Напоминание

Изобразительная деятельность в жизни младшего дошкольника


Автор: Музычук Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №188
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Изобразительная деятельность в жизни младшего дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Изобразительная деятельность в жизни младшего дошкольника.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

Формирование

творческой

личности

одна

из

важных

задач

педагогической теории и практики на современном этапе. И решение этой

задачи

уже

должно

начинаться

с

момента,

когда

ребенок

взял

в

руки

карандаш и делает первые попытки в рисовании. А в дошкольном возрасте

это

развивается

и

усовершенствуется

при

помощи

такого

средства,

как

изобразительная деятельность дошкольника.

В

процессе

аппликации,

лепки

или

рисования

ребенок

выражает

разнообразные чувства: он огорчается если у него что- то не получается или

может выразить буйную радость по поводу красивого рисунка или другой

поделки.

Занимаясь

изобразительной

деятельностью

(аппликация,

лепка,

рисование) ребенок получает и расширяет

различные знания о предмете

своей деятельности, об окружающем мире. Во время работы он начинает

понимать

эти

предметы,

явления,

узнавать

их

характерные

особенности,

свойства

и

детали,

овладевать

изобразительными

знаниями

и

умениями,

которые помогают постепенно осознанно использовать их на практике.

Занятия рисованием и другими видами художественного творчества

помогают

сформировать

ребенку

межличностное

взаимодействие

со

сверстниками

и

со

взрослыми,

окружающими

ребенка.

Такие

занятия

выполняют не только развивающую функцию, но и терапевтическую: они

снимают

нервное

напряжение,

замкнутость,

не

решительность,

страх,

придают

уверенности

в

свои

силы,

отвлекают

от

грустных

мыслей.

В

процессе работы у детей улучшается настроение, развиваются творческие

способности, что обеспечивает положительное эмоциональное

состояние

ребенка.

Поэтому

очень

важно

включать

в

педагогический

процесс

разнообразные занятия по художественно – эстетическому развитию ребенка.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка

младшего дошкольного возраста?

Педагог В.Н. Шацкая считает: детское художественное творчество

это

метод

совершенного

овладения

определенным

видом

искусства

и

формирования эстетически развитой личности.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как

сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке,

лепке,

конструировании,

отражение,

которое

построено

на

работе

воображения,

отображении

своих

наблюдений,

а

также

впечатлений,

полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

Под творчеством детей я понимаю сам процесс создания ими

различных образов и поиски путей решения поставленной перед ними задач.

Начиная свою работу по изобразительной деятельности во второй

младшей группе, я поняла, что малышам необходимы определенные знания,

навыки и умения, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не

могут.

Поэтому я поставила перед собой задачу: формирование у детей

изобразительных умений и навыков различными методами и способами.

Необходимо было создать развивающую среду художественно-

эстетического

направления

в

группе.

Начала

я

с

создания

специального

уголка

для

рисования.

Куда

поместила:

цветные

карандаши,

краски,

фломастеры, кисточки, трафареты, шаблоны и др.

Дети сначала были в растерянности. Они не могли сориентироваться в

том,

что

им

выбрать,

чем

рисовать,

но

это

постепенно

прошло.

Они

привыкли, что все необходимое рядом и начали становиться разборчивами, у

них появились предпочтения. Один любит рисовать фломастерами, другой

красками, третий цветными карандашами. Кто-то рисует с помощь трафарета,

а есть дети, которые любят раскрашивать уже готовые рисунки.

Рядом с уголком для рисования в группе повесила полочку красоты.

Ее я постоянно обновляю; помещаю иллюстрации декоративно-прикладного

искусства,

известные

репродукции

художников,

предметы

народного

творчества. Например набор матрешек, дымковскую игрушку, иллюстрации

городецкой росписи, гжеля и хохломы, а из предметов народного творчества:

плетеные лапти, изделия из бересты, глиняные свистульки и многое другое.

