Автор: Габитова Гульшат Загировна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: Мбоу Школа №7 го город Уфа РБ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: I Съезд учителей башкирского языка.
Раздел: среднее образование
I Всероссийский съезд учителей башкирского языка и литературы.
Башкирский
язык
преподается
в
нашей
республике
в
качестве
государственного
языка
более
десяти
лет.
Да,
я
готова
со
всей
ответственностью заявить, что в этой области у нас имеются определенные
достижения: есть учебники по всем классам, они вошли в федеральный
список,
есть
программы,
дидактические
материалы,
методические
руководства. Наши преподаватели,
работая в этой ответственной области,
вкладывают свою душу, у каждого второго преподавателя успел выработаться
свой, авторский подход в методике преподавания башкирского языка как
государственного языка Республики Башкортостан!
Но сегодня в преподавании башкирского языка как государственного
языка Республики Башкортостан назрела главная проблема: это – отсутствие
со
стороны
обучающихся
заинтересованности
в
изучении
языка!
Вот
именно поэтому на первый план выходит проблема в виде
выработки
мотивации
у обучающихся при
изучении
ими
башкирского
языка
как
государственного. Если быть честным и открытым, мотивация - это и есть
основа работы с детьми, это даже своего рода волшебство. Именно то
волшебство, которое доступно только ответсвенным и старательным
учителям!
Как
же
этого
добиться?
На
наш
взгляд,
для
этого
следует
выработать целый комплекс мотиваций у обучающихся башкирскому языку,
ведь только таким образом можем
добиться эффективности в реализации
наших целей. Если у обучающегося нет желания ходить на занятия, нет
желания изучать язык, то все наши старания, творческие поиски сводятся на
н е т ! Фактически,
эти
наши
слова
не
теряли
своей
актуальности
на
протяжении ряда последних лет. Возникает вполне уместный вопрос: “Как
заинтересовать обучающихся? Какими же путями этого добиться?”.
Сегодня мы предлагаем следующее:
1.
Тем, кто изучал в школе
башкирский
язык как родной (т.е. получал
знания в башкирской школе),
как государственный
язык Республики
Башкортостан добавлять один балл при поступлении в ССУЗЫ и ВУЗЫ;
2.
Этого можно будет добиться путем прохождения тестирования по трем
направлениям и получения сертификата по его результатам. В этом центре
может
пройти
тестирование
любой
абитуриент,
пожелавший
получить
один дополнительный балл;
3.
Выйти
на
руководство
с
предложением
организации
тотального
тестирования. Данное мероприятие должно пройти на трех уровнях:
1)
первый уровень – для тех, кто не владеет языком (представители
других национальностей, родители, не владеющие родным языком,
учащиеся и т.д.). У перечисленных лиц надо будет вызвать интерес
для изучения башкирского языка, поскольку они не могут
участвовать в тотальном диктанте. Вот именно по этой причине вопросы
должны быть не столько легкими, сколько понятными. В результате у этой
категории лиц должно выработаться мнение, что они “...почти владеют этим
языком...”;
2)
второй уровень – лица, мало владеющие языком;
3)
третий
уровень
–
лица,
свободно
владеющие
родным
языком,
читающие родную литературу на родном языке.
4.
Открыть в высших учебных заведениях отдельные группы для подготовки
учителей для преподавания башкирского языка как
государственного
языка Республики Башкортостан;
5.
Во всех высших учебных заведениях и
среднеспециальных учебных
заведениях, функционирующих на территории Республики Башкортостан,
ввести преподавание башкирского языка как
государственного языка
Республики Башкортостан;
6.
Продолжить
практику
Министерства
образования
по
организации
методических
рекомендаций
перед
каждым
новым
учебным
годом
по
вопросам преподавания башкирского языка как государственного языка
Республики Башкортостан;
7.
Ввести дополнительную 15% надбавку учителям башкирского языка,
преподающим
башкирский
язык
в
качестве
государственного
языка
Республики Башкортостан, в учреждениях образования муниципальных и
городских округов;
8.
Ввести
в
проводимые
в
русскоязычных
школах
общешкольные
мероприятия
выступления
на башкирском языке, или проводить ряд
мероприятий на башкирском языке.
9.
Разработка современных учебников и учебных пособий по башкирскому
языку как государственному языку Республики Башкортостан, в том числе
с опорой на этнокультуный компонент.
10.Реализация модульного проекта “Интерактивный башкирский” в рамках
проекта “Взлетай!”.
11. Систематическая пропаганда передового педагогического опыта путем
презентации
лучших
практик
по
методике
преподавания
башкирского
языка
как
государственного
языка
Республики
Башкортостан
(новые
вариативные
учебно-методические
комплекты,
интерактвные
формы
обучения и т.д.).
12.Стимулирование
деятельности
руководителей
образовательных
организаций
по
организации
изучения
родных
языков
и
башкирского
языка как государственного языка Республики Башкортостан.
13. Внести
предложения
от передовых учителей-новаторв в концепцию
преподавания родных языков Республики Башкортостан в части изучения
башкирского
языка
как
государственного
языка
Республики
Башкортостан.