Напоминание

Картотека проблемных вопросов, ситуационных задач на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Козеровская Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида»
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека проблемных вопросов, ситуационных задач на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека проблемных вопросов, ситуационных задач

на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.

Проблемные вопросы к занятиям

Формирование элементарных математических представлений.

-Зачем нужна людям математика?

-Все ли геометрические фигуры имеют углы? Почему?

-Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?

-Зачем нужны геометрические фигуры?

-Что надо сделать ,чтобы узнать какая полоска шире?

-Как можно измерить высоту предмета, если не иметь линейки?

-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?

-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?

-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

-Зачем нужно уметь считать?

Введение в грамоту.

-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?

-Что образует слог?

-Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков? Почему?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков? Почему?

-Что определяет границы предложения на письме?

-Что определяет границы предложения в речи?

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

-Что будет, если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба - Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

- Как медведю жить в теремке и не сломать его?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

- Как козляткам не пустить волка в дом?

- Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?

- Как помочь медведю полить малину?

- Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?

- Как Маше не заблудиться в лесу?

- Как козленку не заблудиться в саду?

Изобразительное искусство.

Рисование. Лепка

-Можно ли нарисовать портрет без кисточки? Почему?

-Что будет, если согнуть глиняную палочку?

-Что произойдет, если смешать краски между собой?

-Что получится, если к шарику прикрепить столбик?

-Почему цвета называют теплыми и холодными?

-Что нужно сделать, чтобы слепить снеговика?

-Как при помощи цвета передать настроение?

-Что произойдет, если части предмета соединить непрочно?

-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?

-Зачем нужны стеки?

-Как может портрет рассказать о самом человеке?

Что нужно сделать, чтобы придать образу выразительности?

-Какую картину называют натюрмортом?

Аппликация Конструирование

-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?

-Как узнать, сколько деталей потребуется для постройки?

-Почему говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

-Почему шар может катиться, а кубик нет?

-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?

-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?

-Можно ли заменить бумагу другим материалом?

-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?

-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?

-Можно ли сконструировать поделку из бумаги? Как?

-Что нужно сделать, чтобы вырезать симметричную фигуру?

-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?

-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же, как и с

бумагой? Почему?

-Какой схеме соответствует постройка?

Развитие элементарных экологических представлений.

-Почему тает снег на ладони?

-Для чего птицы улетают в теплые края?

-Что произойдет, если исчезнут растения?

-Что произойдет, если пересохнут реки?

-Почему зимующим птицам трудно зимой?

-Что произойдет, если времена года наступят не в свой черед?

-Почему хрустит снег под ногами?

-Почему из тучи идет дождь?

-Почему листья разноцветные только осенью?

Логика.

-Почему птицы летают, а люди нет?

-Почему днем светло, а ночью темно?

-Что общего между цифрой четыре и слоном?

-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?

-Можно ли пронести воду в решете? Почему?

-Зачем кошке мягкие лапки?

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?

-Что сделать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?

-Почему говорят: «Друг познается в беде»?

-Почему холодный снег греет?

Ситуационные задачи для развития мышления детей в процессе

обучения и воспитания старших дошкольников

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие

нет.

Тема: «Деревья»

Дети получают письмо из леса от Лесовичка о том, что там появились люди, которые

ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы

Сорока принесла в детский сад сюжетную картину, изображающую голые, больные

деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему

помочь.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним

добраться

Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто

из вас должен занять место, если оно одно?

Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?

Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой

ситуации?

Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?

Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не

увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?

Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?

Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке.

Сок начал капать на пол. Что делать?

Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что

делать?

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из

какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли ими напиться?

Тема: «Обувь»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы

прийти в детский сад, не промочив ноги?

Тема: «Одежда»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было

комфортно.

Тема: «ПДД»

Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с

апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?

Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого

давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?

Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги

подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?

Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу

человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?

Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как

перейти дорогу? По чему сориентироваться?

Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по

краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?

Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не

дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше

перейти с ними дорогу? Как поступить?

Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?

Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для

пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины.

Что делать? Двигаться дальше или нет?

Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться

регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?

Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал

светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле

невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации?

У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе

проезжей части. Как поступить в такой ситуации?

Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной

дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?

Тема: «Семья»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая

дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Насекомые»

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И

вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..

Тема: « Зима»

Ира потеряла по дороге варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице

очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям.

Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?

Ситуационные задачи в процессе ФЭМП

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.

Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные

и с узким горлышком.

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он

никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. Как ей

быть?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая

дорожка длинная, а какая короткая.

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

«…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление,

внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

«…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания

детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции,

согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг

другу.

«…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и

опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить

высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к

незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

«…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними

животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с

домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых

животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать

любовь к животным

«…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут

быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в

том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь;

воспитывать любовь к живому

«…питаться только сладостями

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм;

познакомить

с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты

приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный

запас детей по теме; воспитывать культуру еды.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

«Кот в одном сапоге»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно,

босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень

холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь

навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго

шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и

пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем

программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все

магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего

Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив

рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция.

Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя,

который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем

были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме

Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести

ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?



В раздел образования