Напоминание

Динамические паузы на логопедических занятиях.


Авторы: Брайко Светлана Михайловна, Гукова Лариса Алексеевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Динамические паузы на логопедических занятиях.
Раздел: начальное образование





Назад




Динамические паузы на логопедических занятиях.

Всем

известно,

что

ребенок

развивается

в

движении,

а

с

развитием

двигательных

навыков

тесно

связано

и

звукопроизношение,

поэтому

так

важно

в

процессе

образовательной

деятельности

логопеда

использовать

д и н а м и ч е с к и е

п а у з ы ,

п а л ьч и к о в ы е

и

п о д в и ж н ы е

и г р ы .

Во время проведения динамических пауз происходит автоматизация звуков,

развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика

движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это

особенно важно для детей с нарушениями речи.

Взаимосвязь

общей

и

речевой

моторики

изучена

и

подтверждена

исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А.

Леонтьев,

А.Р.

Лурия.

Чем

выше

двигательная

активность,

тем

лучше

развивается

речь

ребенка,

а

своевременное

устранение

имеющихся

и

профилактика возможных отклонений в двигательной сфере положительно

влияет на развитие речевой функции, так как формируется замкнутый круг

системной взаимосвязи. Все это обуславливает потребность в обосновании

современной концепции воспитания и развития детей с нарушенной речью.

Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости,

концентрации,

активной

работы

мозга.

Взрослым

может

казаться,

что

в

детских занятиях нет ничего сложного: в детском саду малыши рисуют,

играют, выполняют простые, на наш взгляд, задания. На самом деле все

перечисленные занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов –

как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления,

познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут

гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид

деятельности,

дать

мозгу

возможность

«перезагрузиться»

и,

восстановив

уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям.

Речевой

материал

для

динамических

пауз

подбирается

в

соответствии

с

лексической

темой

логопедического

занятия,

и

включают

в

себя

только

хорошо

изученный

звуковой

материал.

Все

упражнения

проводятся

одновременно

с

чтением

стихов

и

веселой

музыкой.

Также

можно

использовать

пословицы

и

поговорки

на

разные

темы,

небольшие

стихотворные

тексты,

сопровождая

это

разнообразными

простыми

по

координации движениями. Детские динамические паузы могут быть разными

по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые

задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много

места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии.

Если логопед видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении

заданий,

можно

спонтанно

провести

пальчиковую

разминку

для

переключения. А во время занятия по коррекции дисграфии, где большую

часть

времени

ребята

тренируют

навык

письма,

отлично

подходят

разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу

оживляет школьников. Таким образом, грамотно подобранные динамические

паузы, смысловое содержание которых соответствует теме непосредственно-

образовательной

деятельности,

становятся

гармоничной

частью

в

коррекционно-развивающей

работе

и

способствуют

повышению

эффективности

усвоения

учебного

материала,

оказывают

на

детей

позитивное комплексное воздействие, помогают сохранить и укрепить их

здоровье. При этом педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз

ОНР,

следует

уделять

больше

внимания

использованию

физических

упражнений в согласовании с произнесением слов как средству коррекции

речи у детей дошкольного возраста, поскольку их использование, несмотря на

сложившееся отношение к ним, обосновано и довольно эффективно.



В раздел образования