Автор: Галактионова Капиталина Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Тематические дни и недели в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Тематические дни и недели в ДОУ как средство повышения качества образования
дошкольников
На современном этапе с ведением в действие ФГОС дошкольного образования возникла
необходимость
обновления
и
повышения
качества
дошкольного
образования,
направленного
на
психолого-педагогическую
поддержку
позитивной
социализации
и
индивидуализации
воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование
рассматривается
как
система,
в
которой
центральное
место
занимает
процесс
взаимодействия
педагога
с
детьми
ориентированный
на
интересы
и
возможности
каждого
ребёнка.
Одной
из
эффективных
форм
работы
такого
взаимодействия
являются
проведение
тематических
дней
и
тематических недель, которые проводятся с целью систематизации, углубления и обобщения знаний
воспитанников.
Если заглянуть в историю, тематический принцип организации образовательного процесса в
работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.
СЛАЙД 2
Бельгийский педагог-психолог, врач Жан Овидий Декроли (1871-— 1932)
в своей работе
«Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками заставить их
сойтись в одном центре. Этот центр ребенок, к которому сходятся и от которого все рас ходится». Он
создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры
интересов»,
сущность
которых
состояла
в
организации
работы
детей
вокруг
тем,
отвечающих
детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали,
лепили то, что было связано с заданной им темой.
СЛАЙД 3
В современной практике учителя-логопеды активно используют тематический принцип пла-
нирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам.
Книга Елены Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду» издательства «ТЦ Сфера»
давно пользуется повышенным спросом у воспитателей.
СЛАЙД 4
К данному вопросу обращалась Белая К.Ю. автор методического пособия «Тематические дни и
недели в детском саду» (набор карточек по 20 темам)
Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду?», можно говорить, что для
детей
—
это
необычный
день.
Он
наполнен
сюрпризами,
играми,
загадками,
увлекательными
путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-
нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В этот день в групповой комнате что-то меняется: появляются
новые
игрушки,
в
гости
приходят
любимые
герои
мультфильмов,
сказок,
иногда
приезжа ет
кукольный театр.
Для воспитателя тематический день — педагогическое творче ство, смекалка и перевоплощение. Это
серьезное
планирование
всех
режимных
моментов,
отход
от
традиционного
плана-конспекта
к
составлению сценария дня в целом или его составляющих — режимных моментов. Чтобы этот день
запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в
игры и увлекательные занятия.
СЛАЙД 5
В научной литературе дана формулировка тематического дня:
«Тематический день – организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по
актуальной, интересующей, востребованной, продуманной, не безразличной теме в первую очередь
участникам дня и его зрителям».
Или
тематический день — программа содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо
темы, проблемы.
СЛАЙД 6
Идея тематического дня:
погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности.
В обычном, традиционном дне в основе — режим, а содержание как бы
нанизывается на режимные
моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совер шенно не
объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать сами по
себе.
Отличие тематического дня от традиционного в том, что в центре педагогического процесса
находится
тема,
выбранная
педагогом
совместно
с
детьми
под
образовательные
задачи
и
объединенная с праздником или событием календаря.
СЛАЙД 7
Виды деятельности при проведении тематических дней:
- игра,
- общение со взрослыми и сверстниками,
- экспериментирование,
- познавательно-исследовательская,
- изобразительная,
- проектная,
- художественно-театральная деятельность,
- элементарный бытовой труд.
Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности
(игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора,
самообслуживание
и
элементарный
бытовой
труд,
конструирование,
изобразительная, музыкальная и двигательная).
СЛАЙД 8
Так 2 ноября в нашем детском саду прошел День Удмуртии. В преддверии
праздника, в
течение недели, в старших и подготовительных группах детского сада прошли цикл тематических
бесед «Мы в Удмуртии живем», показ
презентации «Мой Ижевск», выставка рисунков «Мой
любимый город». Цель мероприятий: в доступной форме приобщать детей к культуре удмуртского
народа. Педагоги с ребятами раскрыли образы, значение и символы государственной символики УР.
На
развлечениях
звучали
удмуртские
песни,
девчонки
и
мальчишки
играли
в
удмуртские
национальные
игры,
рисовали
удмуртские
узоры,
составляли
национальный
орнамент
на
изобразительной деятельности. Завершилась неделя познавательно-развлекательным мероприятием
«Ми - удмуртъёс». Главными участниками мероприятия стали дети старших и подготовительных
групп, а в гости к детям пришли удмуртские персонажи Аня Апай и Сандыр Агай, Баба-яга,
сопровождающие дошколят на протяжении всего праздника.
Особое место в тематическом дне занимает игра. Воспитатель должен создать условия, чтобы
заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время
тематического
дня –
свободная
самостоятельная
деятельность
дошкольников.
