О системе работы по формированию гражданско-патриотических чувств у обучающихся
Автор: Тареева Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: О системе работы по формированию гражданско-патриотических чувств у обучающихся Раздел: дошкольное образование
О системе работы по формированию
гражданско-патриотических чувств у обучающихся
Тареева Светлана Ивановна, воспитатель Структурного подразделения
«Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями
по проблеме гражданско-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях
любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые
помогут
стать
достойным
человеком
и
достойным
гражданином
своей
страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны,
гордость
за
мужество
воинов,
развивать
интерес
к
доступным
ребенку
явлениям общественной жизни.
Мировоззрение
педагога,
его
личный
пример,
взгляды,
суждения,
активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам
нужно показывать их с привлекательной стороны.
В
работе
мы
используем
разнообразные
методы
и
приемы
патриотического
воспитания
с
учетом
психологических
особенностей
дошкольника
(эмоциональное
восприятие
окружающего,
образность
и
конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание
истории, непонимание социальных явлений и др.).
Обязательно
надо
учитывать,
что
воспитывать
любовь
к
Родине,
родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной
жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее
интересные
и
результативные
формы
работы
–
прогулки,
экскурсии,
наблюдения,
объяснения,
побуждающие
детей
к
различной
деятельности
(игровой, словесной, продуктивной и др.).
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Основные цели.
- Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране,
природе родного края, культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя
своего
народа,
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей.
Нравственное
воспитание
.
Самое
существенное
в
воспитании
нравственных
чувств
–
это
непосредственное
проявление
их
в
реальных
практических
поступках.
Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде,
творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
Работа проводится по следующим темам:
«Ознакомление с городом»
«Защитники Родины»
«Наша Родина – Россия»
«Духовные ценности русского народа»
«Изучение государственной символики».
Физическое
воспитание
.
Развитие смелости, ловкости, сообразительности, интереса (особенно в
спортивных играх с военно-патриотическим содержанием, играх народов
своего региона).
Воспитание
у
дошкольников
навыков
здорового
образа
жизни
и
развитие потребности в нем.
Совместные спортивные соревнования со своими родителями.
Участие воспитанников и их родителей в конкурсах художественного
творчества
различного
уровня
по
темам
физического
воспитания
и
формирования навыков ЗОЖ.
Трудовое
воспитание
.
Поощрение
трудовой
деятельности
детей,
в
основе
которой
лежит
желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен,
однако он необходим для формирования его личности. Основная задача -
приучать
детей
добросовестно
относиться
к
своей
работе,
добиваться
поставленной
цели,
воспитывать
бережное
отношение
к
общественному
добру, к природе родного края.
Формирование
бережного
отношения
к
природе
.
Важно,
чтобы
формирование
бережного
отношения
к
природе
выражалось в несложных, но необходимых и интересных для дошкольника
занятиях, проводимых систематически:
- работа на участке в природной зоне ДОУ
- подкормка птиц
- выращивание цветов, овощей на огороде в ДОУ
- уход за животными (в домашних условиях)
сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать
вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков).
Прежде
чем
ребенок
начнет
воспринимать
себя
как
гражданина,
ему
необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.
Используемые методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии
- наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города
и т.д.)
- объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей
- беседы о родном городе.
- разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок,
прослушивание музыкальных произведений
- ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись,
скульптура)
-обогащение и стимулирование детского творчества.
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
-
занятия
по
изучению
культурного
наследия
страны,
знакомство
с
государственной символикой России, с народными праздниками и обычаями
(старшего дошкольного возраста).
В
рамках
гражданско-патриотического
воспитания
проводятся
развивающие
игры
«Прошлое
и
настоящее
города»,
«Прошлое
и
сегодняшний
день
нефтеперебатывающей
промышленности».
Их
цель
–
учить сравнивать характерные особенности старого и современного города,
развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать
интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие
они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и
современные
здания»
(палатки,
балки,
рубленые
дома
и
современные,
благоустроенные
здания);
«Быт
жителей
города
–
прошлое
и
настоящее
(питание, одежда, вода, стирка, баня)»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в
наши дни. Телевидение».
Много внимания уделяется Великой Отечественной войне: «Праздник
День Победы» - итоговое мероприятие каждый год в группе.
Так дети
вступают
в
живую
историю,
приобщаются
к
духовным,
историческим
ценностям своего народа. Были организованы выставки репродукций картин
на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не
смолкнет слава», конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!».
Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю,
живут рядом с нами. Ко Дню Победы планируем пригласить ветеранов войны
на праздник «Нам нужен мир».
Работа
с
семьей
Успех гражданско-патриотического воспитания наших детей во многом
зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители
активно
участвуют
в
конкурсах,
выставках
рисунков,
фотовыставках,
проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет.
В
мае
обычно
проводится
акция
«Все
на
субботник!»,
в
которой
родителям
и
детям
предлагалось
очистить
от
мусора
путь
следования
к
детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка
детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их
как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются
понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые
чувствуют
постоянную
поддержку,
понимание
родителей,
повышается
самооценка.
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи,
улучшилось
качество
учебно-воспитательного
процесса
по
гражданско-
патриотическому воспитанию дошкольников.
Рекомендации
для
родителей
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о
назначении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за
работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе
с
ребенком
принимайте
участие
в
труде
по
благоустройству
и
озеленению территории детского сада, своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
Поощряйте
ребенка
за
стремление
поддерживать
порядок,
примерное
поведение в общественных местах.
Заключение
.
Таким
образом,
система
работы
по
гражданско-патриотическому
воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:
-
сформировать
у
воспитанников
чувство
ответственности
и
уважения
к
истории и культуре родного края.
-
закрепить
знания
о
родном
городе,
его
культурных,
исторических
ценностях.
- воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя
своего
народа;
толерантное
отношение
к
представителям
других
национальностей.
- воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их
подвиг, верность и преданность Родине.
- воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.