Автор: Лисицкая Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №398
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Безопасность детей дошкольного возраста
Решение такого вопроса как безопасность детей всегда было и остается
наиболее важной задачей любого общества.
В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают
больше других. Пожилые – потому что уже слабы для того, чтобы противо-
действовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый жиз-
ненный опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от не-
приятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных
навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.
Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени
злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здо-
ровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда
беда уже случилась и изменить ничего нельзя.
Основным источником трагических случаев является незнание правил
безопасности, а чаще всего, их несоблюдение.
Безопасность детей, начиная с того момента, как они начинают делать
первые шаги, должна быть одной из главных забот родителей. К огромному
сожалению, такой приоритет у этой проблемы бывает не всегда.
Беда поджидает детей повсюду: дома (работающие электробытовые при-
боры, спички и зажигалки, взрывоопасные предметы, химические вещества),
на улице (стремительный поток транспорта, преступники и хулиганы), за го-
родом (в лесу, в горах, на водоемах). Поэтому не следует терять из виду и за-
бывать о том, что чревато для них опасностью. Следует знать, что может та-
ить в себе опасность для детей и заранее создавать условия, гарантирующие
их безопасность. Не ждать того момента, когда что-нибудь случится и, скорее
всего, что-либо предпринимать будет уже поздно.
Очень важно в первую очередь и как можно раньше начать воспитывать
в ребенке чувство самосохранения наравне с уверенностью в себе. Детей
необходимо учить быть бдительными и уметь держать под контролем чувство
страха. Они обязаны твердо усвоить, что всегда могут попросить помощи у
близких взрослых людей.
В нашем саду наряду с основной образовательной программой реализу-
ется парциальная программа «Азбука безопасности». Данная программа раз-
работана с учетом потребностей разных категорий воспитанников от 3 до 8
лет, их родителей, современных тенденций и требований к образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения. Полный курс осво-
ения программы рассчитан на 4 учебных года. Подача материала осуще-
ствляется в доступной для дошкольников форме, с учетом возрастных осо-
бенностей, «от простого к сложному».
Целью этой программы является формирование у детей знаний о прави-
лах безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, на улице, в приро-
де, с незнакомыми людьми) и здоровом образе жизни.
Знания дети получают в ходе бесед, рассуждений «А что было бы,
если…», решений проблемных задач, рассматривания наглядного материала,
посредством художественного слово. С различными явлениями и ситуациями,
которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через
загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы
.
Для детей младшего
возраста предусмотрен показ мультфильма «Смешарики «Азбука безопасно-
сти». Используются различные игры – викторины, игры – ходилки и т.д. Так
же в течение года приглашают в старшую и подготовительную группы
инспектора ГИБДД, который знакомит детей с особенностями своей профес-
сии. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБ-
ДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие ра-
боту ГИБДД.
В разделе «безопасность в быту» дети знакомятся с предметами быта и
учатся правилам обращения с ними (какую опасность несут электроприборы,
спички, игры на балконе, у открытого окна, игры с колющими и режущими
предметами).
Учатся взаимодействовать с людьми (знакомыми и незнакомыми, сверст-
никами на улице, дома, в детском саду); правильно оценить ситуацию «опас-
но - не опасно», принимать решение и соответственно реагировать (можно ли
доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как
избежать опасных ситуаций); узнают как можно избежать конфликтные ситу-
ации или решить их.
В разделе «безопасность в природе» учатся бережному обращению к
природе (могут выделять ядовитые грибы, определять опасность того или
иного животного или насекомого, а также знать, как ее избежать).
В разделе «Здоровый образ жизни» знакомятся с основными составляю-
щие здорового образа жизни и как его соблюдать (узнают, как устроен орга-
низм человека, для чего нужны витамины, для чего нужно соблюдать правила
гигиены, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе и др.)
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного по-
ведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с
мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице,
на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла
результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа долж-
на быть систематической.
И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических
знаний, они должны применять их на практике.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду,
то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Конечно, очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия
своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в
реальной жизни, на практике. А родители должны своевременно разъяснять,
почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих пра-
вил. А к тому же очень важно родителям самим выполнять эти правила,
соблюдать профилактические мероприятия – ведь легче предупредить, чем
пожинать плоды своего неответственного поведения. Ведь от соблюдения
правил безопасного поведения зависит самое главное – жизнь, безопасность,
здоровье маленького человека