Напоминание

Исследовательская деятельность


Автор: Бугреева Анастасия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: г Ухта
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Исследовательская деятельность»

Составитель: учитель начальных классов

Бугреева А.М.

1. Пояснительная записка

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от

каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных

сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя

и

организуя

свою

деятельность.

В

связи

с

этим

мы

говорим

о

необходимости

осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе

возрастает

значимость

подготовки

ребенка

к

самостоятельной

исследовательской

деятельности.

Значительное

место

в

педагогической

практике

следует

уделять

организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и

во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься

исследовательской

деятельностью,

самостоятельно

и

с

помощью

взрослых

изучая

окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в

самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений,

любознательность,

желание

экспериментировать,

и с кат ь

и с т и н у,

от в е т ы

н а

самостоятельно

или

кем-то

поставленные

вопросы,

самим

задавать

эти

вопросы

окружающим

-

важнейшие

черты

поведения

ребенка

как

младшего,

так

и

среднего

школьного

возраста.

Таким

образом,

исследовательская

деятельность

-

естественное

стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному

руслу,

раскрыть

двери

в

сложный,

противоречивый,

но

такой

привлекательный

для

школьника мир.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не

может

в

полной

мере

помочь

детям

стать

настоящими

исследователями.

Рамки

традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать

различные

источники

при

работе

с

информацией.

Значительно

расширить

поле

исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися

во внеурочное время.

Цель программы: приобщить школьников к исследовательской

деятельности

и

создать

для

них

условия,

способствующие

развитию

и х

исследовательских умений.

Задачи:

● сформировать представление об исследовании;

● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;

● вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

2. Общая характеристика программы

Основные принципы реализации программы – научность, доступность,

добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,

результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,

эксперимент,

наблюдение,

экспресс-исследование,

коллективные

и

индивидуальные

исследования,

самостоятельная

работа,

защита

исследовательских

работ,

мини-

конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,

выступление,

выставка,

презентация,

мини-конференция,

научно-исследовательская

конференция.

3. Место программы в плане внеурочной деятельности

Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в

неделю. Всего в 4 классе – 34 ч (34 учебных недели).

4. Ценностные ориентиры содержания программы

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе

которого у учащихся:

● расширяется кругозор в предметных областях;

● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

● наилучшим образом развиваются творческие способности;

● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя

ценной частью

большого

разнообразного

мира;

• испытывать

чувство гордости;

• определять цель

учебной

деятельности с

помощью учителя

и самостоятельно,

искать средства её

осуществления;

• предполагать,

какая информация

нужна;

• отбирать

необходимые

словари,

энциклопедии,

• организовывать

взаимодействие в

группе (распределять

роли, договариваться

друг с другом и т.д.);

• предвидеть

(прогнозировать)

• формулировать

самому простые

правила;

• осознавать себя

гражданином

России;

• искать свою

позицию в

многообразии

общественных и

мировоззренческих

позиций,

эстетических и

культурных

предпочтений;

• уважать иное

мнение;

• вырабатывать в

противоречивых

конфликтных

ситуациях правила

поведения.

• учиться

обнаруживать и

формулировать

учебную

проблему,

выбирать тему

проекта;

• составлять план

выполнения задач,

решения проблем

творческого и

поискового

характера,

выполнения

проекта совместно

с учителем;

• работая по плану,

сверять свои

действия с целью

и, при

необходимости,

исправлять

ошибки;

• работая по

составленному

плану,

использовать,

наряду с

основными, и

дополнительные

средства

(справочная

литература,

сложные приборы,

средства ИКТ);

• в ходе

представления

проекта учиться

давать оценку его

результатов;

• понимать

причины своего

неуспеха и

находить способы

выхода из этой

ситуации.

справочники,

электронные диски;

• сопоставлять и

отбирать

информацию,

полученную из

различных

источников

(словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные диски,

сеть Интернет);

• выбирать

основания для

сравнения,

классификации

объектов;

• устанавливать

аналогии и

причинно-

следственные

связи;

• выстраивать

логическую цепь

рассуждений;

• представлять

информацию в виде

таблиц, схем,

опорного

конспекта, в том

числе с

применением

средств ИКТ.

последствия

коллективных

решений;

• оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи с

учётом своих учебных

и жизненных речевых

ситуаций, в том числе

с применением

средств ИКТ;

• при необходимости

отстаивать свою точку

зрения, аргументируя

ее. Учиться

подтверждать

аргументы фактами;

• слушать других,

пытаться принимать

другую точку зрения,

быть готовым

изменить свою точку

зрения.

