Автор: Офелия Григорьевна Мартиросян
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Краснообская СОШ №2
Населённый пункт: Новосибирский район Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование личностно-ориентированного похода для повышения эффективности процесса обучения"
Раздел: начальное образование
Использование личностно-ориентированного подхода для повышения
эффективности процесса обучения.
«Один из главнейших признаков, по которому различаются все
педагогические технологии, является мера её ориентации на ребенка, подход
к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды,
других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка -
личностно ориентирована» (Селевко Г.К.)
В основе личностно-ориентированных технологий лежит уникальная
целостная личность растущего человека, которая открыта для восприятия
нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в
разнообразных жизненных ситуациях, стремящаяся к максимальной
реализации своих возможностей, т.е. к самоактуализации.
Наверное эти ключевые слова - «личность», «индивидуальность»,
«развитие», «самостоятельность», «творчество», «свобода» и характеризуют
личностно-ориентированные технологии.
Ее цель заключается в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы
самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,
самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного
личностного образа» (Алексеев Н.А.)
Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний,
самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень
заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету,
согласно плану. Особенностью системы личностно-ориентированного
обучения является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности
ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь
класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими
словами, обучение имеет личностно - ориентированную направленность.
Сущность личностно ориентированной направленности – не просто
создание учителем благожелательной творческой атмосферы. А позиция
педагога в личностно - ориентированном образовании это:
- отношение к ребенку, как к субъекту собственной учебной деятельности,
как личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному
желанию проявляя собственную активность;
- оптимистический подход к ребенку;
Используя оптимистический подход, я работаю по карточкам
индивидуально, по парам и группами. Вот карточки для индивидуальной
работы. Сказочные задачи, которые снимают напряжение и делают
выполнение задания увлекательным.
Карточка 1.
1.Русалочка собрала на морском дне 20 ракушек. Своей подруге она подарила
несколько ракушек, после чего у нее осталось 5 ракушек.
Сколько………………………………………………………………….?
20 – 5 = 15(р.)
Ответ:_____________________________________________________
2.Допиши вопрос задачи и реши ее.
У кого оказалось ракушек больше? А на сколько?
20 – 15= 5(р.)
Ответ:______________________________________________________
3.Ой! В задачке № 1 всё немножечко не так. Это подруга отдала Русалочке
ещё несколько ракушек, и их у Русалочки стало25. Сколько же ракушек
подарила подруга Русалочке?
Реши задачу.
____________________________________________________________
Ответ:______________________________________________________
4.А правда ли что задачи № 1 и № 3 являются обратными? А
почему? Напиши свой ответ и докажи.
25 – 20 = 5(р.)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Карточка 2.
1.Наступил вечер, а мамы всё ещё не было. Оля начала тревожиться.
Ура! Послышался звук открывающейся двери…
- Добрый вечер, доченька. Как же я так могла быть рассеяна?
- А что случилось, мама?
- На работе я нечаянно разрезала лист, а на нём была задачка, её
попросил решить один малыш. А я…
- Давай я помогу, я уже умею решать задачи.
- Спасибо, но мне кажется, что я не все кусочки собрала, сможешь
ли ты восстановить её? Решить?
- Попрубую, мамочка.
(По типу «мозаики» с пазлами можно разрезать любые тексты задач, а
некоторые «пазлы» можно будет убирать, в процессе складывания мозаики
ребёнок читает, анализирует, догадывается, осознаёт текст, это способствует
возникновению интереса, ребенок не испытывает страха перед решением, он
«заглушен»)
2.А ты можешь разобраться в тексте задачи и решить её? Попробуй!
На одной
аллее 12
лип,
на дру
гой
на 4 липы
меньше.
сколь
больше на
первой аллее
лип, чем
второй?
2. Какая из схем к данной задаче будет на твой взгляд более удобной
и почему ?
На I аллее - 12 л.
На II аллее - ?, на 4 л. меньше
↰
На I аллее - 12 л.
