Авторы: Брайко Светлана Михайловна, Гукова Лариса Алексеевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Динамические паузы на логопедических занятиях.
Раздел: начальное образование
Динамические паузы на логопедических занятиях.
Всем
известно,
что
ребенок
развивается
в
движении,
а
с
развитием
двигательных
навыков
тесно
связано
и
звукопроизношение,
поэтому
так
важно
в
процессе
образовательной
деятельности
логопеда
использовать
д и н а м и ч е с к и е
п а у з ы ,
п а л ьч и к о в ы е
и
п о д в и ж н ы е
и г р ы .
Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков,
развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика
движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это
особенно важно для детей с нарушениями речи.
Взаимосвязь
общей
и
речевой
моторики
изучена
и
подтверждена
исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А.
Леонтьев,
А.Р.
Лурия.
Чем
выше
двигательная
активность,
тем
лучше
развивается
речь
ребенка,
а
своевременное
устранение
имеющихся
и
профилактика возможных отклонений в двигательной сфере положительно
влияет на развитие речевой функции, так как формируется замкнутый круг
системной взаимосвязи. Все это обуславливает потребность в обосновании
современной концепции воспитания и развития детей с нарушенной речью.
Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости,
концентрации,
активной
работы
мозга.
Взрослым
может
казаться,
что
в
детских занятиях нет ничего сложного: в детском саду малыши рисуют,
играют, выполняют простые, на наш взгляд, задания. На самом деле все
перечисленные занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов –
как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления,
познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут
гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид
деятельности,
дать
мозгу
возможность
«перезагрузиться»
и,
восстановив
уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям.
Речевой
материал
для
динамических
пауз
подбирается
в
соответствии
с
лексической
темой
логопедического
занятия,
и
включают
в
себя
только
хорошо
изученный
звуковой
материал.
Все
упражнения
проводятся
одновременно
с
чтением
стихов
и
веселой
музыкой.
Также
можно
использовать
пословицы
и
поговорки
на
разные
темы,
небольшие
стихотворные
тексты,
сопровождая
это
разнообразными
простыми
по
координации движениями. Детские динамические паузы могут быть разными
по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые
задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много
места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии.
Если логопед видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении
заданий,
можно
спонтанно
провести
пальчиковую
разминку
для
переключения. А во время занятия по коррекции дисграфии, где большую
часть
времени
ребята
тренируют
навык
письма,
отлично
подходят
разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу
оживляет школьников. Таким образом, грамотно подобранные динамические
паузы, смысловое содержание которых соответствует теме непосредственно-
образовательной
деятельности,
становятся
гармоничной
частью
в
коррекционно-развивающей
работе
и
способствуют
повышению
эффективности
усвоения
учебного
материала,
оказывают
на
детей
позитивное комплексное воздействие, помогают сохранить и укрепить их
здоровье. При этом педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз
ОНР,
следует
уделять
больше
внимания
использованию
физических
упражнений в согласовании с произнесением слов как средству коррекции
речи у детей дошкольного возраста, поскольку их использование, несмотря на
сложившееся отношение к ним, обосновано и довольно эффективно.