Напоминание

Безопасность детей дошкольного возраста


Автор: Лисицкая Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №398
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Безопасность детей дошкольного возраста

Решение такого вопроса как безопасность детей всегда было и остается

наиболее важной задачей любого общества.

В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают

больше других. Пожилые – потому что уже слабы для того, чтобы противо-

действовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый жиз-

ненный опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от не-

приятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных

навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.

Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени

злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здо-

ровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда

беда уже случилась и изменить ничего нельзя.

Основным источником трагических случаев является незнание правил

безопасности, а чаще всего, их несоблюдение.

Безопасность детей, начиная с того момента, как они начинают делать

первые шаги, должна быть одной из главных забот родителей. К огромному

сожалению, такой приоритет у этой проблемы бывает не всегда.

Беда поджидает детей повсюду: дома (работающие электробытовые при-

боры, спички и зажигалки, взрывоопасные предметы, химические вещества),

на улице (стремительный поток транспорта, преступники и хулиганы), за го-

родом (в лесу, в горах, на водоемах). Поэтому не следует терять из виду и за-

бывать о том, что чревато для них опасностью. Следует знать, что может та-

ить в себе опасность для детей и заранее создавать условия, гарантирующие

их безопасность. Не ждать того момента, когда что-нибудь случится и, скорее

всего, что-либо предпринимать будет уже поздно.

Очень важно в первую очередь и как можно раньше начать воспитывать

в ребенке чувство самосохранения наравне с уверенностью в себе. Детей

необходимо учить быть бдительными и уметь держать под контролем чувство

страха. Они обязаны твердо усвоить, что всегда могут попросить помощи у

близких взрослых людей.

В нашем саду наряду с основной образовательной программой реализу-

ется парциальная программа «Азбука безопасности». Данная программа раз-

работана с учетом потребностей разных категорий воспитанников от 3 до 8

лет, их родителей, современных тенденций и требований к образовательной

деятельности дошкольного образовательного учреждения. Полный курс осво-

ения программы рассчитан на 4 учебных года. Подача материала осуще-

ствляется в доступной для дошкольников форме, с учетом возрастных осо-

бенностей, «от простого к сложному».

Целью этой программы является формирование у детей знаний о прави-

лах безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, на улице, в приро-

де, с незнакомыми людьми) и здоровом образе жизни.

Знания дети получают в ходе бесед, рассуждений «А что было бы,

если…», решений проблемных задач, рассматривания наглядного материала,

посредством художественного слово. С различными явлениями и ситуациями,

которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через

загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы

.

Для детей младшего

возраста предусмотрен показ мультфильма «Смешарики «Азбука безопасно-

сти». Используются различные игры – викторины, игры – ходилки и т.д. Так

же в течение года приглашают в старшую и подготовительную группы

инспектора ГИБДД, который знакомит детей с особенностями своей профес-

сии. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБ-

ДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие ра-

боту ГИБДД.

В разделе «безопасность в быту» дети знакомятся с предметами быта и

учатся правилам обращения с ними (какую опасность несут электроприборы,

спички, игры на балконе, у открытого окна, игры с колющими и режущими

предметами).

Учатся взаимодействовать с людьми (знакомыми и незнакомыми, сверст-

никами на улице, дома, в детском саду); правильно оценить ситуацию «опас-

но - не опасно», принимать решение и соответственно реагировать (можно ли

доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как

избежать опасных ситуаций); узнают как можно избежать конфликтные ситу-

ации или решить их.

В разделе «безопасность в природе» учатся бережному обращению к

природе (могут выделять ядовитые грибы, определять опасность того или

иного животного или насекомого, а также знать, как ее избежать).

В разделе «Здоровый образ жизни» знакомятся с основными составляю-

щие здорового образа жизни и как его соблюдать (узнают, как устроен орга-

низм человека, для чего нужны витамины, для чего нужно соблюдать правила

гигиены, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе и др.)

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного по-

ведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с

мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице,

на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла

результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа долж-

на быть систематической.

И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических

знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду,

то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Конечно, очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия

своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в

реальной жизни, на практике. А родители должны своевременно разъяснять,

почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих пра-

вил. А к тому же очень важно родителям самим выполнять эти правила,

соблюдать профилактические мероприятия – ведь легче предупредить, чем

пожинать плоды своего неответственного поведения. Ведь от соблюдения

правил безопасного поведения зависит самое главное – жизнь, безопасность,

здоровье маленького человека



В раздел образования