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

1

Что такое исследование

1

2

Как выбрать тему исследования

1

3

Цель и задачи исследования

1

4

Гипотеза исследования

2

5

Организация исследования

2

6

Поиск информации. Обработка информации

7

7

Наблюдение – доступный способ добычи информа-

ции

2

8

Эксперимент

3

Индивидуальное исследование

2

10

Работа в паре

4

12

Обобщение

материала.

Требования

к

оформлению

работы

4

13

Презентация

3

14

Подготовка к защите исследовательской работы

1

15

Защита работы

2

7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Что такое исследование (1ч)

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с

понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под

словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует

человек свою способность исследовать окружающий мир.

Как выбрать тему исследования (1ч)

Ответы на вопросы – что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше

всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи.

Темы исследования – фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор

темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

Цель и задачи исследования (1ч)

Ответ на вопрос – зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление

движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач

исследования.

Гипотеза исследования (2ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова-

помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение

гипотез.

Организация исследования (2ч)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого

участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.

Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме

исследования, взрослые, друзья). Обработка информации (6ч)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет.

Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, справочники,

словари, энциклопедии, анкетирование, интервьюирование и другие; правила работы с

ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.

Обработка информации.

Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)

Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы,

телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты

для наблюдения.

Эксперимент (3ч)

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом

исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Проведение, эксперимента,

диагностики.

Индивидуальное исследование (2ч)

Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.

Работа в паре (5ч)

Выбор темы. Распределение работы в паре.

Обобщение материала. Требования к оформлению работы (4ч)

Обобщения материала. Правила оформления материала. Требования к оформлению

работы. Оформление работы на компьютере. Подготовка текста к защите.

Презентация (3ч)

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение

диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий.

Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Подготовка к защите исследовательской работы (1ч)

Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Сравнения и метафоры.

Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Защита работы (2ч) Урок-конференция

8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(34 часа)

Тема занятия

Количество

часов

1.

Что такое исследование?

1

2.

Как выбрать тему исследования

1

3.

Цель и задачи исследования

1

4.

Гипотеза исследования

1

5.

Выдвижение гипотез

1

6.

Организация исследования

1

7.

Выбор путей решения. Составление плана работы

1

8.

Сбор материала

1

9.

Работа с источниками информации (книги, журналы,

Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования,

взрослые, друзья)

1

10.

Поиск информации

1

11.

Поиск информации

1

12.

Составление анкет, опросников, интервью

1

13.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск

объектов для опроса. Интервьюирование

1

14.

Обобщение анкет и результатов опроса. Составление

таблицы

1

15.

Обработка информации

1

16.

Наблюдение- доступный способ добычи информации

1

17.

Наблюдение- доступный способ добычи информации

1

18.

Эксперимент

1

19.

Эксперимент

1

20.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента,

диагностика по выбранной теме

1

21.

Работа в паре: выбор темы, определение целей, задач

1

22.

Работа в паре: выдвижение гипотезы

1

23.

Работа в паре: поиск информации

1

24.

Отчет по собранному материалу

1

25.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по

исследованию

1

26.

Обобщение материала.

1

27.

Требования к оформлению работы

1

28.

Оформление работы на компьютере

1

29.

Подготовка текста защиты проекта

1

30.

Подготовка презентации

1

31.

Презентация

1

32.

Подготовка к защите исследовательской работы

1

33.

Защита проектов

1

34.

Защита проектов

1

9

. Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер; проектор; интерактивная доска (по возможности); Интернет; электронные

обучающие программы.

2 . Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы, наглядные пособия, подписные

издания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

основные особенности проведения исследовательской работы

;

методы исследования: наблюдение, эксперимент, интервьюирование;

правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

правила осуществления самоконтроля;

правила успешной презентации работы

Обучающиеся должны уметь:

определять цели и задачи исследования;

выбирать пути решения задачи исследования;

классифицировать предметы, явления и события;

выдвигать гипотезу;

самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской ра-

боты, составлять план действий совместного исследования;

собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

осуществлять сотрудничество со взрослыми, в парной и групповой работе;

презентовать свою работу, участвовать в обсуждении – коллективной оценочной дея-

тельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве проведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть

организованы следующие мероприятия:

выставки творческих работ учащихся;

мини-конференции по защите исследовательских проектов;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.

Савенков А.И. Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской

деятельности. – 2016

2.

Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. – Одаренный ребенок.

2013

3.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

4.

Интернет - ресурсы



В раздел образования