При
этом
нужно
продумать, как реализовать большую часть ее содержания. Так, в старших группах появляются игры-
путешествия, например во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «давайте
еще придумаем...» насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они
становятся не исполнителями, а активными участниками в моделировании такой игры.
При
организации
тематического
дня
содержание
образовательных
областей
естественным
образом интегрируется.
Это
дает
возможность
воспитателю
интегрировать
образовательную
деятельность,
избежать
неоправданного
дробления
детской
деятельности
по
образовательным
областям.
Во
время
проведения
таких
дней
воспитатель
проявляет свое творчество, учитывает
особенности, уровень знаний и умений детей своей группы.
СЛАЙД 9
Тематика дней может быть самой разнообразной, связанной с каким-то значительным событием,
праздником или деятельностью детей.
Используемые темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой: (на слайде)
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес
детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
второй
фактор
–
воображаемые
события,
описываемые
в
художественном
произведении,
которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные
события;
третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих
задач
(внесение
в
группу
предметов,
ранее
неизвестных
детям
с
необычным
эффектом
или
назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?",
"Что с этим делать?", "Как это действует?");
четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и
приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило,
средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Главное, чтобы темы были социально значимыми для общества, семьи и вызывали личностный
интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса. Чтобы выбрать тему дня,
обратитесь
к календарю
знаменательных
событий
и памятных
дат.
В дошкольном
возрасте
дети
учатся различать праздничные и будние дни, узнают, что есть международные и государственные
праздники, что каждый из них имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную
составляющую праздника – состояние, когда он участвует в подготовке к мероприятию: украшает
группу,
делает
подарки
и сувениры.
Дети
испытывают
особые
эмоции,
когда
поздравляют
с праздником и получают поздравления.
Какой может быть тематика тематических дней в осенний период?
СЛАЙД 10,11 Тематика дней в осенний период
СЛАЙД 12,13 Тематика дней в зимний период
СЛАЙД 14,15 Тематика дней в весенний период
В летний период тематические дни можно посвятить Международному Дню защиты детей,
Всемирному
дню
молока,
Всемирному
дню
родителей,
Всемирному
дню
детского
футбола,
Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат.
Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, начиная со второй
младшей, но содержание и формы организаций каждый педагог подбирает свои, ориентируясь на
общие мероприятия (развлечение, спектакль, соревнование и др.). Единая тема в разных возрастных
группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии от
возраста к возрасту.
Если образовательный процесс в детском саду представляет комплексно-тематическую модель
(программа «Детство») и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других
режимных
моментах,
используйте
технологию сценирования.
Это
новое
направление
в педагогической
практике.
Воспитателям
следует
отойти
от традиционного
написания
плана-
конспекта
занятия
и составить
сценарий
всего
дня
или
его
составляющих
(утреннего
приема,
тематической прогулки и т. д.).
КНИГА (показать)
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство целей и задач, а так же интеграцию
образовательных областей.
Как провести тематический день
Во время тематических дней воспитатели, проявляя творчество, должны учитывать уровень
знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения
дошкольников
в игры
и занятия.
Раскрывать
тему
дня
следует
в эмоционально-образной
форме.
Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах
детской деятельности.
План-сценарий
Дня
здоровья
для
детей
младшего
и среднего
дошкольного
возраста
(Журнал
«Старший воспитатель» – апрель 2017 г)
План-сценарий
Дня
друзей для
детей
старшего
дошкольного
возраста
(Журнал
«Старший
воспитатель» – апрель 2017) + интернет-ресурсы
При составлении сценария тематического дня воспитателю необходимо соблюдать несколько важ ных
условий:
СЛАЙД 16
уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в
которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что мы с детьми уже
прошли, какие результаты получены);
уметь выделять цель и задачи, соотнося их с образовательной программой, возрастным
составом группы детей, приоритетными направлениями всего образовательного процесса в ДОО;
четко представлять результаты работы, которые должны быть достигнуты (что нового
дети узнают, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных
целей, а значит, получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач образования дошкольников и интеграцию образовательных областей.
Тематической может быть и целая неделя.
СЛАЙД 17
Основная цель проведения тематических недель – это систематизация, углубление, обобщение
знаний
детей
по
определенной
теме.
Сущностью
тематической
недели является то, что ядром
образовательного
процесса
становится
событие.
Событие
позволяет
развернуться
действию,
направленному на получение качественно нового знания для ребенка. Таким образом, переносится
акцент с результатов учения (знаний, умений, навыков) на процесс «делания знания», на действенное
знание. Темы недель в основном приурочены к сезону, знаменательному дню или празднику.
Данные
мероприятия преследуют несколько задач одновременно.
