Автор: Припускова Ирина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с 81
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов ДОО
Тема: "Применение игр ТРИЗ - технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
Информационная карта мастер – класса
ФИО автора: Припускова Ирина Георгиевна.
Тема
мастер
–
класса:
«Применение
игр
ТРИЗ
–
технологии
в
образовательном процессе дошкольного учреждения».
Тема самообразования: «Развитие речи детей через использование элементов
технологии ТРИЗ»
Цель мастер – класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ –
технологии;
познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;
сформировать
у
участников
мотивацию
на
использование
ТРИЗ
–
технологии в своей педагогической деятельности.
Оборудование:
стол и стулья для участников, проектор, ноутбук, столик для размещения
необходимого оборудования;
конверт 1 – игра «Найди друзей»;
конверт 2 – игра «Повторяка»;
«Чудесный мешочек» с объектами (лимон, шишка, мяч, машинка, книжка,
кастрюлька), кубики с признаками объектов на гранях каждого – 3 шт.;
картинки с изображением веселого и грустного смайликов;
числовые ряды от 0 до 10 и от 0 до 100 десятками на горизонтальной
основе;
геометрические фигуры на вертикальной основе;
презентация.
Алгоритм проведения мастер – класса.
Вступительное слово.
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
У
человека
все
предназначено
для
самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и
говорить. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка необходима больше
окружающим, чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть
эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Уважаемые коллеги!
Тема
моего
мастер
–
класса
«Применение
игр
ТРИЗ
–
технологии
в
образовательном процессе дошкольного учреждения».
Выделение проблемы.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи и от их решения порой зависит
наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие
проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой
личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только
неправильное воспитание, обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо уже в дошкольном
возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и
смотреть
на
окружающий
мир.
И
в
этом
нам
помогает
одна
из
самых
уникальных
технологий
развития
творческой
деятельности
дошкольников
–
ТРИЗ.
Панель.
Уважаемые педагоги! А кто из вас сможет расшифровать, что означает
«ТРИЗ»? (теория решения изобретательских задач).
Придумал
и
разработал
эту
удивительную
технологию
отечественный
изобретатель, ученый, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Но в
начале он и его последователи внедряли ТРИЗ для решения технических и
инженерных задач. И только с 1987 года ТРИЗ пришел в детские сады.
Какова же, по вашему мнению, цель использования ТРИЗ – технологии в
детском саду? (ответы участников)
Действительно, цель использования ТРИЗ – развитие с одной стороны
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность, а с другой стороны – поисковой активности, стремления к
новизне,
развитие
речи
и
творческого
воображения,
что
очень
важно
для
будущего школьника.
А что же такое ТРИЗ для дошкольников? (ответы участников).
ТРИЗ
для
дошкольников
–
это
система
коллективных
игр,
занятий,
призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее
эффективность.
Самое главное – обращать внимание ребенка на интересные вещи, не
пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на
ситуацию
с
разных
сторон,
находить
хорошее
в
«плохом»
и
плохое
в
«хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью
объяснить
результаты.
Другими
словами,
воспитывать
любознательность
у
детей во всех проявлениях.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!», «Творчество во всем!».
И сегодня в рамках моего мастер – класса по применению игр данной
технологии в совместной деятельности с детьми я приглашаю вас в интересную
и увлекательную страну под названием ТРИЗ.
Работа с материалом.
Игра «Найди друзей» (на сплочение коллектива участников мастер – класса).
Цель: формирование умения выявлять признаки объекта.
Перед вами на столе лежат карточки с картинками: чайник, слон, капуста,
машина,
бабочка,
цветок,
самолет,
утка,
шарик,
дом,
ежик,
лимон,
рыба,
паутина,
гитара,
лодка,
часы,
лягушка,
телевизор,
перо,
гриб,
заяц,
кукла,
крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола;
4. не двигается сам; 5. живет в воде; 6. живет в городе.
С детьми данную игру можно проводить в более активном виде, как в
группе, так и во время прогулки, если каждому ребенку раздать по карточке.
Игра «Повторяка».
Цель: формирование умения выявлять функции объекта.
Уважаемые
педагоги,
выберите
себе
любую
картинку
из
конверта.
На
картинках изображены разные объекты, а каждый объект имеет определенную
функцию. Например, я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить»
эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной
вашему объекту функции.
Варианты ответов участников мастер – класса:
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки.
Я – чайник. Я прыгаю, когда киплю.
Я – телевизор. Я тоже прыгаю, когда землетрясение или когда у меня
включают очень большую громкость.
Я – лодка. Я прыгаю, когда большие волны.
Я – гриб. Я прыгаю вместе с белочкой, когда она несет меня в дупло.
