Напоминание

"Элементы ритмики на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"


Автор: Фокина Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №47 имени М.Ф. Мацулевич"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Элементы ритмики на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 47 имени М.Ф. Мацулевич»

Методический доклад

ЭЛЕМЕНТЫ РИТМИКИ

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ

Фокина Наталья Сергеевна

преподаватель теоретических дисциплин

первой квалификационной категории

Новокузнецк 2020

Содержание

Введение

3

Элементы ритмики на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

4

Динамика

4

Темп

5

Строение музыкального произведения

5

Метроритм

6

Заключение

9

Список литературы

10

2

Введение

Предметы

«Сольфеджио»

и

«Ритмика»

имеют

каждый

ярко

выраженную

специфику,

внутреннюю

логику

по следовательного

прохождения материала, предполагают использование определённых форм

работы; в то же время, у данных предметов общие цели, задачи и единые

методические установки.

Педагог,

ведущий

сольфеджио

в

младших

классах

детской

школы

искусств,

может

включать

в

занятия

двигательно-ритмические

игры

и

упражнения. В результате урок обогатится различными формами работы, что

положительно

скажется

на

эмоциональном

тонусе

учащихся,

их

работоспособности, активности восприятия. В свою очередь, положительные

эмоции у детей способствуют быстроте и лёгкости усвоения, уверенности в

своих силах.

Произведения, прослушанные и исполненные на уроке сольфеджио,

лучше

закрепятся

в

памяти

через

движения,

которые

усиливают

эмоциональное

воздействие

музыки,

способствуют

яркости

восприятия

художественного образа.

Кроме

того,

необходимо

удовлетворить

естественную

потребность

организма ребёнка в движении. Дети в школе мало двигаются, больше сидят,

из-за чего нарушается баланс между умственной и физической нагрузкой.

Цель

данного

доклада

рекомендовать

активное

использование

элементов ритмики на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.

Задачи

обосновать

важность

использования

элементов

ритмики,

описать основные ритмические упражнения и игры, которые целесообразно

использовать на уроках сольфеджио; сгруппировать упражнения по темам.

3

Элементы ритмики на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Элементы

ритмики

на

уроках

сольфеджио

помогают

в

решении

следующих

задач:

воспитание

восприятия

характера

музыки,

развитие

музыкально-выразительных

представлений

и

творческой

активности,

воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное

освоение детьми метроритмической структуры музыки.

На

уроках

сольфеджио

можно

использовать

основные

движения:

ходьба, бег, прыжки, построения и перестроения, танцевальные движения,

игры.

Целесообразно

использовать

элементы

ритмики

при

прохождении

следующих тем: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика,

метроритм,

строение

музыкального

произведения.

Разные

темы

можно

прорабатывать

на

одном

и

том

же

музыкальном

примере.

Очень

важно

подобрать соответствующую музыку – выразительную, яркую, чёткую по

форме.

Дети

интуитивно

воспринимают

и

передают

в

движении

характер,

темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных

игровых и творческих упражнениях. Например, ощущая сильную долю, дети

отмечают её хлопками, наклоном корпуса (что в дальнейшем поможет им в

определении размера).

Рассмотрим основные ритмические упражнения и игры.

Динамика

Важно обращать внимание на связь между динамикой и изменением

силы мышечного напряжения.

Упражнение:

исполнять

дирижёрский

жест

на f

энергичнее,

с

большей

амплитудой движения, чем на p.

4

Темп

Умение

удерживать

нужный

темп

положительно

сказывается

на

занятиях по специальности, в хоровом классе.

Упражнения:

ходить,

бегать

равными

длительностями,

дирижировать,

исполнять

ритмические

рисунки

в

темпе

исполняемого

педагогом

или

звучащего в записи произведения;

уметь ускорять и замедлять темп дирижирования;

выполнять по памяти ходьбу, бег, дирижирование, ритмические

рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки;

сохранять

заданный

темп

в

речевых

и

интонационных

упражнениях (произнесение текста, сольфеджирование в заданном темпе во

время ходьбы или бега равными длительностями).

Строение музыкального произведения

Для

ощущения

на

слух

фразировки

можно

использовать

ряд

методических приёмов:

поочерёдное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз;

пальцы

сжать

в

кулаки,

в

конце

первой

фразы

один

палец

выпрямляется («выскальзывает»), так же и в конце следующей фразы и т. д.

Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе;

длину

фраз

можно

отображать

дугообразным

движением

рук:

подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева – направо; на

следующую фразу дуга описывается справа – налево;

поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди

пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки

будет

зависеть

от

длины

фразы.

В

данном

упражнении

наглядно

видно

протяжённость каждой из них;

чёткий и своевременный переход от одного движения к другому в

момент начала новой фразы, части;

5

первую сильную долю после вступления в песнях и пьесах можно

отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.

Метроритм

Ритм

является

одним

из

важных

выразительных

средств

музыки.

Воспитание

чувства

метроритма

является

одной

из

важнейших

задач

на

начальном

этапе

обучения

детей.

Этой

стороне

музыкального

развития

необходимо уделять особое внимание.

Восприятие

музыкального

ритма

активный

слуходвигательный

процесс.

Обучение

ритмическим

величинам

только

путём

абстрактных

объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.

Ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре, и

привлекать к ней всех без исключения детей.

