Автор: Семенова Фекла Ефремовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Оленекский эвенкийский национальный район, село Эйик
Наименование материала: Конспект урока по математике
Тема: "Великая отечественная война в фактах и цифрах"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Эйикская средняя общеобразовательная школа
Великая отечественная война в фактах и цифрах
Предмет: математика
Урок подготовлен к 75-летию Победы в ВОВ
Учитель: Семенова Фекла Ефремовна
2019-2020 учебный год
Тема урока: Великая Отечественная война в фактах и в цифрах
Закрепление
«Умножение и деление многозначных чисел».
Цели урока:
-
закрепить
представление
учащихся
о
многозначных
числах
и
арифметические
действия
с
многозначными числами;
- научить использовать многозначные числа на практике;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
Форма урока: математический калейдоскоп.
Оборудование:
- карта с отмеченными флажками городами-героями и г. Берлином;
- слайды с плакатами времён ВОВ;
- разноцветный кластер основных дат, звучащих на уроке.
Ход урока:
Организационный момент
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Здравствуйте.
Ребята , прежде ,чем назвать тему нашего урока , я предлагаю вам найти значение следующего
выражения:
2020-1945= 75 лет Великой Победы
О чем говорит нам эта дата?
- Верно, 9 мая 2020 года мы будем праздновать великую дату - 75- летие Победы над фашистской
Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих
ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в этом аду!
В канун такой знаменательной даты, решая задачи и выражения мы сегодня на уроке попробуем с
помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории
человечества
- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти
не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы
узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о Великой отечественной войне в цифрах.
Тема нашего урока сегодня: «Великая Отечественная
война в цифрах и фактах». Что
такое
факт?
(Действительное,
невымышленное
происшествие,
событие).
Что
такое
цифра? (Знак, обозначающий число)
Вопрос фронтальный :
Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)
- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- началась война, которая продолжалась 1435 дней и ночей.
Задание №1 (фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев? А сколько это часов?
1435:365=3( 340 ост) ≈ 4 года. (без 25 дней)
3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.
А сколько это часов? 1435 х 24 = почти 34 тысяч 440 часов.
- Вот это всё предстояло пережить советским людям за эти 4 года.
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
27 миллионов погибших….
Вы представляете, что это такое…
Если по каждому погибшему
В стране объявить минуту молчания, страна будет молчать сколько?
(27 700000: (365*24*60) =52 года)
- Чтобы оценить число жертв ВОВ сравним: на сегодняшний день количество жителей по всей
Республике Саха (Якутия) составляет около 971 996 чел. (2020 г.), а в Моске 12 692 466 чел. (2020
г.)человек.
Задание 2
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте
А многие ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки
вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях:
делали
взрыватели
к
минам,
запалы
к
ручным
гранатам,
дымовые
шашки,
цветные
сигнальные ракеты, собирали противогазы
И з
д е т с к и х
в о с п о м и н а н и й
т о к а р я
Г о р о д е ц к о г о
м е т а л л о з а в о д а :
Работа
в
военных
цехах
была
для
нас
мальчишек,
тяжелой,
однако
мы
храбрились,
трудились наравне со взрослыми, иногда по суткам не выходя из цеха. Спать приходилось
урывками,
по
несколько
минут.
В
среднем
спали
и
отдыхали
20%
от
суток.
Задание 2. Сколько часов спали и отдыхали ребята того времени?
Задание 3
Артиллерия
История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые
было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые
проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы.
Задача:
БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта
машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает
за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?
Задание 4
«Катюша»
«Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии
БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной
«симфонии» нашей армии.
Задача:
Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин
«Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько
«Катюш» участвовало в Берлинской операции?
Задание 5
Танк
Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк,
сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца
Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой,
Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.
Задача:
Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года –
765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
-
Задание 6
Всего в боевых действиях в годы войны участвовали 34 476 700 советских военнослужащих,
из них 490 000 женщин. Только в Советском Союзе женщины сражались в воздухе наравне с
мужчинами. Смелых летчиц фашисты боялись и называли их «ночными ведьмами». А
« в е д ь м а м »
б ы л о
п о
1 7 - 2 0 лет.
Сколько боевых вылетов совершили «ночные ведьмы» с мая 1942-го по май 1945-го, если в
течение одного месяца они в среднем делали около х-вылетов. Х- это простое число, которое
б о л ь ш е
6 5 9
и
м е н ь ш е
6 7 3 ?
Физкультминутка «После войны»
Отдых наш физкультминутка, занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой, раз и два, раз и два! (ходьба на месте)
Прямо спину все держите, раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, раз и два, раз и два!
(поднять руки вперед, в стороны, вверх, вниз)
О чем солдат подумал в последний день войны?(повороты головой вправо, влево)
Мы выжили! Мы дожили! (шаги на месте)
Мы живы! Живы мы! (хлопки)
Самостоятельная работа 1
В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы.
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население
довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5
млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?
Самостоятельная работа 2
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих,
иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего
населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
(рассказ учителя о составе блокадного хлеба)
Самостоятельная работа 3
Зерноград – город госпиталей
За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000
раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была
оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?
Самостоятельная работа 4
Пуля должна была весить ровно 9 грамм. За смену план проверки составлял 12 ящиков.
Весили ящики по 60 кг, их приходилось перетаскивать самим девчонкам, так как подъёмных
механизмов на заводе не было; на весь цех – одна тачка.
По сколько кг перетаскивали худенькие девочки за смену?
Фронтальная работа
Многие из городов видели ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но
слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве,
которая
по
размаху,
напряжению
и
последствиям
превзошла
все
вооружённые
столкновения
прошлых времён.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля
1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько
дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: (с комментариями учителя) июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь – 30
октябрь – 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943 года- 31день
февраль – 2
Всего- 200 дней.
- Ребята, наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы!
Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы знай, не забывай!»
Итоги урока:
- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
- Какие цифры поразили?
Домашнее задание:
Решите задачу
Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2
триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было бы построить на
средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что строительство
новой школы составляли по тем временам 8 миллионов 600 тысяч рублей