Напоминание

"Великая отечественная война в фактах и цифрах"


Автор: Семенова Фекла Ефремовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Оленекский эвенкийский национальный район, село Эйик
Наименование материала: Конспект урока по математике
Тема: "Великая отечественная война в фактах и цифрах"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Эйикская средняя общеобразовательная школа

Великая отечественная война в фактах и цифрах

Предмет: математика

Урок подготовлен к 75-летию Победы в ВОВ

Учитель: Семенова Фекла Ефремовна

2019-2020 учебный год

Тема урока: Великая Отечественная война в фактах и в цифрах

Закрепление

«Умножение и деление многозначных чисел».

Цели урока:

-

закрепить

представление

учащихся

о

многозначных

числах

и

арифметические

действия

с

многозначными числами;

- научить использовать многозначные числа на практике;

-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.

Форма урока: математический калейдоскоп.

Оборудование:

- карта с отмеченными флажками городами-героями и г. Берлином;

- слайды с плакатами времён ВОВ;

- разноцветный кластер основных дат, звучащих на уроке.

Ход урока:

Организационный момент

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Здравствуйте.

Ребята , прежде ,чем назвать тему нашего урока , я предлагаю вам найти значение следующего

выражения:

2020-1945= 75 лет Великой Победы

О чем говорит нам эта дата?

- Верно, 9 мая 2020 года мы будем праздновать великую дату - 75- летие Победы над фашистской

Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих

ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в этом аду!

В канун такой знаменательной даты, решая задачи и выражения мы сегодня на уроке попробуем с

помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории

человечества

- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти

не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы

узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о Великой отечественной войне в цифрах.

Тема нашего урока сегодня: «Великая Отечественная

война в цифрах и фактах». Что

такое

факт?

(Действительное,

невымышленное

происшествие,

событие).

Что

такое

цифра? (Знак, обозначающий число)

Вопрос фронтальный :

Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)

- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- началась война, которая продолжалась 1435 дней и ночей.

Задание №1 (фронтальная работа)

Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев? А сколько это часов?

1435:365=3( 340 ост) ≈ 4 года. (без 25 дней)

3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.

А сколько это часов? 1435 х 24 = почти 34 тысяч 440 часов.

- Вот это всё предстояло пережить советским людям за эти 4 года.

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

27 миллионов погибших….

Вы представляете, что это такое…

Если по каждому погибшему

В стране объявить минуту молчания, страна будет молчать сколько?

(27 700000: (365*24*60) =52 года)

- Чтобы оценить число жертв ВОВ сравним: на сегодняшний день количество жителей по всей

Республике Саха (Якутия) составляет около 971 996 чел. (2020 г.), а в Моске 12 692 466 чел. (2020

г.)человек.

Задание 2

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте

А многие ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки

вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях:

делали

взрыватели

к

минам,

запалы

к

ручным

гранатам,

дымовые

шашки,

цветные

сигнальные ракеты, собирали противогазы

И з

д е т с к и х

в о с п о м и н а н и й

т о к а р я

Г о р о д е ц к о г о

м е т а л л о з а в о д а :

Работа

в

военных

цехах

была

для

нас

мальчишек,

тяжелой,

однако

мы

храбрились,

трудились наравне со взрослыми, иногда по суткам не выходя из цеха. Спать приходилось

урывками,

по

несколько

минут.

В

среднем

спали

и

отдыхали

20%

от

суток.

Задание 2. Сколько часов спали и отдыхали ребята того времени?

Задание 3

Артиллерия

История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые

было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые

проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы.

Задача:

БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта

машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает

за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?

Задание 4

«Катюша»

«Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии

БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной

«симфонии» нашей армии.

Задача:

Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин

«Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько

«Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Задание 5

Танк

Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк,

сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца

Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой,

Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Задача:

Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года –

765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

-

Задание 6

Всего в боевых действиях в годы войны участвовали 34 476 700 советских военнослужащих,

из них 490 000 женщин. Только в Советском Союзе женщины сражались в воздухе наравне с

мужчинами. Смелых летчиц фашисты боялись и называли их «ночными ведьмами». А

« в е д ь м а м »

б ы л о

п о

1 7 - 2 0 лет.

Сколько боевых вылетов совершили «ночные ведьмы» с мая 1942-го по май 1945-го, если в

течение одного месяца они в среднем делали около х-вылетов. Х- это простое число, которое

б о л ь ш е

6 5 9

и

м е н ь ш е

6 7 3 ?

Физкультминутка «После войны»

Отдых наш физкультминутка, занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой, раз и два, раз и два! (ходьба на месте)

Прямо спину все держите, раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, раз и два, раз и два!

(поднять руки вперед, в стороны, вверх, вниз)

О чем солдат подумал в последний день войны?(повороты головой вправо, влево)

Мы выжили! Мы дожили! (шаги на месте)

Мы живы! Живы мы! (хлопки)

Самостоятельная работа 1

В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население

довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5

млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?

Самостоятельная работа 2

Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих,

иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего

населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)

(рассказ учителя о составе блокадного хлеба)

Самостоятельная работа 3

Зерноград – город госпиталей

За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000

раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была

оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?

Самостоятельная работа 4

Пуля должна была весить ровно 9 грамм. За смену план проверки составлял 12 ящиков.

Весили ящики по 60 кг, их приходилось перетаскивать самим девчонкам, так как подъёмных

механизмов на заводе не было; на весь цех – одна тачка.

По сколько кг перетаскивали худенькие девочки за смену?

Фронтальная работа

Многие из городов видели ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но

слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве,

которая

по

размаху,

напряжению

и

последствиям

превзошла

все

вооружённые

столкновения

прошлых времён.

Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля

1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько

дней продолжалась защита Сталинграда?

Решение: (с комментариями учителя) июль 1942 года -14 дней

август -31

сентябрь – 30

октябрь – 31

ноябрь - 30

декабрь - 31

январь 1943 года- 31день

февраль – 2

Всего- 200 дней.

- Ребята, наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы!

Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!

Уж много лет минуло после той войны кровавой,

Но, призываю, связь не утеряй!

И положи на памятник цветок ты алый,

И о цене Победы знай, не забывай!»

Итоги урока:

- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?

- Что на вас больше всего произвело впечатление?

- Какие цифры поразили?

Домашнее задание:

Решите задачу

Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2

триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было бы построить на

средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что строительство

новой школы составляли по тем временам 8 миллионов 600 тысяч рублей



В раздел образования