Автор: Бугреева Анастасия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: г Ухта
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Исследовательская деятельность»
Составитель: учитель начальных классов
Бугреева А.М.
1. Пояснительная записка
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от
каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных
сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя
и
организуя
свою
деятельность.
В
связи
с
этим
мы
говорим
о
необходимости
осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе
возрастает
значимость
подготовки
ребенка
к
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Значительное
место
в
педагогической
практике
следует
уделять
организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и
во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься
исследовательской
деятельностью,
самостоятельно
и
с
помощью
взрослых
изучая
окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в
самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений,
любознательность,
желание
экспериментировать,
и с кат ь
и с т и н у,
от в е т ы
н а
самостоятельно
или
кем-то
поставленные
вопросы,
самим
задавать
эти
вопросы
окружающим
-
важнейшие
черты
поведения
ребенка
как
младшего,
так
и
среднего
школьного
возраста.
Таким
образом,
исследовательская
деятельность
-
естественное
стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному
руслу,
раскрыть
двери
в
сложный,
противоречивый,
но
такой
привлекательный
для
школьника мир.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не
может
в
полной
мере
помочь
детям
стать
настоящими
исследователями.
Рамки
традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать
различные
источники
при
работе
с
информацией.
Значительно
расширить
поле
исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися
во внеурочное время.
Цель программы: приобщить школьников к исследовательской
деятельности
и
создать
для
них
условия,
способствующие
развитию
и х
исследовательских умений.
Задачи:
● сформировать представление об исследовании;
● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;
● вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
2. Общая характеристика программы
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исследовательских
работ,
мини-
конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
научно-исследовательская
конференция.
3. Место программы в плане внеурочной деятельности
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в
неделю. Всего в 4 классе – 34 ч (34 учебных недели).
4. Ценностные ориентиры содержания программы
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе
которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
• осознавать себя
ценной частью
большого
разнообразного
мира;
• испытывать
чувство гордости;
• определять цель
учебной
деятельности с
помощью учителя
и самостоятельно,
искать средства её
осуществления;
• предполагать,
какая информация
нужна;
• отбирать
необходимые
словари,
энциклопедии,
• организовывать
взаимодействие в
группе (распределять
роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
• предвидеть
(прогнозировать)
• формулировать
самому простые
правила;
• осознавать себя
гражданином
России;
• искать свою
позицию в
многообразии
общественных и
мировоззренческих
позиций,
эстетических и
культурных
предпочтений;
• уважать иное
мнение;
• вырабатывать в
противоречивых
конфликтных
ситуациях правила
поведения.
• учиться
обнаруживать и
формулировать
учебную
проблему,
выбирать тему
проекта;
• составлять план
выполнения задач,
решения проблем
творческого и
поискового
характера,
выполнения
проекта совместно
с учителем;
• работая по плану,
сверять свои
действия с целью
и, при
необходимости,
исправлять
ошибки;
• работая по
составленному
плану,
использовать,
наряду с
основными, и
дополнительные
средства
(справочная
литература,
сложные приборы,
средства ИКТ);
• в ходе
представления
проекта учиться
давать оценку его
результатов;
• понимать
причины своего
неуспеха и
находить способы
выхода из этой
ситуации.
справочники,
электронные диски;
• сопоставлять и
отбирать
информацию,
полученную из
различных
источников
(словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски,
сеть Интернет);
• выбирать
основания для
сравнения,
классификации
объектов;
• устанавливать
аналогии и
причинно-
следственные
связи;
• выстраивать
логическую цепь
рассуждений;
• представлять
информацию в виде
таблиц, схем,
опорного
конспекта, в том
числе с
применением
средств ИКТ.
последствия
коллективных
решений;
• оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций, в том числе
с применением
средств ИКТ;
• при необходимости
отстаивать свою точку
зрения, аргументируя
ее. Учиться
подтверждать
аргументы фактами;
• слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения,
быть готовым
изменить свою точку
зрения.
