Автор: Умербаева Зиля Рафаэльевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5
Населённый пункт: РБ г. Салават
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 5
Республики Башкортостан город Салават
Выступление на ГМО
на тему:
«Развитие речи детей
раннего возраста
посредством пальчиковых
игр»
Подготовила:
воспитатель группы
раннего возраста
Умербаева З. Р. 1кв. кат.
2019 г.
Важным фактором в формировании правильного произношения является
уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой
моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте
можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные
точки, связанные с корой головного мозга.
В
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
нужно
выполнять
простые
стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила…»),
не
забывать
о
развитии
элементарных
навыков
самообслуживания:
застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Родители,
которые
уделяют
должное
внимание
упражнениям,
играм,
различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений
руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на
общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению
навыком
письма,
что
в
будущем
поможет
избежать
многих
проблем
школьного
обучения,
а
также
ускоряет
созревание
речевых
областей
и
стимулирует развитие речи ребенка.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только
тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны
приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем
же
можно
позаниматься
с
детьми
2-3
лет,
чтобы
развить
ручную
умелость?
— Запускать пальцами мелкие заводные игрушки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-
бутончик
цветка(
утром
он
проснулся
и
открылся,
а
вечером
заснул-
закрылся, спрятался).
—
Делать
мягкие
кулачки,
которые
можно
легко
разжать
и
в
которые
взрослый
может
просунуть
свои
пальцы
и
крепкие
кулачки,
которые
не
разожмешь.
—
Двумя
пальцами
руки
(указательным
и
средним)
«ходить»
по
столу
сначала
медленно,
как
будто,
кто-
то
крадется,
а
потом
быстро,
бежит.
Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
—
Показать
отдельно
только
один
палец
—
указательный,
затем
два
(указательный и средний), далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Махать в воздухе только пальцами.
— Кистями рук делать «фонарики».
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
—
Собирать
все
пальчики
в
щепотку
(пальцы
собрались
вместе-
разбежались).
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Наматывать тонкую цветную ленту на катушку, на собственный палец
получается колечко или спираль.
— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,
заводить механические игрушки ключиками.
— Игры с конструктором.
— Складывание матрешек.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать
—Рисовать
различными
материалами
(ручкой,
карандашами,
мелом,
цветными мелками, акварелью и т. д.)
Очень
важной
частью
работы
по
развитию
мелкой
моторики
являются
«пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и
дома.
Они
увлекательны
и
способствуют
развитию
речи,
творческой
деятельности.
«Пальчиковые
игры»
как
бы
отражают
реальность
окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы.
В
ходе
пальчиковых
игр
малыши
2-3
лет,
повторяя
движения
взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких- либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
дает
возможность
детям
ориентироваться
в
понятиях
«вправо»,
«влево»,
«вверх», «вниз» и т. д.
Очень
важны
эти
игры
для
развития
творчества
детей.
Если
ребенок
запомнит хотя бы одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковая гимнастика.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
«мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Благодарю за внимание!