Автор: Жумалиева Александра Сердогалиевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ "Школа с. Новочерниговка" Населённый пункт: село Новочерниговка Наименование материала: методическая разработка Тема: Реформаторская деятельность М.М.Сперанского Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по теме: «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»
Проблема: методы активизации и стимулирования самостоятельной учебно-познавательной
деятельности учащихся на уроках истории.
Тип урока:
урок ознакомления с новым материалом
Задачи урока:
Дидактическая : создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся
на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.
Образовательная :
На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того,
что полное осуществление проекта М.М. Сперанского было невозможно в начале XIX в.
Обеспечить освоение учащимися фактов, понятий, терминов по данной теме
Выявить и осмыслить причины незавершённости реформ М.М. Сперанского их
сущность и значение.
Развивающая : развивать универсальные учебные действия :
овладение умениями получать и
критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные,
умение
работать
с
источниками;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы,. В урок включены элементы
тренировочных заданий ГИА по истории, что формирует у учащихся успешную подготовку к ГИА
по предмету.
Воспитательная :
вызвать заинтересованность в изучении истории XIX в.
побудить учащихся к активности, самостоятельному решению поставленных задач; развивать в
ученике собственное самосознание; научить понимать ученика историческую изменчивость
человека;
Цель
урока:
рассмотреть
предпосылки
и
содержание
реформаторских
проектов
Сперанского,
проанализировать причины их неполной реализации. Определить последствия принятых по его
предложению
решений.
Дать
характеристику
Сперанскому
не
только
как
государственному
деятелю, но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на
благо России. На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать
суждения
о
причинно-следственных
связях,
проводить
поиск
необходимой
информации,
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять
смысл, значение исторических понятий.
План урока:
1. Личность М. М. Сперанского.
2. Проект политической реформы.
3. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Основные
понятия:
реформа;
законопроект;
статс-секретарь;
разделение
властей;
законодательная
власть;
исполнительная
власть;
судебная
власть;
политические
права;
избирательное право.
Основные даты: 1809 г. — «Введение к уложению государственных законов»; 1810 г. —
создание Государственного совета; 1812 г. — отставка Сперанского.
Персоналии: М. М. Сперанский; Н. М. Карамзин.
Оборудование
урока:
учебник: Данилов А. А.,
Косулина Л. Г. История
России.
XIX
век. — М.,
2000; Данилов А. А.,
Косулина Л. Г.Рабочая
тетрадь
к учебнику
«История
России. XIX век».
Средства
обучения: презентация, иллюстрации:
портреты
Сперанского,
Александра
I,
с х е м а
« Р е ф о р м а
в ы с ш и х
о р г а н о в
в л а с т и » ,
Опережающее
задание:
прочитать
соответствующий
материал
в
учебнике
и
дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
Литература
для
учителя: Федоров В. А., М. М. Сперанский
и
А. А. Аракчеев. —
М.,
1997; Томсинов В. А. Светило
российской
бюрократии:
Исторический
порт рет
М. М. Сперанского. — М., 1991; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая
борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
Методические приемы организации урока
Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения;
рекомендация
литературы
по теме
для
самостоятельного
изучения;
работ а
с документальным
источником;
постановка
вопросов
и
задания
для
последующего
обсуждения (собеседования); подготовка докладов и сообщений.
В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский,
несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I.
Наполеон увидел Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро
оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не
угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-
нибудь королевство?” Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать
работу над вопросами:
1.
Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием ”эры
либерализма”, а Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
2.
Для чего был создан “Негласный комитет”? Почему он не стал официальным органом? Кто
входил в этот комитет?
3.
Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
4.
Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного
права. Эффективны ли были эти меры?
5.
Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой
половине XIX века.
6.
Какой из органов был создан по инициативе Сперанского?
Сообщение учащегося «Светило российской бюрократии М.М.Сперанский»
На следующем этапе целесообразна работа с учебником и беседа по вопросам: прочитать в
учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы
-вспомните идеи Просвещения ХVIIIв.какие из этих идей нашли отражение в проекте
Сперанского?