На II аллее - ?, на 4 л. больше
↰
3. Попробуй изменить условие задачи, чтобы она теперь решалась
так:
12+(12-4) 12-4
Карточка 3
1.Прочти задачу.
Элли шла по волшебному лесу 7 дней, плыла по подземной реке 5 дней, а
подпрыгивала высоко, шла по дороге из жёлтого кирпича столько, сколько
занял путь по лесу и реке вместе?
2.Что странного в тексте задачи? Что же случилось? Как
распутать содержание? Вставь нужные слова в текст:
Элли шла по_______________________________________7 дней, плыла
по___________________________________5 дней, ________________ высоко,
Шла по дороге из желтого кирпича__________________________________
Сколько занял путь ________________________________
___________________________________. Сколько же дней длился путь Элли?
7+5+12 = 24(д.)
3.Измени и запиши вопрос задачи, чтобы она решалась так:
12 – 5 =
______________________________________________________________
4.Путь Элли по лесу и реке был не близкий. Вычисли расстояние
пути Элли « клетках» и начерти её путь.
6 клеток вправо, 4 клеток вниз, 8 клеток вправо, 6 клеток вверх, 5
клеток влево, 3 клетки вниз и 9 клеток вправо.
5.А можно ли построить прямоугольник так, чтобы в нём
оказалось 66 клеток? Попробуй построить этот прямоугольник.
6.Измерь длину отрезков и запиши её над каждым из них.
7.Составь и начерти из данных отрезков геометрическую фигуру.
Посчитай и запиши длину всех сторон твоего четырёхугольника.
____________________________________________________________
Ответ:______________________________________________________
8.Отметь правильный ответ, какие фигуры нельзя составить, используя все
отрезки из прямоугольника.
а) треугольник б) ромб в) пятиугольник
Карточка 4
Выполни классификацию типов задач по способу их решения.
Поставь знак (знаки) действия.
1.Багира ползла к добыче по траве 17 м и 9 м по песку. Потом она пробежала
24 метра. На сколько меньше она ползла, чем бежала?___________________
(задача на разностное сравнение)
2. У Сиропчика было 46 черешен. Авоське он дал 15 черешен, а Небоське - 10
черешен. Сколько черешен осталось у Сиропчика?____________________
(задача на нахождение остатка) .
3.В букете для Золушки была 21 роза. После того, как несколько роз завяли,
осталось 7 розовых и 5 красных роз Сколько роз завяли?__________________
(задача на нахождение слагаемого и вычитаемого) .
4. Буратино обхитрил 15 полицейских, 27 шпионов и несколько гончих псов.
Сколько гончих псов обхитрил Буратино, если всего он провёл 54
преследователя?____________________________________________________
(задача на нахождение третьего слагаемого)
5.Мама испекла 30 пирожков с капустой и 24 с вареньем. Красная шапочка
отнесла бабушке, и их осталось 42. Сколько пирожков отнесла внучке
бабушке?__________________________________________________________
(Задачи на нахождение уменьшаемого)
Карточка 5
Перед тобой 4 текста задач. Прочти их. Отметь знаком « - » неправильную
задачу. Реши оставшиеся задачи.
1.У Лены была коллекция открыток.
В ней 12
открыток с
натюрмор-
тами , 8 открыток
с пейзажами, а с
портрета-
ми на 6
больше,
чем открыток
с
натюрмортами
и
пейзажами
вместе. Сколько всего открыток было в коллекции у Лены?
2.Летом Кирилл читал книги. Чтобы не забыть содержание
прочитанных книг, он к каждой из них делал по 6 рисунков.
Сколько книг прочёл Кирилл за лето?
3.В
аквариуме
жили
рыбки.
Всего
их
было
19.
Из
них:
золотых – 5, гуппи на 4 меньше чем жемчужин, которых
было 7 , а остальные - телескопы.
4.В саду росло 16 деревьев яблони, слив на 2 больше,
чем яблонь, а груш на 3 меньше, чем слив.