Приходя утром в группу, дети обращают внимание на полку красоты.

Они

сразу

замечают

новый

предмет

или

репродукцию

и

начинают

его

рассматривать и обсуждать самостоятельно. Потом мы делаем это совместно.

Помимо развития художественно-эстетического вкуса мы еще активизируем

и обогащаем словарный запас ребенка, развиваем умение высказывать и

обосновывать свое мнение, учимся умению слушать и слышать не только

себя, но и других детей.

Дети

очень

часто

в

своих

рисунках

отображают

свои

наблюдения.

Малыш очень любознателен, а значит и любопытен. Он любит наблюдать за

живой

природой;

они

учатся

чувствовать

и

понимать

ее.

Я

часто

организовываю учебно-воспитательный процесс

в уголке природы. Мы с

детьми рассматриваем комнатные растения, ухаживаем за ними. А когда мы

посадили фиалки, то малыши с нетерпением ждали, когда они зацветут,

обсуждали и рассматривали их цвет, запах.

Кроме того, в уголке природы мы наблюдаем за погодой, временами

года, отмечаем погоду дня (облачность, ветер, наличие осадков и т.д.). Учим

стихи с детьми. А занимаясь рисованием по желанию, дети переносят на

бумагу все свои эмоции, чувства и переживания. Кто-то рисовал цветы, кто-

то солнечный день, кто-то животных…

Наши наблюдения проходили не только в группе, но и на прогулке.

Гуляя с детьми, я их подводила то к цветочной клумбе, то к кусту сирени,

который должен вот-вот расцвести или уже к цветущему дереву яблони или

прилетевшей и севшей на цветке бабочке и говорила: «Посмотрите, дети, как

красиво.»

Мы

совместно

рассматривали

красоту

цветка,

куста,

клумбы,

бабочки, называли характерные детали и особенности увиденных предметов.

Дети даже фантазировали, придумывали небольшие рассказы.

Все

это

не

прошло

бесследно.

Дети

сами

стали

самостоятельно

замечать красоту окружающего нас мира. Один увидел, красивую птичку и

рассказал, чем она привлекла его внимание, другой ребенок обратил свой

взор

на красивый листок, третий на красиво развешанную гирлянду на

участке и т.д. и т.п.

Я учила и просила детей тут же изобразить увиденное. Дети брали

мелки и пытались нарисовать то, что им понравилось и запомнилось. Иногда

дети рисовали палочкой по земле. Каждый стремился нарисовать что-то свое,

близкое ему. Кто–то рисовал, как строится дом, кто–то самолет, а кто-то море

и себя с родителями на отдыхе. Получались замечательные картины. Дети

пытались сами объяснить свои рисунки, художник рассказывал, а другие

внимательно слушали, иногда вносили дополнения и поправки.

Однажды я прочла статью о нетрадиционных техниках рисования. Мне

очень захотелось попробовать порисовать с детьми пальчиками. Малыши

даже растерялись, они были очень удивлены, когда на одном из занятий перед

ними стояла мисочка с краской вместо неразливайки, и лежал альбомный

лист. « А где кисточки?» « Как мы будем рисовать?» - послышалось со всех

сторон. И я придумала для детей историю о том, что кисточки долго работали

и очень устали и все отправились отдыхать, набираться сил для дальнейшей

работы.

Я рассказала детям о том, что можно рисовать и без кисточек, и я их

этому научу. Ребята очень удивились после того, как я объяснила и показала

им, дети не сразу научились этому приему. Саша боялась опустить пальчик в

краску,

Вика

опустила

в

мисочку

всю

ладонь.

Кое-кто

(Алиса,

Настя

и

Валера) сразу поняли, что рисовать пальчиком очень интересно и принялись

воплощать на бумаги свои замыслы и фантазии. Арсений начал рисовать у

себя на руках, на лице и в нашей группе у него сразу нашлись соратники по

творчеству, которые с удовольствием и восторгом пытались нарисовать даже

у себя на голове. Постепенно дети освоили этот прием рисования. А детский

восторг,

восхищение

и

блеск

в

глазах

подтолкнули

меня

к

включению

нетрадиционных приемов рисования в свою педагогическую деятельность.

