Напоминание

Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.


Автор: Луговая Ирина Артуровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 структурное подразделение детский сад №6
Населённый пункт: п Серышево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальная деятельность детей дошкольного

возраста.

Музыкальное восприятие.

Связь музыкального восприятия с индивидуальными и возрастными особенностями

ребенка.

Музыкальный репертуар как основа развития детского музыкального восприятия.

Характеристика методов развития музыкального восприятия у детей.

Целью

формирования

и

развития

у

детей

культуры

музыкального

восприятия

является приобщение детей к музыке и формирование у них потребности в этом виде

искусства.

Главными задачами развития музыкального восприятия у детей выступают задачи

накопления

интонационного

опыта

восприятия

доступных

стилей

и

жанров

музыки,

формирование

эмоционально-оценочного

отношения

к

музыке,

развитие

способности

откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам.

Музыкальное восприятие детей обусловлено следующими факторами:

- жизненным психологическим и музыкальным опытом ребенка;

- воспринимаемым произведением;

- внешними и внутренними условиями;

- характером музыкальной деятельности ребенка.

Наиболее

отчетливо

компоненты

музыкального

мышления

проявляются

в

двигательной

реакции

на

музыку

(мимике,

жестах).

Ребенок,

откликаясь

на

музыку,

испытывает состояние возбуждения, оживления или покоя. Такие бессознательные образы

пронизывают все этапы мыслительного процесса.

В развитии музыкального восприятия детей 4 – 7 лет выделяют взаимодействие и

единство двух основных линий:

- интонационное восприятие и осознание музыки;

- индивидуальная интерпретация, основанная на жизненном и музыкальном опыте

ребенка.

Качество музыкального восприятия ребенка зависит от уровня его музыкального и

общего

развития,

обусловлено

социальным

окружением.

Воспитание

ребенка

в

«музыкальной»

среде

положительно

влияет

на

его

музыкальные

предпочтения,

музыкальный

вкус.

Качество

музыкального

восприятия

не

исчерпывается

только

эмоциональным реагированием на музыку, оно связано с природными свойствами нервной

организации.

Содержание

музыкального

образования

ребенка

определяется

музыкальным

материалом, используемым в процессе развития музыкального восприятия. В связи с этим,

художественная

ценность,

воспитательная

направленность,

педагогиче ская

целесообразность являются важнейшими критериями.

Художественная ценность музыкальных произведений выражается в их способности

отражать богатый духовный мир человека. Воспитательная направленность способствует

формированию

эстетических

чувств

ребенка,

развитию

музыкального

мышления,

творческого воображения.

Способность вызывать у детей положительные эмоции, поддерживать интерес к

музыке

обусловлена

педагогической

целесообразностью.

Доступность

репертуара

рассматривается в двух аспектах:

- соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка;

- доступность музыкального материала для исполнения его детьми (по диапазону,

протяженности тем и т. д.)

В целях обогащения представлений ребенка о музыке разных времен, эпох, важно

знакомить детей с музыкальными произведениями различных стилей. Принцип жанровой

дифференциации позволяет знакомить детей с разнообразием первичных жанров (песня,

танец, марш) и жанров, производных от них (симфония, балет, опера и т. д.).

Временной

характер

музыки

требует

от

ребенка

следования

за

развитием

музыкального образа, что основывается на сочетании эмоциональных и интеллектуальных

проявлений в ходе музыкального восприятия. Важно различать отдельные выразительные

средства, осознавать из роль в создании музыкального образа.

В качестве основного метода развития музыкального восприятия служит наглядно-

слуховой метод, в его основе лежит звучание самой музыки. В процессе реализации

данного метода важно соблюдать следующие условия:

- педагог должен исполнять музыку на высоком профессиональном уровне;

- важно представлять детям музыкальные произведения в исполнении различных

музыкальных инструментов, ансамблей, оркестров;

- широко использовать вокальную музыку наряду с инструментальной (сольную,

ансамблевую, хоровую);

- соблюдать принцип постепенности и последовательности;

- учитывать возрастные особенности детей;

-

в

зависимости

от

стадии

восприятия

произведения,

использовать

различные

приемы и методы активации слухового опыта детей.

В процессе восприятия музыки педагоги, ученые-психологи выделяют три основные

стадии:

1.

Первая

стадия

музыкальной

восприятия

характеризуется

нерасчлененностью,

мутностью общих представлений о музыкальном произведении. Задачами педагога на этой

стадии

являются

активизация

размышления

детей

по

поводу

прослушанной

музыки,

формирование своего отношения к музыкальному произведению.

2.

Вторая

стадия

связана

с

включением

аналитических

свойств

восприятия:

повторным прослушиванием произведения, углублением в его содержание, понимание

отдельных

средств

музыкальной

выразительности

и

их

роли

в

процессе

создания

музыкального образа.

3.

На

третьей

стадии

восприятия

музыкально-слуховые

представления

взаимодействуют

с

аналитическим

осмыслением

музыки.

На

этом

этапе

можно

использовать метод осознания личностного смысла музыкального произведения, который

служит

для

осмысления

собственных

чувств

и

переживаний

в

процессе

восприятия

музыки.

На данном этапе музыкального восприятия можно использовать следующие методы:

- метод создания композиций;

- словесный метод;

- практический метод;

- метод создания художественного контекста;

- метод переинтонирования.



В раздел образования