Сколько всего деревьев росло в саду?
Также использую карточки с наличием образца выполнения. Этими
карточками я пользуюсь для закрепления материала.
Карточка 1
( Задания с наличием образца выполнения)
23 - (3 + 1) = 23 – 3 = 20 – 1 =
32 - (2 + 4) = 32 – 2 = 30 – 4 =
54 - (4 + 4) = 54 – 4 = 50 – 4 =
11 - (1 + 4) = 96 - 9 =
65 - (5 + 2) = 87 - 8 =
87 + (7 + 1) = 23 - 4 =
96 + (6 + 3) = 11 - 5 =
Такие карточки использую для проверки усвоения теоретического
материала. Есть небольшая подсказка, которая поможет составить или
проверить алгоритм.
Карточка 2
(с алгоритмическими предписаниями)
Второе слагаемое надо представить в виде _______________ слагаемых.
К первому слагаемому надо ________________ число полных десятков
второго слагаемого.
К полученной сумме прибавить число ___________________ второго
слагаемого.
Выбери подходящие понятия: удобные (слагаемые), разрядные (слагаемые),
прибавить, десятков, единиц
Выполни вычисления по алгоритму.
64 - 23 = 64 - (20 + _ ) = 54 - __ =
45 - 12 = 45 - (10 + _ ) = __ - __ =
73 - 31 = 73 - (__ + _) = __ - __ =
57 - 34 = 57 - (__ + _) = __ - __ =
48 - 25 = 48 - (__ + _) = __ - __ =
96 - 45 = 96 - (__ + _) = __ - __ =
89 - 67 = 89 - (__ + _) = __ - __ = или
Выполни вычисления по алгоритму.
56 + 13 = 56 + (10 + _ ) = 66 + __ =
34 + 25 = 13 + (20 + _ ) = __ + __ =
42 + 36 = 42 + (__ + _) = __ + __ =
27 + 52 = 27 + (__ + _) = __ + __ =
43 + 25 = 43 + (__+ _) = __ + __ =
58 + 31 = 58 + (__ + _) = __ + __ =
25 + 32 = 25 + (__ + _) = __ + __ =
61 + 17 = 61 + (__ + _) = __ + __ =
Использую для повторения правила и применения его на практике.
Карточка3
(Задания с теоретическими справками)
Прочитай правило с пропущенными словами.
Чтобы к 47прибавить 4, надо второе _________________ представить в виде
суммы ________________ слагаемых. После этого найти сумму, прибавляя
поочерёдно слагаемые.
Дополни правило понятиями, которые надо вписать в него: слагаемое,
уменьшаемое, разрядных (слагаемых), удобных (слагаемых).
47 + 4 = 49 + 5 =
38 + 8 = 65 + 7 =
23 + 8 = 23 + 8 =
19 + 6 = 86 + 5 =
65 + 7 = 72 + 9 =
72 + 9 = 47 + 4 =
86 + 5 = 19 + 6 =
Прочитай правило с пропущенными словами.
Чтобы из 32 вычесть 6, надо первое_________________ представить в виде
суммы ________________ слагаемых. После этого найти разность, вычитая
поочерёдно слагаемые.
Дополни правило:
выбери два понятия, которые надо вписать в него - вычитаемое,
уменьшаемое, разрядных (слагаемых), удобных (слагаемых).
Найти разность, пользуясь правилом
23 - 4 = 32 - 6 =
32 - 6 = 65 - 7 =
54 - 8 = 54 - 8 =
11 - 5 = 96 - 9 =
65 - 7 = 87 - 8 =
87 - 8 = 23 - 4 =
96 - 9 = 11 - 5 =
Карточка 4
(Задания с выполнением некоторой части)
Найди значение математических выражений.
27 + 5 = 27 + (3 + ) =
65 + 7 = 65 + (5 + ) =
23 + 8 = 23 + ( + 5) =
86 + 5 = 86 + ( + 1) =
72 + 9 = 72 + (8 + ) =
47 + 4 = 47 + ( + 1) =
19 + 6 = 19 + ( + 3) = или
Найди значение математических выражений.