Я начала планировать занятия

в младшей группе с использованием

более широкого спектра нетрадиционной техники рисования, включая не

только рисование пальчиками, ладошкой, но и печатками различной формы,

рисование жесткой кистью, мелками, свечой, мятой бумагой, цветной крупой.

Однажды в дождливый вечер, я с подгруппой детей решила нарисовать

мухомор в нетрадиционной техники. Для чего нам понадобился клей, крупа

манная

и

рисовая,

альбомный

лист,

шаблон

мухомора.

Шляпку

мы

нарисовали красной манкой, а белые пятнышки мухомора - обычным рисом.

Травку и ножку гриба раскрашивали сами дети обычным методом. Счастья,

визга, блеска в глазах мои дети излучали столько, что после законченной

работы,

что

даже

домой

не

хотели

уходить.

Дети

еще

маленькие

и

я

планировала с ними невысокой степени сложности.

Вначале

занятий

я

старалась

заинтересовать

детей,

показывая

им

красивый рисунок или поделку, рассказывала кто их сделал и как, каким

методом.

Было у нас занятие и использованием приема тычка сухой жесткой

кистью. Мы рисовали котенка по имени «Гав».

При выполнении коллективной работы иногда я показывала детям уже

начатую мною работу, рассказывала, зачем я ее начала делать и для чего, что

одной мне не справиться и просила детей помочь мне. Или просила помочь

какому-нибудь герою из их любимой сказки.

Малыши

всегда

с

удовольствием

принимались

за

работу,

стараясь

помочь герою или сделать что-то для себя. Занятия всегда проходили в

радостной, оживленной атмосфере.

Еще я обратила внимание на то, что работая под музыку дети лучше

рисуют, придумывают больше дополнительных деталей (например, не просто

рыбку,

а

рыбку

в

воде,

водоросли

и

др.)

Таким

образом,

я

стала

чаще

применять

на

занятиях

изобразительной

деятельностью

музыкальное

сопровождение. Детям это очень нравится, часто просят включить какую-

нибудь мелодию, стали появляться и любимые мелодии.

По-моему

большому

убеждению,

работа

над

изобразительным

творчеством должна осуществляться не только в детском саду, но и дома. Я

провела анкетирование с родителями детей своей группы и выяснила, что не

все родители знают, как и чем можно рисовать с ребенком дома. В связи с

этим

я

подобрала

ряд

статей

для

родителей

под

общим

названием

«Рисование:

способности

и

навыки

развиваются»,

где

рассказывается

об

особенностях трех летнего ребенка, который рисует, о темах его работ, о том

почему

ребенок

рисует,

как

способствовать

развитию

желания

начать

заниматься

изобразительной

деятельностью,

как

научить

его

приемам

рисования. Я систематизировала и отобрала материал, где описаны игры и

методики

рисования

родителей

со

своими

детьми

дома.

Подобрала

рекомендации «Рисуем вместе», целью которых является помощь родителям

в организации и проведении занятий по изобразительной деятельности с

детьми дома.

Постоянные занятия, их целенаправленность, игровая форма способов

и приемов, предлагаемых детям, прекрасно способствует формированию у

детей

изобразительных

умений

и

навыков

в

рисовании

и

развитию

творческих способностей ребенка.

Дети стали рисовать чаще, больше. Они перестали придерживаться

стандартных изображений, работы детей стали более красочными, яркими,

выразительными. Дети начали применять освоенные ими изобразительные

техники и приемы.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и планирую и дальше

работать

с

детьми

по

закреплению

у

них

сформировавшихся

умений

и

навыков, и способствовать развитию новых.



В раздел образования