Напоминание

"Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"


Автор: Умербаева Зиля Рафаэльевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5
Населённый пункт: РБ г. Салават
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 5

Республики Башкортостан город Салават

Выступление на ГМО

на тему:

«Развитие речи детей

раннего возраста

посредством пальчиковых

игр»

Подготовила:

воспитатель группы

раннего возраста

Умербаева З. Р. 1кв. кат.

2019 г.

Важным фактором в формировании правильного произношения является

уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой

моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте

можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные

точки, связанные с корой головного мозга.

В

раннем

и

младшем

дошкольном

возрасте

нужно

выполнять

простые

стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила…»),

не

забывать

о

развитии

элементарных

навыков

самообслуживания:

застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Родители,

которые

уделяют

должное

внимание

упражнениям,

играм,

различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений

руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на

общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению

навыком

письма,

что

в

будущем

поможет

избежать

многих

проблем

школьного

обучения,

а

также

ускоряет

созревание

речевых

областей

и

стимулирует развитие речи ребенка.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только

тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны

приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем

же

можно

позаниматься

с

детьми

2-3

лет,

чтобы

развить

ручную

умелость?

— Запускать пальцами мелкие заводные игрушки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-

бутончик

цветка(

утром

он

проснулся

и

открылся,

а

вечером

заснул-

закрылся, спрятался).

Делать

мягкие

кулачки,

которые

можно

легко

разжать

и

в

которые

взрослый

может

просунуть

свои

пальцы

и

крепкие

кулачки,

которые

не

разожмешь.

Двумя

пальцами

руки

(указательным

и

средним)

«ходить»

по

столу

сначала

медленно,

как

будто,

кто-

то

крадется,

а

потом

быстро,

бежит.

Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

Показать

отдельно

только

один

палец

указательный,

затем

два

(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики».

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

Собирать

все

пальчики

в

щепотку

(пальцы

собрались

вместе-

разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую цветную ленту на катушку, на собственный палец

получается колечко или спираль.

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки,

заводить механические игрушки ключиками.

— Игры с конструктором.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать

—Рисовать

различными

материалами

(ручкой,

карандашами,

мелом,

цветными мелками, акварелью и т. д.)

Очень

важной

частью

работы

по

развитию

мелкой

моторики

являются

«пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и

дома.

Они

увлекательны

и

способствуют

развитию

речи,

творческой

деятельности.

«Пальчиковые

игры»

как

бы

отражают

реальность

окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления

природы.

В

ходе

пальчиковых

игр

малыши

2-3

лет,

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких- либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что

дает

возможность

детям

ориентироваться

в

понятиях

«вправо»,

«влево»,

«вверх», «вниз» и т. д.

Очень

важны

эти

игры

для

развития

творчества

детей.

Если

ребенок

запомнит хотя бы одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться

придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем, (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Благодарю за внимание!



В раздел образования