23 – 4 = 23 - ( + ) =
32 – 6 = 32 - ( + ) =
54 – 8 = 54 - ( + ) =
11 - 5 = 11 - ( + ) =
65 – 7 = 65 - ( + ) =
87 – 8 = 87 - ( + ) =
96 - 9 = 96 - ( + ) =
Карточка 5
(задания с вспомогательными вопросами)
Впиши неизвестное удобное слагаемое.
Найди значение математических выражений.
17 + ( _ + 2) = 29 + ( _ + 6) =
36 + ( _ + 5) = 42 + ( _ + 1) =
55 + ( _ + 3) = 68 + ( _ + 4) =
74 + ( _ + 1) = 83 + ( _ + 2) =
или
Впиши неизвестное вычитаемое.
15 + __ = 23 17 + __ = 26
3 + __ = 12 29 + __ = 34
28 + __ = 32 37 + __ = 48
16 + __ = 25 24 + __ = 37
64 + __ = 78 18 + __ = 24
85 - __ = 43 17 - __ = 9
73 - __ = 56 38 - __ = 26
95 - __ = 87 56 - __ = 48
24 - __ = 15 24 - __ = 17
52 - __ = 48 41 - __ = 34
- стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала
и умение максимально стимулировать его развитие;
(Работа в парах)
Карточка 1
Тема: Словарные слова.
Памятка:
1.Прочитай слова: б..рёза, л..сица, д..кабрь, п..нал, сн..гирь, д..ревня, уч..ник,
р..сунок, уч..тель, р..бята.
2.Вставь пропущенные буквы (е, и)
3.Распредели и запиши их в два столбика
4.Подчеркни буквы, которые вставил
5.Составь и запиши предложение с одним из слов.
Карточка 2
Тема: Части речи
1.Прочитай слова: лесник, чирикает, больница, малиновое, Обь, улица,
морской, пушистая, моросил, лягушата, сияло, читали, хитрить, зеленые,
жаворонки.
2.Определи, что обозначает каждое слова: (предмет, признак предмета,
действие предмета)
3.Распредели слова в три столбика.
4.Составь предложение используя данные слова.
(Групповая работа проводится с подбором задания для группы, которая
сможет справиться с этим заданием)
Карточки
Орфографические разминки - Безударные гласные
I уровень - одна ошибка в каждом слове
Сава, вада, литит, хвасты, полевает, рика.
Трапинка, трова, диревья, слиды, вада, глоза.
Дамашний, рика, насы, лавить, литать, стаит.
Снижинка, вадяной, сворил, асенний, вечир.
Висна, радной, халодный, содовый, цвитёт.
Зимля, зема, лецо, палоска, валосок, бальшой.
Диньки, проважать, кроюшка, сило, синовал.
Нибесный, щибечет, нага, трова, свитло, сланы.
II уровень – одна ошибка в словосочетании.
Кросивая кукла, виселый малыш, бижит гулять, живёт в лису, лежит на пичи.
Запрягу каней, летит над вадой, полажил на полку, победил врогов, четает
книжку.
Высокие калосья, холодный вечир, асенний денёк, даждливая весна, речные
берига.
Сильная митель, суровая зема, паёт песенку, бальшая гора, далёкие халмы.
Вичерний поезд, забижали в сад, сворил кашу, давно пожилтели, полевает
грядки.
Слевовое варенье, облители с деревьев, кроюшка хлеба, моловато угощенья,
перовать с друзьями.
Вешнёвый джем, пирожок с гребами, жевёт в лесу, напесал в тетради,
галодная кошка.
Прилоскал щенка, ускокал на коне, моладой человек, известный скрепач,
большая рика.
III уровень – слова с двумя безударными в корне.
Тонкий валасок, высокий каласок, звонкие галаса, паласатая кошка, маладая
королева.
Валасатый людоед, собирали каласки, крутые бирига, широкая паласа,
тяжелый малаток.
