Напоминание

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.


Автор: Ксенофонтова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГО АОУ "Траектория"
Населённый пункт: ГОРОД ГРЯЗИ
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ на уроках русского языка

Концепция

модернизации

российского

образования

акцентирует

внимание

на

необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных

показателей

качества

образования.

Компетентность

в

области

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

является

одной

из

приоритетных

целей

образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью

обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование информационных и

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

учебном

процессе

является

актуальной

проблемой современного профессионального образования.

Использование

информационно-компьютерных

технологий

открывает

для

преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой

дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и

участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к

дисциплине.

Внедрение

ИКТ

в

образовательный

процесс

призвано

повысить

эффективность

проведения

уроков,

освободить

преподавателя

от

рутинной

работы,

усилить

привлекательность

подачи

материала,

осуществить

дифференциацию

видов

заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня

необходимо,

чтобы

каждый

преподаватель

по

любой

преподаваемой

дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь

преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации

обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но

и

учителя,

помогают

реализовать

главные

человеческие

потребности

общение,

образование, самореализацию.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость,

диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках русского языка можно:

сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;

сделать

учебный

процесс

более

привлекательным

и

современным

для

обучающихся;

сделать

учебную

информацию

для

восприятия

более

интересной

за

счет

привлечения зрительных образов;

повысить качество обучения, желания учиться;

сделать урок наглядным, динамичным.

Известно,

что

наиболее

эффективный

способ

преподавания

-

это

наглядная

демонстрация

и

синхронное

объяснение

изучаемого

материала.

Классические

и

интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и

программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как

говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”.

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое

представление об услышанном на уроке. Обучающиеся с удовольствием погружаются в

материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет

разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно

примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели

сказочного героя. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с

обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только

силой

воображения

раздвигая

стены

учебного

кабинета,

но

с

помощью

новейших

технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у

обучающихся эмоциональный подъем, даже отстающие обучающиеся охотно работают с

компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с преподавателем и другими

источниками информации, однако учитывая интерес обучающихся к Интернету, повышает

заинтересованность в изучении дисциплины.

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и

более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение

процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа

любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы

входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс

заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества

образования

за

счет

новизны

деятельности,

интереса

к

работе

с

компьютером.

Использование

ИКТ

на

уроках

существенно

повышает

его

эффективность,

ускоряет

процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое

творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического

материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.

Использование

ИКТ

открывает

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его

"оживлением",

возможностью

совершать

визуальные

путешествия,

возможностью

представить

наглядно

те

явления,

которые

невозможно

продемонстрировать

иными

способами,

позволяют

совмещать

процедуры

контроля

и

тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы

позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной,

что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.



В раздел образования