СЛАЙД 18
Во-первых,
решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия
включают в себя новый материал, в соответствии с образовательной программой и с учетом всех
возрастных групп ДОУ, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что
способствует наилучшему усвоению материала.
Во-вторых,
раскрывается социальный
аспект
педагогического
процесса,
э т о :
взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но, прежде
всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же, силами взрослых и детей, решается
задача художественно-эстетического направления.
Весь
ход
тематической
недели планируется
заранее.
Четкий
план
позволяет
избежать
перегрузки
детей,
а
также
накладок
с
задействованными специалистами.
Педагоги
планируют
основные мероприятия, а специалисты подключаются к их подготовке и проведению.
План
тематической
недели
вывешивается
на
информационном
стенде
для
ознакомления
родителей воспитанников.
Решению
задач
тематической
недели
так
же
способствует
насыщенная предметно
–
развивающая
среда.
Важно
правильно
оснастить
предметно-развивающую
среду
в
группах
в
соответствии с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда
должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы
и
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание»
темы
в
разных
видах
детской
деятельности.
Воспитателям
следует
использовать
фразы
типа:
«Давайте обсудим...», «Как вы думаете, что будет лучше...» и т. д. Это формирует у дошкольников
уверенность, ответственность, чувство взрослости.
СЛАЙД 19
Так, во время проведения экологической недели в старшей группе дети приходят к выводу, как
помочь перезимовать холодную зиму деревьям, укрывая корневую систему, сгребая снег к деревьям.
Помогать птицам, изготовив и разместив кормушки на территории детского сада, возле дома.
В
группах
оборудованы центры активности,
которые
ориентированы
на
организацию
различных видов детской деятельности. Созданная в группах образовательная среда предполагает
периодическую
сменяемость
игрового
материла,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
запланированную взрослым деятельность. Организованная предметно-развивающая среда строится с
ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность
выбирать
не
только
деятельность,
но
и
содержание,
и
уровень
сложности
игр,
заданий.
Все
материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.
Тематическая неделя должна закончиться итогом. Итоговое мероприятие должно отразить всё
содержание тематической недели.
СЛАЙД 20
Итогом недели стала демонстрация костюмов из бросового материала, их вы видите на слайде.
Как вы думаете, какой тематики могла быть неделя?
Итоговыми мероприятиями в конце тематической недели могут стать показы спектаклей,
мюзиклов, которые собирают талантливых детей и родителей в один сплочённый коллектив. Кроме
того,
в
рамках
тематических
дней
с
дошкольниками
организуются
экскурсии,
например
в
краеведческий музей на выставку макетов родного города, к городским памятникам архитектуры, в
пожарную часть, в детскую библиотеку, где дети знакомятся с родным краем и трудом взрослых.
Итогом каждого тематического дня или недели является организация выставок детских рисунков или
поделок,
семейных
творческих
работ.
Именно
продукты
детского
творчества
наглядно
демонстрируют то, чем заняты воспитанники в дошкольном учреждении. Важно, чтобы тематические
дни и недели наполнялись не только организованными мероприятиями, но и что не маловажно, у
детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности, особенно для
игры.
В течение тематической недели, проводимой в нашем детском саду, посвященной открытию
Зимних Олимпийских игр в Сочи, дети всех групп знакомились с историей олимпийских игр,
зимними видами спорта, участвующими в олимпиаде. С детьми проводились беседы на темы: «Что
такое Олимпиада?», «Олимпийская символика и традиции», «Зимние виды спорта» и т.д. Дети вместе
с воспитателями читали художественные произведения и загадывали загадки о спорте, рассматривали
иллюстрации
с
зимними
видами
спорта
и
составляли
рассказы,
лепили,
рисовали,
смотрели
презентации
и
мультфильмы
на
данную
тему,
создали
выставку
работ
«Зимняя
олимпиада»,
в
средних, старших, подготовительных группах открылись музеи:
СЛАЙДЫ 21, 22, 23, 24, 25, 26
Олимпийские талисманы,
В гостях у Мишек,
Талисманы Олимпийских игр,
Олимпийский Мишка
Из истории лыж
Из истории коньков
Свои физические качества ребята, как маленькие олимпийцы, проявляли при проведении
различных
подвижных
игр,
игр-соревнований,
зимних
забав
на
улице
и,
конечно
же,
на
физкультурных
занятиях
и
при
проведении
утренней
гимнастики.
Совместные
с
родителями
олимпийские соревнования в группах 8,9,10,6
не только доставили
удовольствие детям, но и
выполнили функцию сплочения коллектива детского сада и семьи, являясь благодатной основой
включения родителей в образовательный процесс.
СЛАЙД 27 (фото с участием родителей)
Кульминацией недели стал спортивный праздник на прогулке для младших, средних и старших,
подготовительных
групп.