Умная галава, веселая маладёжь, ярко зилинеют, позалатили купола,
гарадской парк.
Старажит склад, новый халадильник, родная старана, вместе висилились,
залатистый цвет.
Галасистый соловей, большие гарада, сакалиный глаз, резко похаладало,
родная старана.
IV уровень – найти ошибки в нескольких словах в предложении
В лисной глуши на снигу много слидов звирей.
К вечиру задул халодный ветер.
Солнце позалотило вирхушки сосен.
Бальшая рыба плиснула хвастом по ваде.
Висенним днём так харошо гулять в гародском парке.
Халодный ветер стучит земой в акно.
Ричные бирега соединили широким мастом.
За зилёным халмом стаит наше сило.
На диревьях зазиленела нежная лества.
По узкой трапинке мы пришли к лисному озиру.
На чистом лесте Саша напесал песьмо систре.
На зимле зазиленела малодая трова.
Палевые цвиты кочают галовками на витру.
Начной порой так кросиво пают солавьи.
Ребята спрятались от даждя на синовале.
Гразовая туча закрыла нибеса.
На шероком масту встретились казёл и баран.
Саша спесал дамашнюю работу.
V уровень – найти все ошибки в тексте.
Мороз накрыл ричную гладь лидяным мастом. Ребята весило котаются на
каньках. Легкий витерок нисёт белые снижинки.
Ребята гуляли в лису. Вдруг налитела граза. Потимнело небо. Даждевые
капли застучали по лестве диревьев. Скарее дамой!
В асеннем лису много гребов. Мы идем по трапинке. Вот под сасной ведна
яркая шляпка. Полизай, гребок, в корзину!
Между зилёных бирегов пролигла шерокая паласа рики. Вот бальшая рыба
плиснула хвастом по ваде.
Утром на трове горят капли расы. Золнце залатит вирхушки диревьев. Зимля
еще халодная, но днем будет типлее.
Мароз посерибрил ветки диревьев. На зимле лижит снежное покрывало.
Паля и леса уснули до висны.
Тема: Орфограмма – безударная гласная в корне слова
Задание: Подумайте, какую букву вставить. Исправьте ошибки в
предложениях.
Прочитайте предложения правильно, назовите проверочные слова.
1-я группа: Петя запевает лекарство водой. Валя запивает песню.
2-я группа: Коля слизал с дерева. Собака залезала ранку на лапе.
3-я группа: Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и
сгорбился.
4-я группа: Мать примеряла драчунов. Покупателю обувь надо примирять.
5-я группа: Мать поласкала белье на реке. Матушка полоскала кошку.
Тема: Однокоренные слова
Задание: На выполнение задания по данному алгоритму у вас 3 минуты
1-я группа: вода, водичка, водитель, водный, подводный.
2-я группа: липа, липовый, липка, липонька, липучий.
3-я группа: сосна, сосняк, сосенка, сосунок.
4-я группа: осина, подосиновик, посинеть, осинка.
5-я группа: белка, белый, белизна, белила.
Алгоритм:
1. Прочитай все слова.
2. Выдели корень.
3. Подумай, все ли слова являются однокоренными.
4. Подбери однокоренные слова;
- опора на личностный смысл и интересы, особенности и возможности,
учитель определяет не только уровень овладения знаниями, но и учитывает
личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия
для его развития.
Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который
записывает дополнительно прочитанные книги. Дети учатся самостоятельно
анализировать содержание литературных произведений. Систематичность
такой работы приносит свои результаты. Они стали свободнее выражать свои
мысли. Им легко даются пересказы. Свободно делят текст на смысловые
части и определяют главную мысль произведения и умеют выбрать
правильную пословицу как итог прочитанному. А я вижу личные
предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как
учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Выбор ребят
разнообразен: сказки, стихи, фантастика, научная литература. Я
координирую их стремления в выборе хорошей литературы, создала нашу
классную библиотеку. Есть своя картотека учета читателей, которой
занимается ученица нашего класса. Так же на уроках литературного чтения
на родном языке учащиеся рассказывают и обсуждают книги уже
прочитанные всем классом. А ещё большим подспорьем в развитии
осмысленного чтения и развития речи у ребят являются тексты и задания по
смысловому чтению. Детям предоставлена возможность самостоятельно
делать «открытия» в результате специально организованных опытов и
наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные герои
по аналогии Черепашки и Муравья. Когда они появляются на страницах
учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я
думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в
традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям
повысить свою компетентность, собственную самооценку, «научив» своего
сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–
деятельностная направленность обучения.
Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка
– письмо с «окошками». «Знаю – пишу», «не уверен – ?» , «не знаю –
транскрипцию». Так дети учатся рассуждать. Всегда есть время
поразмышлять, воспроизвести в памяти нужное правило и самоутвердиться –
« я знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников,
соответствующий уровню самооценки собственных возможностей. Можно
вернуться к работе дома.
А еще я использую такой прием - задания на цветных карточках, дети
имеют возможность сами выбрать себе карточку по цвету в соответствии с
уровнями заданий, которые могут выполнить.
Зеленая карточка - право на 1ошибку; максимальная оценка « 4»
Желтая карточка право на 2 ошибки; максимальная оценка «4»
Красная карточка – без ошибок; максимальная оценка «5»
На уроках окружающего мира провожу опытно - экспериментальную
работу, пишем фенологические сказки на заданный сюжет, в рабочих
тетрадях ведем фенологический календарь: наблюдение за погодой (на
месяц), план наблюдений за живой и неживой природой, растениями,
животными, народный календарь, где мы выписываем народные приметы
пословицы и поговорки, также ведем рубрику: «Это интересно» У нас есть
конверт с заданиями и вопросами, которые они задают друг другу: «Подумай,
наблюдай и ответь», очень любим викторины.
Личностно-ориентированный урок изменяет тип взаимодействия.
Учитель сотрудничает, ориентируясь на процесс деятельности ученика. На
моем уроке ученик – активный творец нацеленный на результат.
Деятельность идет не от учителя, а от самого ученика.
В своей практике использую приемы поддержки инициативы ученика:
«Может тебе начать с этого», «Следуй за нами», «Вы все сможете это
сделать», «Я думаю, что все это сделают аккуратно»
Совсем недавно провела интегрированные уроки – родного (русского)
языка и технологии. Итогом которых стало создание проекта: «Убранство
избы». Ребята сконструировали избу, а в ней собрали печь, большой стол,
палати, мелкую домашнюю утварь, красный угол, в избе была люлька с
малышом. Изба была украшена тканым (из картона) разноцветным
половиком, красивой вышитой скатертью. А еще в наших избах был
«Домовенок». Ребята рассказали мне много интересного из обычаев старины
и назначении всего, что традиционно находилось в старинных русских избах.
Учителю при подготовке и проведении личностно-ориентированного
урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, чтобы
правильно выбрать средства, формы и методы работы для каждого ученика
индивидуально. А опыт каждого из них индивидуален и имеет разные
особенности, поэтому я разрабатываю и подбираю задания:
- по тематике;
- по уровню сложности;
- по цели использования;
- по качеству операций на основе разноуровневого дифферинцирован-
ного индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной
деятельности учащегося (познавательной, коммуникативной, творческой)
Это могут быть учебные тесты, карточки - задания.
