фашистских танка. Однако жизнь самого
результативного советского танкиста-асса оборвалась в самом начале войны – он погиб в ноябре
1941 года в боях на подступах к Москве. Его героизм и мужество стали образцом для других
советских танкистов, порой вступавших в борьбу с превосходящими силами противника и не
только с «Пантерами», но и с тяжелыми «Тиграми», уничтожить которые было гораздо сложнее.
Экипажы Т-34, чтобы одержать победу над немецкими танками «Тигр» приходилось проявлять
высочайшее мастерство.
Большое уважение у меня вызывает героизм экипажей Т-34 под командованием лейтенанта
Георгия Бессарабова, лейтенанта Михаила Замула, лейтенанта Владимира Максакова, лейтенант
Григорий Бражникова, лейтенант Иван Голуб и других героев-танкистов, уничтожавших за одно
сражение от трёх до 18-ти фашистских танков.
Таким
образом,
гипотеза
обзорного
материала
полностью
подтвердилась.
Проведя
небольшое
исследование
можно
легко
убедиться,
что
главные
преимущества
основного
советского
танка
Второй
Мировой
войны
Т-34
заключались
не
столько
в
его
внешнем
превосходстве. Смелые конструкторские решения конструктора М.И. Кошкина, а также боевое
мастерство, мужество и храбрость советских воинов-танкистов, многих из которых, по праву
можно назвать танковыми асами, сделали эту военную машину легендой нашей армии и Великой
Отечественной войны.