Автор: Ксенофонтова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГО АОУ "Траектория"
Населённый пункт: ГОРОД ГРЯЗИ
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ на уроках русского языка
Концепция
модернизации
российского
образования
акцентирует
внимание
на
необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных
показателей
качества
образования.
Компетентность
в
области
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
является
одной
из
приоритетных
целей
образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью
обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование информационных и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
учебном
процессе
является
актуальной
проблемой современного профессионального образования.
Использование
информационно-компьютерных
технологий
открывает
для
преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой
дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и
участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к
дисциплине.
Внедрение
ИКТ
в
образовательный
процесс
призвано
повысить
эффективность
проведения
уроков,
освободить
преподавателя
от
рутинной
работы,
усилить
привлекательность
подачи
материала,
осуществить
дифференциацию
видов
заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сегодня
необходимо,
чтобы
каждый
преподаватель
по
любой
преподаваемой
дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь
преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации
обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но
и
учителя,
помогают
реализовать
главные
человеческие
потребности
–
общение,
образование, самореализацию.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость,
диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на уроках русского языка можно:
сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;
сделать
учебный
процесс
более
привлекательным
и
современным
для
обучающихся;
сделать
учебную
информацию
для
восприятия
более
интересной
за
счет
привлечения зрительных образов;
повысить качество обучения, желания учиться;
сделать урок наглядным, динамичным.
Известно,
что
наиболее
эффективный
способ
преподавания
-
это
наглядная
демонстрация
и
синхронное
объяснение
изучаемого
материала.
Классические
и
интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и
программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как
говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”.
Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое
представление об услышанном на уроке. Обучающиеся с удовольствием погружаются в
материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет
разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно
примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели
сказочного героя. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с
обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только
силой
воображения
раздвигая
стены
учебного
кабинета,
но
с
помощью
новейших
технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у
обучающихся эмоциональный подъем, даже отстающие обучающиеся охотно работают с
компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с преподавателем и другими
источниками информации, однако учитывая интерес обучающихся к Интернету, повышает
заинтересованность в изучении дисциплины.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и
более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение
процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа
любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы
входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества
образования
за
счет
новизны
деятельности,
интереса
к
работе
с
компьютером.
Использование
ИКТ
на
уроках
существенно
повышает
его
эффективность,
ускоряет
процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое
творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического
материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.
Использование
ИКТ
открывает
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
"оживлением",
возможностью
совершать
визуальные
путешествия,
возможностью
представить
наглядно
те
явления,
которые
невозможно
продемонстрировать
иными
способами,
позволяют
совмещать
процедуры
контроля
и
тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы
позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной,
что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.