Юные
спортсмены
участвовали
в
различных
эстафетах:
«Зажигаем
олимпийский огонь», «Ловкий хоккеист», «Биатлон», «Санный спорт» и т.д. В заключительной части
соревнований все участники были награждены медалями из шоколада.
Такая форма работы, как «Тематические недели» способствуют созданию благоприятных
условий
для
всестороннего
развития,
укрепления
и
сохранения
здоровья
детей,
наилучшему
взаимодействию между педагогическим коллективом, детьми и родителями.
Таким образом, для того, чтобы организовать тематический день, и тем более неделю необходимы
условия для проведения:
СЛАЙД 28
- Идея.
- Цель.
- Задачи.
- Возрастная адресованность.
- Предметно-пространственная среда
- Содержание.
- Результат.
- План подготовки.
- План проведения.
- Сценарии проведения.
- Изюминка дела.
- Финал.
СЛАЙД 29
Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность:
- для свободного выбора детьми деятельности,
- для практических действий,
- формирования основных навыков,
- развития мыслительных функций;
- выражения своих чувств и мыслей.
СЛАЙД 30
Ценность тематических недель заключается в следующем:
- являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать
общечеловеческие ценности;
- дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу,
что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.
СЛАЙД 31
Направления
СЛАЙД 32
Если
построение образовательного процесса в ДОУ основывается на комплексно-
тематическом принципе, то в начале учебного года педагогический коллектив обсуждает, сколько и
какие по содержанию тематические дни и недели пройдут в течение учебного года.
Работа с педагогами. Была проведена методическая работа – консультации, педсовет, работа
творческих групп по разработке итоговых мероприятий, для того чтобы понять как простроить
итоговую деятельность, т.е. итоговое мероприятие.
Эффективно
организовать
подготовку
ДОУ
к
проведению
тематической
недели,
помогает
электронная педагогическая копилка, в которой собраны необходимые материалы. Работать с этими
материалами легко и удобно. В перспективе планируем создать такую копилку в нашем ДОУ.
Исходя из принципа ФГОС ДО о личностно – развивающем и гуманистическом характере
взаимодействия взрослых и детей, в ДОУ
стало традицией проведение тематических недель, в
которых участвуют не только педагоги и дети, но и родители воспитанников.
Так при проведении тематической недели «Права дошкольников» в подготовительных группах в
ноябре 2017 г дети совместно с родителями создали герб своей семьи, оформили сочиненные детьми
сказки в альбом. (показать)
В задачи воспитателя входят своевременное информирование родителей о предстоящем
мероприятии, разъяснение его целей и задач, а также помощь в подготовке проведения занятий, бесед
с детьми, проведение практикумов по изготовлению поделок, семейных творческих работ, газет,
подготовка к семейным конкурсам.
СЛАЙД 33
На слайде мастер-класс для родителей старшей группы №12 по квиллингу.
Творчески работающие воспитатели каждый день превращают в необычную и увлекательную игру,
яркий праздник, который запоминается детям и их родителям. Благодаря этому на мероприятиях в
рамках тематических дней и недель родители воспитанников становятся не только зрителями, но и
активными участниками. Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество,
учитывать
уровень
знаний
и
умений
детей
своей
группы,
придумывать
сюрпризные
моменты,
элементы
включения
дошкольников
в
игры
и
занятия.
Так,
в
результате
тематической
недели
«Спортом занимаемся, плаваем, стараемся» дети старших групп много узнали о плавании, его
значении, вместе с родителями изготовили лепбуки по плаванию, а кульминацией стал праздник на
воде «Веселые старты».
ЛЕПБУКИ ПО ПЛАВАНИЮ 34,35,36,37
Модель подготовки (реализации) тематической недели представлена на следующих слайдах:
СЛАЙД 38
Подводя
итог
можно
сказать,
что
организация
образовательного
процесса
в
форме
тематических дней и недель – это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с
обучением
современных
дошкольников,
так
как
именно
взаимодействие
детей
и
взрослых
способствует их личностному развитию. Яркие тематические недели поднимают на новый уровень
взаимоотношения с родителями, призывают искать новые формы и методы работы. При организации
разных
видов
детской
деятельности,
объединенных
одной
темой,
роль
воспитателя
становится
свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся
творчеством.
Включенность
воспитателя
в деятельность
наравне
с детьми
делает
процесс
эмоционально насыщенным и результативным.
Если взрослые заинтересованы, то дети всегда подхватят игру, развлечение, и у них никогда не
пропадёт
желание
ходить
в
детский
сад. Значит,
самые
важные
годы
пройдут
не
только
с
образовательной, воспитательной пользой, но и с ощущением радости, счастья.
Видео «Эстафета добрых дел»
«Поделки из бросового материала»