Автор: Музычук Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №188
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Изобразительная деятельность в жизни младшего дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Изобразительная деятельность в жизни младшего дошкольника.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
Формирование
творческой
личности
–
одна
из
важных
задач
педагогической теории и практики на современном этапе. И решение этой
задачи
уже
должно
начинаться
с
момента,
когда
ребенок
взял
в
руки
карандаш и делает первые попытки в рисовании. А в дошкольном возрасте
это
развивается
и
усовершенствуется
при
помощи
такого
средства,
как
изобразительная деятельность дошкольника.
В
процессе
аппликации,
лепки
или
рисования
ребенок
выражает
разнообразные чувства: он огорчается если у него что- то не получается или
может выразить буйную радость по поводу красивого рисунка или другой
поделки.
Занимаясь
изобразительной
деятельностью
(аппликация,
лепка,
рисование) ребенок получает и расширяет
различные знания о предмете
своей деятельности, об окружающем мире. Во время работы он начинает
понимать
эти
предметы,
явления,
узнавать
их
характерные
особенности,
свойства
и
детали,
овладевать
изобразительными
знаниями
и
умениями,
которые помогают постепенно осознанно использовать их на практике.
Занятия рисованием и другими видами художественного творчества
помогают
сформировать
ребенку
межличностное
взаимодействие
со
сверстниками
и
со
взрослыми,
окружающими
ребенка.
Такие
занятия
выполняют не только развивающую функцию, но и терапевтическую: они
снимают
нервное
напряжение,
замкнутость,
не
решительность,
страх,
придают
уверенности
в
свои
силы,
отвлекают
от
грустных
мыслей.
В
процессе работы у детей улучшается настроение, развиваются творческие
способности, что обеспечивает положительное эмоциональное
состояние
ребенка.
Поэтому
очень
важно
включать
в
педагогический
процесс
разнообразные занятия по художественно – эстетическому развитию ребенка.
Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка
младшего дошкольного возраста?
Педагог В.Н. Шацкая считает: детское художественное творчество
это
метод
совершенного
овладения
определенным
видом
искусства
и
формирования эстетически развитой личности.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как
сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке,
лепке,
конструировании,
отражение,
которое
построено
на
работе
воображения,
отображении
своих
наблюдений,
а
также
впечатлений,
полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
Под творчеством детей я понимаю сам процесс создания ими
различных образов и поиски путей решения поставленной перед ними задач.
Начиная свою работу по изобразительной деятельности во второй
младшей группе, я поняла, что малышам необходимы определенные знания,
навыки и умения, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не
могут.
Поэтому я поставила перед собой задачу: формирование у детей
изобразительных умений и навыков различными методами и способами.
Необходимо было создать развивающую среду художественно-
эстетического
направления
в
группе.
Начала
я
с
создания
специального
уголка
для
рисования.
Куда
поместила:
цветные
карандаши,
краски,
фломастеры, кисточки, трафареты, шаблоны и др.
Дети сначала были в растерянности. Они не могли сориентироваться в
том,
что
им
выбрать,
чем
рисовать,
но
это
постепенно
прошло.
Они
привыкли, что все необходимое рядом и начали становиться разборчивами, у
них появились предпочтения. Один любит рисовать фломастерами, другой
красками, третий цветными карандашами. Кто-то рисует с помощь трафарета,
а есть дети, которые любят раскрашивать уже готовые рисунки.
Рядом с уголком для рисования в группе повесила полочку красоты.
Ее я постоянно обновляю; помещаю иллюстрации декоративно-прикладного
искусства,
известные
репродукции
художников,
предметы
народного
творчества. Например набор матрешек, дымковскую игрушку, иллюстрации
городецкой росписи, гжеля и хохломы, а из предметов народного творчества:
плетеные лапти, изделия из бересты, глиняные свистульки и многое другое.
Приходя утром в группу, дети обращают внимание на полку красоты.
Они
сразу
замечают
новый
предмет
или
репродукцию
и
начинают
его
рассматривать и обсуждать самостоятельно. Потом мы делаем это совместно.
Помимо развития художественно-эстетического вкуса мы еще активизируем
и обогащаем словарный запас ребенка, развиваем умение высказывать и
обосновывать свое мнение, учимся умению слушать и слышать не только
себя, но и других детей.
Дети
очень
часто
в
своих
рисунках
отображают
свои
наблюдения.
Малыш очень любознателен, а значит и любопытен. Он любит наблюдать за
живой
природой;
они
учатся
чувствовать
и
понимать
ее.
Я
часто
организовываю учебно-воспитательный процесс
в уголке природы. Мы с
детьми рассматриваем комнатные растения, ухаживаем за ними. А когда мы
посадили фиалки, то малыши с нетерпением ждали, когда они зацветут,
обсуждали и рассматривали их цвет, запах.
Кроме того, в уголке природы мы наблюдаем за погодой, временами
года, отмечаем погоду дня (облачность, ветер, наличие осадков и т.д.). Учим
стихи с детьми. А занимаясь рисованием по желанию, дети переносят на
бумагу все свои эмоции, чувства и переживания. Кто-то рисовал цветы, кто-
то солнечный день, кто-то животных…
Наши наблюдения проходили не только в группе, но и на прогулке.
Гуляя с детьми, я их подводила то к цветочной клумбе, то к кусту сирени,
который должен вот-вот расцвести или уже к цветущему дереву яблони или
прилетевшей и севшей на цветке бабочке и говорила: «Посмотрите, дети, как
красиво.»
Мы
совместно
рассматривали
красоту
цветка,
куста,
клумбы,
бабочки, называли характерные детали и особенности увиденных предметов.
Дети даже фантазировали, придумывали небольшие рассказы.
Все
это
не
прошло
бесследно.
