Напоминание

"Применение игр ТРИЗ - технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения"


Автор: Припускова Ирина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с 81
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов ДОО
Тема: "Применение игр ТРИЗ - технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационная карта мастер – класса

ФИО автора: Припускова Ирина Георгиевна.

Тема

мастер

класса:

«Применение

игр

ТРИЗ

технологии

в

образовательном процессе дошкольного учреждения».

Тема самообразования: «Развитие речи детей через использование элементов

технологии ТРИЗ»

Цель мастер – класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ –

технологии;

познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;

сформировать

у

участников

мотивацию

на

использование

ТРИЗ

технологии в своей педагогической деятельности.

Оборудование:

стол и стулья для участников, проектор, ноутбук, столик для размещения

необходимого оборудования;

конверт 1 – игра «Найди друзей»;

конверт 2 – игра «Повторяка»;

«Чудесный мешочек» с объектами (лимон, шишка, мяч, машинка, книжка,

кастрюлька), кубики с признаками объектов на гранях каждого – 3 шт.;

картинки с изображением веселого и грустного смайликов;

числовые ряды от 0 до 10 и от 0 до 100 десятками на горизонтальной

основе;

геометрические фигуры на вертикальной основе;

презентация.

Алгоритм проведения мастер – класса.

Вступительное слово.

Добрый

день,

уважаемые

коллеги!

У

человека

все

предназначено

для

самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и

говорить. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка необходима больше

окружающим, чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть

эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Уважаемые коллеги!

Тема

моего

мастер

класса

«Применение

игр

ТРИЗ

технологии

в

образовательном процессе дошкольного учреждения».

Выделение проблемы.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи и от их решения порой зависит

наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие

проблемы?

Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой

личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только

неправильное воспитание, обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо уже в дошкольном

возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и

смотреть

на

окружающий

мир.

И

в

этом

нам

помогает

одна

из

самых

уникальных

технологий

развития

творческой

деятельности

дошкольников

ТРИЗ.

Панель.

Уважаемые педагоги! А кто из вас сможет расшифровать, что означает

«ТРИЗ»? (теория решения изобретательских задач).

Придумал

и

разработал

эту

удивительную

технологию

отечественный

изобретатель, ученый, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Но в

начале он и его последователи внедряли ТРИЗ для решения технических и

инженерных задач. И только с 1987 года ТРИЗ пришел в детские сады.

Какова же, по вашему мнению, цель использования ТРИЗ – технологии в

детском саду? (ответы участников)

Действительно, цель использования ТРИЗ – развитие с одной стороны

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность, а с другой стороны – поисковой активности, стремления к

новизне,

развитие

речи

и

творческого

воображения,

что

очень

важно

для

будущего школьника.

А что же такое ТРИЗ для дошкольников? (ответы участников).

ТРИЗ

для

дошкольников

это

система

коллективных

игр,

занятий,

призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее

эффективность.

Самое главное – обращать внимание ребенка на интересные вещи, не

пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на

ситуацию

с

разных

сторон,

находить

хорошее

в

«плохом»

и

плохое

в

«хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью

объяснить

результаты.

Другими

словами,

воспитывать

любознательность

у

детей во всех проявлениях.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!», «Творчество во всем!».

И сегодня в рамках моего мастер – класса по применению игр данной

технологии в совместной деятельности с детьми я приглашаю вас в интересную

и увлекательную страну под названием ТРИЗ.

Работа с материалом.

Игра «Найди друзей» (на сплочение коллектива участников мастер – класса).

Цель: формирование умения выявлять признаки объекта.

Перед вами на столе лежат карточки с картинками: чайник, слон, капуста,

машина,

бабочка,

цветок,

самолет,

утка,

шарик,

дом,

ежик,

лимон,

рыба,

паутина,

гитара,

лодка,

часы,

лягушка,

телевизор,

перо,

гриб,

заяц,

кукла,

крокодил, дерево, зонтик.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола;

4. не двигается сам; 5. живет в воде; 6. живет в городе.

С детьми данную игру можно проводить в более активном виде, как в

группе, так и во время прогулки, если каждому ребенку раздать по карточке.

Игра «Повторяка».

Цель: формирование умения выявлять функции объекта.

Уважаемые

педагоги,

выберите

себе

любую

картинку

из

конверта.

На

картинках изображены разные объекты, а каждый объект имеет определенную

функцию. Например, я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить»

эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной

вашему объекту функции.

Варианты ответов участников мастер – класса:

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Я – чайник. Я прыгаю, когда киплю.

Я – телевизор. Я тоже прыгаю, когда землетрясение или когда у меня

включают очень большую громкость.

Я – лодка. Я прыгаю, когда большие волны.