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
1
Что такое исследование
1
2
Как выбрать тему исследования
1
3
Цель и задачи исследования
1
4
Гипотеза исследования
2
5
Организация исследования
2
6
Поиск информации. Обработка информации
7
7
Наблюдение – доступный способ добычи информа-
ции
2
8
Эксперимент
3
Индивидуальное исследование
2
10
Работа в паре
4
12
Обобщение
материала.
Требования
к
оформлению
работы
4
13
Презентация
3
14
Подготовка к защите исследовательской работы
1
15
Защита работы
2
7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Что такое исследование (1ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с
понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под
словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует
человек свою способность исследовать окружающий мир.
Как выбрать тему исследования (1ч)
Ответы на вопросы – что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше
всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи.
Темы исследования – фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор
темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования (1ч)
Ответ на вопрос – зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление
движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач
исследования.
Гипотеза исследования (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова-
помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение
гипотез.
Организация исследования (2ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого
участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, взрослые, друзья). Обработка информации (6ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет.
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, справочники,
словари, энциклопедии, анкетирование, интервьюирование и другие; правила работы с
ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Обработка информации.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы,
телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты
для наблюдения.
Эксперимент (3ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом
исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Проведение, эксперимента,
диагностики.
Индивидуальное исследование (2ч)
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре (5ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Обобщение материала. Требования к оформлению работы (4ч)
Обобщения материала. Правила оформления материала. Требования к оформлению
работы. Оформление работы на компьютере. Подготовка текста к защите.
Презентация (3ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение
диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий.
Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (1ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Сравнения и метафоры.
Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работы (2ч) Урок-конференция
8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
№
Тема занятия
Количество
часов
1.
Что такое исследование?
1
2.
Как выбрать тему исследования
1
3.
Цель и задачи исследования
1
4.
Гипотеза исследования
1
5.
Выдвижение гипотез
1
6.
Организация исследования
1
7.
Выбор путей решения. Составление плана работы
1
8.
Сбор материала
1
9.
Работа с источниками информации (книги, журналы,
Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования,
взрослые, друзья)
1
10.
Поиск информации
1
11.
Поиск информации
1
12.
Составление анкет, опросников, интервью
1
13.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск
объектов для опроса. Интервьюирование
1
14.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление
таблицы
1
15.
Обработка информации
1
16.
Наблюдение- доступный способ добычи информации
1
17.
Наблюдение- доступный способ добычи информации
1
18.
Эксперимент
1
19.
Эксперимент
1
20.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,
диагностика по выбранной теме
1
21.
Работа в паре: выбор темы, определение целей, задач
1
22.
Работа в паре: выдвижение гипотезы
1
23.
Работа в паре: поиск информации
1
24.
Отчет по собранному материалу
1
25.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по
исследованию
1
26.
Обобщение материала.
1
27.
Требования к оформлению работы
1
28.
Оформление работы на компьютере
1
29.
Подготовка текста защиты проекта
1
30.
Подготовка презентации
1
31.
Презентация
1
32.
Подготовка к защите исследовательской работы
1
33.
Защита проектов
1
34.
Защита проектов
1
9
. Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер; проектор; интерактивная доска (по возможности); Интернет; электронные
обучающие программы.
2 . Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы, наглядные пособия, подписные
издания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
основные особенности проведения исследовательской работы
;
методы исследования: наблюдение, эксперимент, интервьюирование;
правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
правила осуществления самоконтроля;
правила успешной презентации работы
Обучающиеся должны уметь:
определять цели и задачи исследования;
выбирать пути решения задачи исследования;
классифицировать предметы, явления и события;
выдвигать гипотезу;
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской ра-
боты, составлять план действий совместного исследования;
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
осуществлять сотрудничество со взрослыми, в парной и групповой работе;
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении – коллективной оценочной дея-
тельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве проведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
мини-конференции по защите исследовательских проектов;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Савенков А.И. Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской
деятельности. – 2016
2.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. – Одаренный ребенок.
2013
3.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
4.
Интернет - ресурсы