Дети
сами
стали
самостоятельно
замечать красоту окружающего нас мира. Один увидел, красивую птичку и
рассказал, чем она привлекла его внимание, другой ребенок обратил свой
взор
на красивый листок, третий на красиво развешанную гирлянду на
участке и т.д. и т.п.
Я учила и просила детей тут же изобразить увиденное. Дети брали
мелки и пытались нарисовать то, что им понравилось и запомнилось. Иногда
дети рисовали палочкой по земле. Каждый стремился нарисовать что-то свое,
близкое ему. Кто–то рисовал, как строится дом, кто–то самолет, а кто-то море
и себя с родителями на отдыхе. Получались замечательные картины. Дети
пытались сами объяснить свои рисунки, художник рассказывал, а другие
внимательно слушали, иногда вносили дополнения и поправки.
Однажды я прочла статью о нетрадиционных техниках рисования. Мне
очень захотелось попробовать порисовать с детьми пальчиками. Малыши
даже растерялись, они были очень удивлены, когда на одном из занятий перед
ними стояла мисочка с краской вместо неразливайки, и лежал альбомный
лист. « А где кисточки?» « Как мы будем рисовать?» - послышалось со всех
сторон. И я придумала для детей историю о том, что кисточки долго работали
и очень устали и все отправились отдыхать, набираться сил для дальнейшей
работы.
Я рассказала детям о том, что можно рисовать и без кисточек, и я их
этому научу. Ребята очень удивились после того, как я объяснила и показала
им, дети не сразу научились этому приему. Саша боялась опустить пальчик в
краску,
Вика
опустила
в
мисочку
всю
ладонь.
Кое-кто
(Алиса,
Настя
и
Валера) сразу поняли, что рисовать пальчиком очень интересно и принялись
воплощать на бумаги свои замыслы и фантазии. Арсений начал рисовать у
себя на руках, на лице и в нашей группе у него сразу нашлись соратники по
творчеству, которые с удовольствием и восторгом пытались нарисовать даже
у себя на голове. Постепенно дети освоили этот прием рисования. А детский
восторг,
восхищение
и
блеск
в
глазах
подтолкнули
меня
к
включению
нетрадиционных приемов рисования в свою педагогическую деятельность.
Я начала планировать занятия
в младшей группе с использованием
более широкого спектра нетрадиционной техники рисования, включая не
только рисование пальчиками, ладошкой, но и печатками различной формы,
рисование жесткой кистью, мелками, свечой, мятой бумагой, цветной крупой.
Однажды в дождливый вечер, я с подгруппой детей решила нарисовать
мухомор в нетрадиционной техники. Для чего нам понадобился клей, крупа
манная
и
рисовая,
альбомный
лист,
шаблон
мухомора.
Шляпку
мы
нарисовали красной манкой, а белые пятнышки мухомора - обычным рисом.
Травку и ножку гриба раскрашивали сами дети обычным методом. Счастья,
визга, блеска в глазах мои дети излучали столько, что после законченной
работы,
что
даже
домой
не
хотели
уходить.
Дети
еще
маленькие
и
я
планировала с ними невысокой степени сложности.
Вначале
занятий
я
старалась
заинтересовать
детей,
показывая
им
красивый рисунок или поделку, рассказывала кто их сделал и как, каким
методом.
Было у нас занятие и использованием приема тычка сухой жесткой
кистью. Мы рисовали котенка по имени «Гав».
При выполнении коллективной работы иногда я показывала детям уже
начатую мною работу, рассказывала, зачем я ее начала делать и для чего, что
одной мне не справиться и просила детей помочь мне. Или просила помочь
какому-нибудь герою из их любимой сказки.
Малыши
всегда
с
удовольствием
принимались
за
работу,
стараясь
помочь герою или сделать что-то для себя. Занятия всегда проходили в
радостной, оживленной атмосфере.
Еще я обратила внимание на то, что работая под музыку дети лучше
рисуют, придумывают больше дополнительных деталей (например, не просто
рыбку,
а
рыбку
в
воде,
водоросли
и
др.)
Таким
образом,
я
стала
чаще
применять
на
занятиях
изобразительной
деятельностью
музыкальное
сопровождение. Детям это очень нравится, часто просят включить какую-
нибудь мелодию, стали появляться и любимые мелодии.
По-моему
большому
убеждению,
работа
над
изобразительным
творчеством должна осуществляться не только в детском саду, но и дома. Я
провела анкетирование с родителями детей своей группы и выяснила, что не
все родители знают, как и чем можно рисовать с ребенком дома. В связи с
этим
я
подобрала
ряд
статей
для
родителей
под
общим
названием
«Рисование:
способности
и
навыки
развиваются»,
где
рассказывается
об
особенностях трех летнего ребенка, который рисует, о темах его работ, о том
почему
ребенок
рисует,
как
способствовать
развитию
желания
начать
заниматься
изобразительной
деятельностью,
как
научить
его
приемам
рисования. Я систематизировала и отобрала материал, где описаны игры и
методики
рисования
родителей
со
своими
детьми
дома.
Подобрала
рекомендации «Рисуем вместе», целью которых является помощь родителям
в организации и проведении занятий по изобразительной деятельности с
детьми дома.
Постоянные занятия, их целенаправленность, игровая форма способов
и приемов, предлагаемых детям, прекрасно способствует формированию у
детей
изобразительных
умений
и
навыков
в
рисовании
и
развитию
творческих способностей ребенка.
Дети стали рисовать чаще, больше. Они перестали придерживаться
стандартных изображений, работы детей стали более красочными, яркими,
выразительными. Дети начали применять освоенные ими изобразительные
техники и приемы.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и планирую и дальше
работать
с
детьми
по
закреплению
у
них
сформировавшихся
умений
и
навыков, и способствовать развитию новых.