Упражнения для выполнения в размерах 2/4 и 3/4:

для

определения

размера

в

пьесе

отмечать

метрические

доли

хлопками, шагами и считать: «раз-два» или «раз-два-три»;

делать на сильную долю громкий хлопок в ладоши, на слабую –

разводить руки в стороны или хлопать по коленкам;

игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в

ладоши, слабые доли «сбрасывают» кистями рук;

на сильную долю топать одной ногой;

подражание «покачиванию» при исполнении колыбельной;

упражнение «Эхо» для развития ритмической памяти: педагог

проигрывает

на

фортепиано

(бубне,

барабане

или

других

ударных

инструментах)

2-4

такта

пьесы

или

придумывает

ритмы

сам,

а

дети

повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. При

повторении упражнения дети шагают под музыку чётных фраз. Затем чётные

фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический

рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по

памяти;

6

интуитивному

освоению

соотношений

длительностей

(долгие,

короткие

звуки)

способствует

ходьба

под

музыку:

сочетание

четырёх

восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4.

для

осознанного

усвоения

длительностей

(четверть,

восьмая,

половинная)

используется

выполнение

данных

длительностей

условными

обозначениями:

o

четвертная длительность – шаг, восьмые – бег, половинная –

остановка;

o

«умные» ладошки: четверти – ладошки на стол или движение

сверху вниз ребром ладони, восьмые – хлопки в ладоши, половинные –

руки на пояс;

«протопывание» ритмического рисунка знакомого стихотворения

вместе или двумя группами каноном;

«протопывание» долей: одна группа – все доли, другая – только

сильные доли;

Игра

«Охотник

и

собачка»:

охотник

«шагает»

четвертными,

собачка «бежит» восьмыми;

дирижирование во время ходьбы:

o

выполняя шагами равные длительности;

o

выполняя шагами простейшие ритмические рисунки, состоящие

из четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4 и 3/4;

определение длительностей по дирижёрскому жесту;

определение

повторности

ритмических

фраз,

выполненных

шагами;

узнавание

песни

по

ритмическому

рисунку,

выполненному

шагами или «умными» ладошками;

ритмическое

упражнение

«Поговорим…»:

педагог

выполняет

«умными»

ладошками

ритмическую

фразу,

ученик

должен

повторить

её,

сочинить и выполнить свою фразу-продолжение в том же темпе. Следующий

7

ученик

повторяет

ритмическую

фразу,

сочинённую

своим

товарищем,

и

выполняет свой вариант и т. д. Ученик, допустивший ошибку, выбывает из

игры;

«Ритмический разговор»: педагог предлагает каждому ученику

ответить на его ритмическую фразу, выполненную «умными» ладошками,

своей. Педагог свою фразу, как рефрен в рондо, повторяет неизменно, а

ученики, как эпизод в рондо, отвечают другой ритмической фразой;

игра на шумовых инструментах.

8

Заключение

В младших классах ДШИ движение имеет важное значение. Элементы

ритмики, подвижные игры, танцы, игры на различных ударных инструментах

помогают

при

помощи

движений,

моторики

усвоить

и

закрепить

в

восприятии

временные

отношения

в

музыке.

Ощущение

музыкальной

формы,

темпа,

метра,

динамики

и

ритмического

рисунка

естественно

выражается

и

подкрепляется

различными

движениями.

Детям

ритмика

полезна для развития координации движений, пространственной ориентации,

улучшения осанки, для воспитания чётких и точных движений в жизни, при

обучении игре на инструменте. Для многих движение – одно из средств

выражения

своих

впечатлений

от

музыки,

и

впоследствии

раскрытия

художественного образа музыкального произведения.

Положительно влияют занятия ритмикой и на умственное развитие

детей, ведь каждое задание нужно понять, правильно выполнить, вовремя

включиться

в

деятельность,

а

также

осмыслить

соответствие

выбранных

движений

характеру

музыки.

Потребность

в

движении

превращается

в

упорядоченную

и

осознанную

деятельность,

которая

организует

и

дисциплинирует детей.

При

построении

ритмических

упражнений

лучше

использовать

удобные

и

понятные

детям

движения,

естественные

и

нетрудные.

Виды

движений, которые возможно использовать на уроках сольфеджио: обычный

шаг,

шаг

на

носках,

пружинный

шаг,

шаг

с

высоким

подъёмом

ног,

хороводный шаг, топающий шаг на месте, шаг с продвижением вперёд, шаг в

кружении, притопы, полуприседания, приставной шаг с полуприседанием,

полуприседание

с

поочерёдным

выставлением

ноги

на

пятку,

плавное

разведение рук в стороны из положения рук на поясе, наклоны, поднятие рук.

9

Список литературы

1.

Затямина,

Т.,

Стрепетова

Л.

Музыкальная

ритмика. –

М.:

«Планета», 2013. – 112 с.

2.

Конорова, Е. Ритмика. Выпуск 1. М.: «Музыка», 2018. – 116 с.

3.

Коренева,

Т.

Музыкально-ритмические

движения

для

детей

дошкольного и младшего шеольного возраста. Часть 1. М: «Владос», 2001. –

112 с.

4.

Лифиц, И. Ритмика. М: «Академия», 1999. – 224 с.

5.

Франио, Г. Методическое пособие по ритмике. М.: «Музыка»,

2005. – 152 с.

10



В раздел образования