Автор: Вихарева Юлия Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Эрудит"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Пальчиковые игры в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковые игры в работе с детьми
Пальчиковая игра - это процесс инсценировки стихов или историй при
помощи пальцев
ребенка
и
взрослого.
Пальчиковые
игры
прекрасное
средство для развития мелкой моторики у детей (младшего возраста 3–7
лет). Это эффективно влияет на общее развитие ребенка и, особенно, на
улучшение
речи. Пальчиковые
игры
помогают
ребенку
развивать
эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие
способности. Наиболее ярко здесь проявляется индивидуальное своеобразие
природных задатков детей. Известно, что у хиромантов (это люди, которые
гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в
кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной
энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по
мере
того
как
дитя
взрослеет
и
набирается
ума,
кулачок
раскрывается".
Исходя из этого, можно говорить об обратной взаимосвязи. Ведь утверждают
же
и
психологи,
и
неврологи,
что
мозговая
деятельность
соотносится
с
мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно,
что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет
работать.
Для
детей
от
года
до
двух
больше
подходят пальчиковые
игры,
выполняемые
одной
рукой.
Трехлетние
малыши
уже
готовы
к
воспроизведению игровых упражнений с участием двух рук, когда, например,
одна кисть изображает домик, а вторая – кошку, которая в него залазит. И уже
значительно
позже
для
детей
более
старшего
возраста
игру
дополняют
реквизитом – мелкими предметами, кубиками, шариками, колпачками на
пальцы и т. д.
Начинать пальчиковую
игру
можно
с
так
называемой «разогревки»
–
сгибания
и
разгибания пальцев,
постукивания пальчиками,
изображения
«дождика» или клюющих курочек. До начала игры обсуждаем ее содержание
и необходимые жесты. Одну и ту же игру проводим в нескольких вариантах,
меняя упражнения игры, и конечно же оставляя неизменным любимые игры
деток.
Движения
в пальчиковых
играх
не
нужно
выполнять
строго
по
инструкции, их можно видоизменять и обогащать. Показываем с детками не
только содержание строки, но и каждого слова. И самое главное не делаю
замечаний
и
никогда
не
принуждаю
ребенка
к пальчиковой
гимнастике,
просто откладываем ее и возвращаемся к ней когда он в настроении.
В моей практике помимо развития речи и мелкой моторики, пальчиковая
игра
помогает
мне
формировать
доверительные
и
добрые
отношения
с
детьми,
учит
сосредотачиваться
и
быть
внимательными.
Совместные
действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у
ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными
комплексами. Дети с большим желанием и интересом разучивают новые игры,
повторяют
уже
знакомые,
самостоятельно
выполняют
жесты
и
проговаривают
слова. Пальчиковые
игры
можно
использовать
как
физминутки на занятиях, в процессе наблюдения на природе, в бытовой
деятельности.