Автор: Луговая Ирина Артуровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 структурное подразделение детский сад №6
Населённый пункт: п Серышево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Музыкальная деятельность детей дошкольного
возраста.
Музыкальное восприятие.
Связь музыкального восприятия с индивидуальными и возрастными особенностями
ребенка.
Музыкальный репертуар как основа развития детского музыкального восприятия.
Характеристика методов развития музыкального восприятия у детей.
Целью
формирования
и
развития
у
детей
культуры
музыкального
восприятия
является приобщение детей к музыке и формирование у них потребности в этом виде
искусства.
Главными задачами развития музыкального восприятия у детей выступают задачи
накопления
интонационного
опыта
восприятия
доступных
стилей
и
жанров
музыки,
формирование
эмоционально-оценочного
отношения
к
музыке,
развитие
способности
откликаться на музыку и сопереживать выраженным в ней чувствам.
Музыкальное восприятие детей обусловлено следующими факторами:
- жизненным психологическим и музыкальным опытом ребенка;
- воспринимаемым произведением;
- внешними и внутренними условиями;
- характером музыкальной деятельности ребенка.
Наиболее
отчетливо
компоненты
музыкального
мышления
проявляются
в
двигательной
реакции
на
музыку
(мимике,
жестах).
Ребенок,
откликаясь
на
музыку,
испытывает состояние возбуждения, оживления или покоя. Такие бессознательные образы
пронизывают все этапы мыслительного процесса.
В развитии музыкального восприятия детей 4 – 7 лет выделяют взаимодействие и
единство двух основных линий:
- интонационное восприятие и осознание музыки;
- индивидуальная интерпретация, основанная на жизненном и музыкальном опыте
ребенка.
Качество музыкального восприятия ребенка зависит от уровня его музыкального и
общего
развития,
обусловлено
социальным
окружением.
Воспитание
ребенка
в
«музыкальной»
среде
положительно
влияет
на
его
музыкальные
предпочтения,
музыкальный
вкус.
Качество
музыкального
восприятия
не
исчерпывается
только
эмоциональным реагированием на музыку, оно связано с природными свойствами нервной
организации.
Содержание
музыкального
образования
ребенка
определяется
музыкальным
материалом, используемым в процессе развития музыкального восприятия. В связи с этим,
художественная
ценность,
воспитательная
направленность,
педагогиче ская
целесообразность являются важнейшими критериями.
Художественная ценность музыкальных произведений выражается в их способности
отражать богатый духовный мир человека. Воспитательная направленность способствует
формированию
эстетических
чувств
ребенка,
развитию
музыкального
мышления,
творческого воображения.
Способность вызывать у детей положительные эмоции, поддерживать интерес к
музыке
обусловлена
педагогической
целесообразностью.
Доступность
репертуара
рассматривается в двух аспектах:
- соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка;
- доступность музыкального материала для исполнения его детьми (по диапазону,
протяженности тем и т. д.)
В целях обогащения представлений ребенка о музыке разных времен, эпох, важно
знакомить детей с музыкальными произведениями различных стилей. Принцип жанровой
дифференциации позволяет знакомить детей с разнообразием первичных жанров (песня,
танец, марш) и жанров, производных от них (симфония, балет, опера и т. д.).
Временной
характер
музыки
требует
от
ребенка
следования
за
развитием
музыкального образа, что основывается на сочетании эмоциональных и интеллектуальных
проявлений в ходе музыкального восприятия. Важно различать отдельные выразительные
средства, осознавать из роль в создании музыкального образа.
В качестве основного метода развития музыкального восприятия служит наглядно-
слуховой метод, в его основе лежит звучание самой музыки. В процессе реализации
данного метода важно соблюдать следующие условия:
- педагог должен исполнять музыку на высоком профессиональном уровне;
- важно представлять детям музыкальные произведения в исполнении различных
музыкальных инструментов, ансамблей, оркестров;
- широко использовать вокальную музыку наряду с инструментальной (сольную,
ансамблевую, хоровую);
- соблюдать принцип постепенности и последовательности;
- учитывать возрастные особенности детей;
-
в
зависимости
от
стадии
восприятия
произведения,
использовать
различные
приемы и методы активации слухового опыта детей.
В процессе восприятия музыки педагоги, ученые-психологи выделяют три основные
стадии:
1.
Первая
стадия
музыкальной
восприятия
характеризуется
нерасчлененностью,
мутностью общих представлений о музыкальном произведении. Задачами педагога на этой
стадии
являются
активизация
размышления
детей
по
поводу
прослушанной
музыки,
формирование своего отношения к музыкальному произведению.
2.
Вторая
стадия
связана
с
включением
аналитических
свойств
восприятия:
повторным прослушиванием произведения, углублением в его содержание, понимание
отдельных
средств
музыкальной
выразительности
и
их
роли
в
процессе
создания
музыкального образа.
3.
На
третьей
стадии
восприятия
музыкально-слуховые
представления
взаимодействуют
с
аналитическим
осмыслением
музыки.
На
этом
этапе
можно
использовать метод осознания личностного смысла музыкального произведения, который
служит
для
осмысления
собственных
чувств
и
переживаний
в
процессе
восприятия
музыки.
На данном этапе музыкального восприятия можно использовать следующие методы:
- метод создания композиций;
- словесный метод;
- практический метод;
- метод создания художественного контекста;
- метод переинтонирования.