Внедрение
ТРИЗ
–
технологии
начинается
с
проведения
с
детьми
подготовительной
работы
по
изучению
Природного
и
Рукотворного
мира,
живой и неживой природы, а также, признаков объектов окружающего мира:
форма,
цвет,
рельеф,
температура,
влажность,
действия
и
т.
д.
Признаки
объектов обозначаются пиктограммами, которые можно придумать вместе с
детьми или взять готовые (пиктограммы представлены на слайде).
Главное, чтобы в течение всей работы пиктограммы сохранялись неизменными.
Изучение каждого признака занимает от 7 – 5 до 2-х дней, в зависимости от
возраста детей.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: формирование умений описывать объект окружающего мира, используя
признаки: цвет, форма, вкус, запах и т. д.
Уважаемый участники, ваша задача на ощупь угадать объект, находящийся
в
нашем
мешочке,
назвать
его.
Затем
бросить
«кубики»
с
карточками
–
признаками, описать его по трем выпавшим признакам, называя при этом имя
признака.
В случае, если ребенок не сможет угадать объект тактильно, то достает его
просто так и дает ему описание.
Игра «Дразнилка».
Цель: обогащение словаря.
Уважаемые педагоги. Я буду назвать объект. А вы, не называя его функцию
вслух, подразните с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Пример:
П: Кошка.
Уч.: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
Ход игры:
П: Пылесос.
Уч.:
Шумелочка,
всасывалка,
выдувалочка,
убиралка,
тарахтелочка,
сломалище…
П: Знаки дорожные.
Уч.: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…
П: Снег.
Уч.: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка…
П: Когда снег может быть укрывалкой?
Уч.: Когда его много – он укрывает землю, сохраняет тепло.
П: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Уч.: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
П: Снег превращается только в воду или еще как – нибудь может исчезнуть?
Уч.: Испарялочка, исчезалка…
(необходимые картинки появляются на слайде поэтапно)
Игра «Хорошо – плохо».
Цель:
формирование
умений
выделять
в
объектах
окружающего
мира
положительные и отрицательные стороны.
Для следующей игры, уважаемые педагоги, вам необходимо разделиться на
две команды. Первая команда будет называть хорошие качества (она получает
веселый смайлик), а вторая – плохие (она получает грустный смайлик).
Определить положительные и отрицательные стороны я вам предлагаю у
следующего объекта (участникам показывается картинка «Весна»).
Команды
из
числа
участников
мастер
–
класса
по
очереди
высказывают
положительные и отрицательные стороны заданного времени года.
ИГРА «Да – нет».
Цель: формирование классификационных навыков.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит тайны. Суть этой игры
заключается в том, чтобы отгадать некую тайну. Один человек загадывает, а
другие отгадывают. Загадывать можно любой объект, явление и т. д.
Принцип игры «Да – нет» наиболее нагляден на примере работы с
горизонтально выстроенными числами в линейном пространстве. Простыми
словами, числа от 0 до 10 расположены на бумажном листе.
Уважаемы педагоги! Сейчас я загадаю число. Ваша задача задавать мне
вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Цель – отгадать число,
которое
я
загадала.
Условие:
количество
ваших
вопросов
должно
быть
минимальным.
Задача педагога донести до дошкольников, что перебор вариантов не дает
эффекта и необходимо задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину
числового ряда. При таком наборе вопросов продвижение к ответу происходит
быстрее.
В зависимости от уровня освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100
десятками задания усложняются с последующим закреплением:
игры «Да – нет» с числовым рядом без наглядного изображения на ленте;
игры «Расскажи, где находится число»;
игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте».
Для игры «Да – нет» можно использовать разные предметы, выставленные в
ряд, например, игрушки, посуда, овощи, картинки с изображением животных и
т. д. Располагать их можно не только горизонтально, но и вертикально, и даже
на плоскости листа или стола.
Рефлексия.
И в заключении моего мастер – класса, представьте, что сегодняшний день
вы провели в ресторане и теперь директор ресторана (ведущий указывает на
себя) просит вас ответить на несколько вопросов:
Я съел бы еще этого…
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте …
Кто готов к общению с директором ресторана? (высказывания участников)
Спасибо! Ваше мнение очень важно для меня.
Анализ проведенного мероприятия.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в
применении
технологии
ТРИЗ,
так
как
вы
активно
участвовали,
были
эмоциональны. Участие в предложенных мною игр способствовало вашему
раскрепощению, активизации творческих способностей.
Для лучшего видения возможностей применения ТРИЗ – технологии в жизни
детского сада я приготовила для вас буклеты, в которых вы найдете подборку
игр. Рада, что вы посетили данное мероприятие.
Спасибо за внимание.