-какое учреждение представляло законодательную власть?
-как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в
результате непрямых многоступенчатых выборов?
-исходя из ответа на предыдущий вопрос,сделайте вывод о том,какими правами наделялось
население страны.
-представители какого сословия по проекту были ограничены в правах?
-ограничивалась ли власть императора по проекту и в какой степени?
-как вы думаете ,почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?
Работа со схемой «Реформа высших органов власти»
ИМПЕРАТОР
Министерства
(
органы
исполнительной
власти)
СИНОД
(высшее
духовное
учреждение)
е
ГОСУДАРСТВЕ
ННЫЙ
СОВЕТ
(законос
овещательный
орган)
СЕНАТ
(высшее
судебное
учреждение)
-сравните структуру власти в России до и после реформ М.М.Сперанского. Назовите
ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
-чем министерства отличались от коллегий?
-какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а
какие нет?
Работа с источником:
Из манифеста об образовании Государственного совета:
«…Ныне , с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих
главных началах:
I.В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части
управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него
восходят к верховной императорской власти.
II.По сему все законы , уставы и учреждения в первообразных их начертаниях
предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной
власти поступают к предназначенному им свершению.
III.Никакой закон , устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего
свершения без утверждения державной власти.
IV.Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»
Вопросы к документу:
-как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?
-сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?
Задание группам по 3 пункту плана урока: На основании текста документов выясните
причины отставки М.М. Сперанского.
1 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу.
Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась
искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался
Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за
то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности,
гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и
карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют
меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою
вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он
побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-
секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли
переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.
2 группа.
Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский:
“Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника,
единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение
судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и
дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов
Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой
финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с
Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым
тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся
лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать
в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной
толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника
получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог
бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.
3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это
литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве — салон сестры Александра I - Екатерины
Павловны, где
ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М.
Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и
сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой
записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости
сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей
Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо
совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни
Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех
реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших
духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина
Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с
ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня
считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и
западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим
волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами.
“Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост
министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в
поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа
великой княгини”.
Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений
учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:
Основные причины отставки М.М. Сперанского:
1.
Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой
княгиней Екатериной Павловной.
2.
Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского
отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
3.
Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.
4.
Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.
5.
Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян
гражданскими правами.
6.
Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.
7.
Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину”
(Сперанский об Александре!)
Работа с учебником (с.23-24)
-О чём свидетельствуют впечатления Ф.Ф. Вигеля от отставки и ссылки Сперанского?
Закрепление изученного материала:
А1. Каким органом являлся в XIX в. Государственный совет?
1)законодательным
2)исполнительным
3)законосовещательным
4)судебным
А2. Что предусматривала министерская реформа 1802 г.
1)ликвидацию коллегий
2)передачу министерствам высшей исполнительной власти
3)ослабление централизации и усиление местных начал
4)выборность чиновников высшего и среднего звена
А3. Каково главное положение политической реформы М.М. Сперанского?
1)реализация принципа разделения властей
2)введение республиканской формы правления
3)сохранение абсолютизма
4)введение всеобщего избирательного права
А4.Органы какой власти назывались министерствами7
1)законодательной
2)исполнительной
3)законосовещательной
4)судебной
А5 .В каком году был принят цитируемый указ?
« К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном
управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать
образование, свойственное пространству и величию нашей империи.»
1)в 1796 г.
2)в 1801 г.
3)в 1803 г.
4)в 1810 г.
В1 .Кто был автором цитируемых воспоминаний?
«Когда в 1803 году Вашему Величеству угодно было поручить мне через графа
Кочубея, в начальстве коего я тогда служил, составить план образования судебных и
правительственных мест в Империи, я принял сие поручение с радостию и исполнил
его с усердием .»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 3 учебника; сочинение-рассуждение на тему « Могли ли в начале
XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»