Автор: Козеровская Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида»
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека проблемных вопросов, ситуационных задач на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Картотека проблемных вопросов, ситуационных задач
на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Проблемные вопросы к занятиям
Формирование элементарных математических представлений.
-Зачем нужна людям математика?
-Все ли геометрические фигуры имеют углы? Почему?
-Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?
-Зачем нужны геометрические фигуры?
-Что надо сделать ,чтобы узнать какая полоска шире?
-Как можно измерить высоту предмета, если не иметь линейки?
-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?
-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?
-Зачем нужно уметь считать?
Введение в грамоту.
-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?
-Что образует слог?
-Из чего состоит слово, если мы его пишем?
-Из чего состоит слово, если мы его произносим?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков? Почему?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков? Почему?
-Что определяет границы предложения на письме?
-Что определяет границы предложения в речи?
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
-Что будет, если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба - Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?
-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
- Как медведю жить в теремке и не сломать его?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
- Как козляткам не пустить волка в дом?
- Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?
- Как помочь медведю полить малину?
- Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?
- Как Маше не заблудиться в лесу?
- Как козленку не заблудиться в саду?
Изобразительное искусство.
Рисование. Лепка
-Можно ли нарисовать портрет без кисточки? Почему?
-Что будет, если согнуть глиняную палочку?
-Что произойдет, если смешать краски между собой?
-Что получится, если к шарику прикрепить столбик?
-Почему цвета называют теплыми и холодными?
-Что нужно сделать, чтобы слепить снеговика?
-Как при помощи цвета передать настроение?
-Что произойдет, если части предмета соединить непрочно?
-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?
-Зачем нужны стеки?
-Как может портрет рассказать о самом человеке?
Что нужно сделать, чтобы придать образу выразительности?
-Какую картину называют натюрмортом?
Аппликация Конструирование
-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?
-Как узнать, сколько деталей потребуется для постройки?
-Почему говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
-Почему шар может катиться, а кубик нет?
-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?
-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?
-Можно ли заменить бумагу другим материалом?
-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?
-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?
-Можно ли сконструировать поделку из бумаги? Как?
-Что нужно сделать, чтобы вырезать симметричную фигуру?
-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?
-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же, как и с
бумагой? Почему?
-Какой схеме соответствует постройка?
Развитие элементарных экологических представлений.
-Почему тает снег на ладони?
-Для чего птицы улетают в теплые края?
-Что произойдет, если исчезнут растения?
-Что произойдет, если пересохнут реки?
-Почему зимующим птицам трудно зимой?
-Что произойдет, если времена года наступят не в свой черед?
-Почему хрустит снег под ногами?
-Почему из тучи идет дождь?
-Почему листья разноцветные только осенью?
Логика.
-Почему птицы летают, а люди нет?
-Почему днем светло, а ночью темно?
-Что общего между цифрой четыре и слоном?
-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?
-Можно ли пронести воду в решете? Почему?
-Зачем кошке мягкие лапки?
Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?
-Что сделать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?
-Почему говорят: «Друг познается в беде»?
-Почему холодный снег греет?
Ситуационные задачи для развития мышления детей в процессе
обучения и воспитания старших дошкольников
Тема: «Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие
нет.
Тема: «Деревья»
Дети получают письмо из леса от Лесовичка о том, что там появились люди, которые
ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы
Сорока принесла в детский сад сюжетную картину, изображающую голые, больные
деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему
помочь.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним
добраться
Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто
из вас должен занять место, если оно одно?
Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?
Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой
ситуации?
Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?
Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не
увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?
Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?
Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке.
Сок начал капать на пол. Что делать?
Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что
делать?
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из
какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.
Можно ли ими напиться?
Тема: «Обувь»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы
прийти в детский сад, не промочив ноги?
Тема: «Одежда»
Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было
комфортно.
Тема: «ПДД»
Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с
апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?
Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого
давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?
Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги
подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?
Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу
человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?
Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как
перейти дорогу? По чему сориентироваться?
Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по
краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?
Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не
дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше
перейти с ними дорогу? Как поступить?
Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?
Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для
пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины.
Что делать? Двигаться дальше или нет?
Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться
регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?
Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал
светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле
невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации?
У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе
проезжей части. Как поступить в такой ситуации?
Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной
дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?
Тема: «Семья»
Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая
дорожка длинная, а какая короткая…
Тема: «Насекомые»
Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И
вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..
Тема: « Зима»
Ира потеряла по дороге варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице
очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям.
Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?
Ситуационные задачи в процессе ФЭМП
Тема: «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.
Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Объём»
Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные
и с узким горлышком.
Тема: «Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он
никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. Как ей
быть?
Тема: « Измерение длины»
Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая
дорожка длинная, а какая короткая.
СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»
«…люди не знали об опасности»
Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление,
внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
«…в детском саду объявили тревогу»
Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания
детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции,
согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг
другу.
«…съесть незнакомую ягоду»
Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и
опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить
высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к
незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.
«…собака напала на ребенка»
Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними
животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с
домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых
животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать
любовь к животным
«…взлететь высоко, как птица»
Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут
быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в
том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь;
воспитывать любовь к живому
«…питаться только сладостями
Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм;
познакомить
с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты
приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный
запас детей по теме; воспитывать культуру еды.
СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно,
босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень
холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь
навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго
шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и
пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем
программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все
магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего
Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив
рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция.
Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя,
который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем
были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме
Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести
ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?