В основе такого подхода лежит возможность оценивания по уровню
достижения и овладения знаниями, а целью является отработка учебной
программы. Распределяя карточки среди учеников, зная их познавательные
особенности и возможности, учитель определяет не только уровень
овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого
ученика, создавая оптимальные условия для его развития. Способность
общаться показатель общего развития нравственного, духовного и
интеллектуального. Коммуникативными умениями учащиеся могут
овладевать обучаясь написанию объявлений, поздравлений, приглашений,
отзывов, при написании плана ответа или объяснении лексического значения
слова. Переписка при написании СМС сообщений и электронных писем
немногословная, краткая, без лирических отступлений. Чтобы дети
научились писать письма, мы пишем их классикам. Авторам произведений
с которыми знакомимся. Знакомлю с разными видами письма. (Письмо –
пожелание, письмо – сообщение, письмо – поздравление), а также с
правилами построения и написания письма, вежливому и доброму
обращению в них. Совсем недавно писали письмо Деду Морозу. В тетрадях
по литературе пишем небольшие сообщения о животных, о семье, о маме.
Пишем сочинения, учимся правильно выражать свои мысли, строить речь,
приобретая свой стиль, который с каждым разом усовершенствуется.
Личностно ориентированный урок будет эффективен при:
- наличии учебного плана проведения урока с учетом готовности класса
- использовании проблемных творческих заданий
Например, для полного восприятия художественного текста я работаю с
иллюстрацией по тексту. Рассказываю о том, как художник создает
иллюстрации к произведениям, о том как он внимательно вчитывается в
произведение, чтобы понять главный смысл, проникается переживаниями
героев и старается максимально точно передать характер, настроение в
мимике лица, в движениях, в одежде. Затем с ребятами выбираем
иллюстрацию, находим отрывок из текста, подробно обсуждаем, рисуем
устно, а потом на бумаге. Бывает так, что каждый сам себе находит отрывок и
по нему создает рисунок. Потом все рисунки можно собрать в книжку -
самоделку.
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учеников в ходе урока;
Здравствуйте, мои умницы и умники! Я рада видеть вас!
- Вам тепло? (Да.)
- Вам светло? (Да.)
- Прозвенел звонок? (Да.)
- Хотите учиться? (Да.)
- Можете садиться и на уроке не лениться.
Здравствуйте!
С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!
Улыбнись соседу справа.
Улыбнись соседу слева.
И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (говорят дети)
Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.
И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)
- А теперь садитесь и дружной семьёй приступим к работе на уроке.
- применении знаний позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и
форму материала словесную, графическую, условно - символическую ;
- стимулировании учеников к выбору и самостоятельному использованию
разных способов выполнения заданий;
- оценке (поощрении) при опросе на уроке не только правильного ответа, но
и анализ того, как ребенок рассуждал, какой способ использовал, почему в
нем ошибся;
- отметка выставляемая ученику должна аргументироваться по параметрам
(правильность, самостоятельность и т.д.)
- при задании на дом называется не только тема и объем задания,
но и разъясняется рациональная организация выполнения домашнего
задания
Личностно-ориентированный подход к обучению способствует
всестороннему развитию учащихся, созданию предпосылок к успешности.
Многие мои ученики с увлечением учатся и не боятся участвовать в
конкурсах в разных образовательных областях: в школьных и во
всероссийских олимпиадах «Медвежонок», « Человек и природа», «Кенгуру»
учащиеся моего класса занимают призовые места; активно работают на
платформе Учи. ру, участвуют в различных общешкольных мероприятиях, а
также в интеллектуальных играх районных и городских.
Таким образом, насколько удастся создать для каждого ученика условия,
соответствующие его умственным возможностям, будет зависеть не только
его успеваемость, но и развитие личности в целом. Я намереваюсь
продолжать активно использовать личностно-ориентированный подход в
своей работе.
Список литературы
1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. - М., 2004. - 224 с.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной
школе. - М.: ТУ «Сфера», 2007. - 192 с.
3.Узорова О.В. Нефедова Е.А. 2500задач по математике с ответами ко все
задачам. - М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2012.
4. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Русский язык 1 – 4 классы. Большая книга
примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Супертренинг. . -
М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2018.
5. Максимова Т.Н. Мокрушина О.А Сборник текстовых задач по
математике. 2 класс М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2018. – 7-е изд. –
М.: ВАКО, 2019.
6.Рик Т.Г. Сказочный задачник 1 – 2 класс Изд. Росмэн, 2002.