Я – гриб. Я прыгаю вместе с белочкой, когда она несет меня в дупло.

Внедрение

ТРИЗ

технологии

начинается

с

проведения

с

детьми

подготовительной

работы

по

изучению

Природного

и

Рукотворного

мира,

живой и неживой природы, а также, признаков объектов окружающего мира:

форма,

цвет,

рельеф,

температура,

влажность,

действия

и

т.

д.

Признаки

объектов обозначаются пиктограммами, которые можно придумать вместе с

детьми или взять готовые (пиктограммы представлены на слайде).

Главное, чтобы в течение всей работы пиктограммы сохранялись неизменными.

Изучение каждого признака занимает от 7 – 5 до 2-х дней, в зависимости от

возраста детей.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: формирование умений описывать объект окружающего мира, используя

признаки: цвет, форма, вкус, запах и т. д.

Уважаемый участники, ваша задача на ощупь угадать объект, находящийся

в

нашем

мешочке,

назвать

его.

Затем

бросить

«кубики»

с

карточками

признаками, описать его по трем выпавшим признакам, называя при этом имя

признака.

В случае, если ребенок не сможет угадать объект тактильно, то достает его

просто так и дает ему описание.

Игра «Дразнилка».

Цель: обогащение словаря.

Уважаемые педагоги. Я буду назвать объект. А вы, не называя его функцию

вслух, подразните с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Пример:

П: Кошка.

Уч.: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

Ход игры:

П: Пылесос.

Уч.:

Шумелочка,

всасывалка,

выдувалочка,

убиралка,

тарахтелочка,

сломалище…

П: Знаки дорожные.

Уч.: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

П: Снег.

Уч.: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка…

П: Когда снег может быть укрывалкой?

Уч.: Когда его много – он укрывает землю, сохраняет тепло.

П: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?

Уч.: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

П: Снег превращается только в воду или еще как – нибудь может исчезнуть?

Уч.: Испарялочка, исчезалка…

(необходимые картинки появляются на слайде поэтапно)

Игра «Хорошо – плохо».

Цель:

формирование

умений

выделять

в

объектах

окружающего

мира

положительные и отрицательные стороны.

Для следующей игры, уважаемые педагоги, вам необходимо разделиться на

две команды. Первая команда будет называть хорошие качества (она получает

веселый смайлик), а вторая – плохие (она получает грустный смайлик).

Определить положительные и отрицательные стороны я вам предлагаю у

следующего объекта (участникам показывается картинка «Весна»).

Команды

из

числа

участников

мастер

класса

по

очереди

высказывают

положительные и отрицательные стороны заданного времени года.

ИГРА «Да – нет».

Цель: формирование классификационных навыков.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит тайны. Суть этой игры

заключается в том, чтобы отгадать некую тайну. Один человек загадывает, а

другие отгадывают. Загадывать можно любой объект, явление и т. д.

Принцип игры «Да – нет» наиболее нагляден на примере работы с

горизонтально выстроенными числами в линейном пространстве. Простыми

словами, числа от 0 до 10 расположены на бумажном листе.

Уважаемы педагоги! Сейчас я загадаю число. Ваша задача задавать мне

вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Цель – отгадать число,

которое

я

загадала.

Условие:

количество

ваших

вопросов

должно

быть

минимальным.

Задача педагога донести до дошкольников, что перебор вариантов не дает

эффекта и необходимо задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину

числового ряда. При таком наборе вопросов продвижение к ответу происходит

быстрее.

В зависимости от уровня освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100

десятками задания усложняются с последующим закреплением:

игры «Да – нет» с числовым рядом без наглядного изображения на ленте;

игры «Расскажи, где находится число»;

игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте».

Для игры «Да – нет» можно использовать разные предметы, выставленные в

ряд, например, игрушки, посуда, овощи, картинки с изображением животных и

т. д. Располагать их можно не только горизонтально, но и вертикально, и даже

на плоскости листа или стола.

Рефлексия.

И в заключении моего мастер – класса, представьте, что сегодняшний день

вы провели в ресторане и теперь директор ресторана (ведущий указывает на

себя) просит вас ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте …

Кто готов к общению с директором ресторана? (высказывания участников)

Спасибо! Ваше мнение очень важно для меня.

Анализ проведенного мероприятия.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в

применении

технологии

ТРИЗ,

так

как

вы

активно

участвовали,

были

эмоциональны. Участие в предложенных мною игр способствовало вашему

раскрепощению, активизации творческих способностей.

Для лучшего видения возможностей применения ТРИЗ – технологии в жизни

детского сада я приготовила для вас буклеты, в которых вы найдете подборку

игр. Рада, что вы посетили данное мероприятие.

Спасибо за внимание.



В раздел образования