Напоминание

Формирование мелкой моторики у детей с нарушенным интеллектом как средство развития речи.


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевский район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мелкой моторики у детей с нарушенным интеллектом как средство развития речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование мелкой моторики у детей с нарушенным интеллектом

как средство развития речи.

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного

мозга

человека.

Упражнения

с

участием

рук

и

пальцев

положительно

влияют

на

деятельность

мозга.

На

кистях

рук

расположено

множество

рефлекторных

точек,

от

которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки,

можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так,

массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец

связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно

сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в

своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость,

улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог

В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Моторика— двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой

понимают последовательность движений, выполнение которых является необходимым для

решения определенных задач, поставленных перед человеком. Например, взять какой-либо

предмет с полки или построить башню из кубиков.

В современной психологической науке выделяют 2 вида моторики: крупную и мелкую.

Под

навыками

крупной

моторики

понимается

выполнение

движений,

в

которых

задействованы мышцы рук, ног или всего тела. К крупной моторике можно отнести такие

движения как ходьба, размашистые движения руками, приседания и другие. Как правило,

формирование навыков крупной моторики происходит по определенному алгоритму в

четко заданной последовательности у всех людей с условной нормой развития. Развитие

моторных функций происходит последовательно от легкого к более сложному. Сначала

новорожденные дети учатся контролировать движения глаз, а только затем начинают

контролировать движения рук и ног, потому что движения глаз являются более простым

актом моторики нежели движение конечностей. В первую очередь у ребенка начинают

формироваться навыки крупной моторики, потому что она является основой для развития

более сложных движений, присущих мелкой моторике.

Под мелкой моторикой понимается способность манипулировать предметами маленького

размера, передавать объекты из рук в руки и другие. Для выполнения этих действий

необходимо сосредоточение внимания на объекте и одновременная работа глаз и рук.

Навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как захват

пальцами рук мелкого предмета, нанизывание бусинок на нитку, написание букв и цифр,

завязывание шнурков и другие.

Роль

моторного

развития,

безусловно,

оказывает

существенное

влияние

на

общее

психическое развитие ребенка. Через моторику развиваются такие психические процессы

как мышление, восприятие, речь, воображение и другие. Так же моторика очень важна для

формирования

навыков

письма,

навыков

самообслуживания

и

более

успешной

социализации в обществе.

У всех детей с умственной отсталостью отсутствует, либо находится на очень низком

уровне познавательный интерес к окружающему предметному миру. Для таких детей

характерна слабая реакция на внешние раздражители.

Сначала

развиваются

тонкие

движения

пальцев

рук,

затем

появляются

артикуляция

слогов;

все

последующее

совершенствование

речевых

реакций

стоит

в

прямой

зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять

рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие

трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Многолетняя практика показывает,

что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из

такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого —

педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень

важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить

непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и

особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания

для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания,

овладевают

навыками,

учатся

культуре

общения

друг

с

другом,

с

окружающими,

формируется связная речь. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым

годом,

поэтому

для

достижения

положительных

результатов

необходимо

совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных,

творческих и эффективных методик Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого

развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей

игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила». Таким образом, развивая тонкую моторику,

мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть

о т к л о н е н и я ,

в о з н и к а ю щ и е

в

р е ч е в о м

р а з в и т и и

р е б е н к а .



В раздел образования