Напоминание

О системе работы по формированию гражданско-патриотических чувств у обучающихся


Автор: Тареева Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: О системе работы по формированию гражданско-патриотических чувств у обучающихся
Раздел: дошкольное образование





Назад




О системе работы по формированию гражданско-патриотических чувств у обучающихся
Тареева Светлана Ивановна, воспитатель Структурного подразделения

«Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме гражданско-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Обязательно надо учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Основные цели. - Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. - Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Нравственное воспитание . Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом» «Защитники Родины» «Наша Родина – Россия» «Духовные ценности русского народа» «Изучение государственной символики». Физическое воспитание . Развитие смелости, ловкости, сообразительности, интереса (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием, играх народов своего региона). Воспитание у дошкольников навыков здорового образа жизни и развитие потребности в нем. Совместные спортивные соревнования со своими родителями. Участие воспитанников и их родителей в конкурсах художественного творчества различного уровня по темам физического воспитания и формирования навыков ЗОЖ. Трудовое воспитание . Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Основная задача - приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе .
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе выражалось в несложных, но необходимых и интересных для дошкольника занятиях, проводимых систематически: - работа на участке в природной зоне ДОУ - подкормка птиц - выращивание цветов, овощей на огороде в ДОУ - уход за животными (в домашних условиях) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. Используемые методы работы: - целевые прогулки и экскурсии - наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.) - объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей - беседы о родном городе. - разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений - ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура) -обогащение и стимулирование детского творчества. - привлечение детей к посильному общественно-полезному труду - воспитание уважения к ветеранам войны и труда. - занятия по изучению культурного наследия страны, знакомство с государственной символикой России, с народными праздниками и обычаями (старшего дошкольного возраста). В рамках гражданско-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Прошлое и сегодняшний день нефтеперебатывающей промышленности». Их цель – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города – прошлое и настоящее (питание, одежда, вода, стирка, баня)»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в наши дни. Телевидение».
Много внимания уделяется Великой Отечественной войне: «Праздник День Победы» - итоговое мероприятие каждый год в группе. Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Были организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Ко Дню Победы планируем пригласить ветеранов войны на праздник «Нам нужен мир». Работа с семьей Успех гражданско-патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет. В мае обычно проводится акция «Все на субботник!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников. Рекомендации для родителей Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Заключение . Таким образом, система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи: - сформировать у воспитанников чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края. - закрепить знания о родном городе, его культурных, исторических ценностях. - воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей. - воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. - воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.


В раздел образования