Автор: Армадистова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование музыкальной культуры старших дошкольников на основе отечественных духовных и нравственных ценностей"
Раздел: дошкольное образование
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников
на основе отечественных духовных и нравственных ценностей
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая
большая
опасность,
подстерегающая
наше
общество
сегодня,
не
в
развале
экономики,
не
в
смене
политической
системы,
а
в
разрушении
личности.
Нынче
материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
является
ключевой
задачей
современной
государственной
политики
Российской
Федерации. Целью «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)»
является обеспечение формирования российской гражданской идентичности, консолидации
общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешная социализация детей,
свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина. В Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года сказано, что обеспечение национальной
безопасности включает в себя укрепление духовного единства многонационального народа
Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей
традиционной
и
динамично
развивающейся
современной
культурой,
создание
системы
духовного и патриотического воспитания граждан России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным,
многоплановым
процессом.
Оно
неотделимо
от
жизни
человека
во
всей
её
полноте
и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания
и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск
духовного
возрождения
России,
особенно
актуально,
так
как
общество
и
государство
нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-
нравственные компоненты в содержании образования.
В
2013
году
принят
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, в котором вводится понятие «Духовно-нравственное развитие», что
нормативно обосновывает использование программ духовно-нравственного воспитания и
развития в системе дошкольного образования. Образование, не имеющее под собой прочного
фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным
уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и
духовным традициям своего Отечества. Образованию отводится ключевая роль в духовно-
нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и
внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия
человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему
своей страны. К
а
кими мы хотим вид
е
ть н
а
ш
е
будущ
ее
, во многом
з
а
ви
с
ит от н
ас
и от
т
е
х принципов,
которы
е
мы
з
а
ложим
в
с
озн
а
ни
е
д
е
т
е
й.
К
а
ков
ч
е
лов
е
к,
т
а
ков
а
е
го
д
ея
т
е
льно
с
ть, т
а
ков и мир, который он
с
озд
ае
т вокруг
се
б
я
.
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
наиболее
актуальными
являются задачи формирования духовно-нравственной культуры у детей. Это объясняется
введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе шести модулей, среди
которых – «Основы православной культуры».
Так
как
процесс
формирования
личностных
качеств
ребенка,
имея
сенситивный
период
развития
в
раннем
дошкольном
детстве,
носит
длительный
пролонгированный
характер,
имеет
отсроченные
результаты,
то
для
получения
полноценных
личностных
результатов должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного
звена системы образования. Для успешности решения поставленных задач личностного
развития
должна
быть
осуществлена
преемственная
взаимосвязь
таких
воспитательных
институтов как «семья - система дошкольного образования (детский сад) – начальная школа»
в соответствии с требованиями организации педагогического процесса.
Осознавая
важность
вышесказанного,
так
как
дошкольное
образование
является
начальной ступенью общего образования, мы в своей педагогической практике должны
особое внимание уделять духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений,
формирования основ личности будущего гражданина. Задача
детского
сада
-
раскрыть
и
воспитать
лучшие
стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные
ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.
Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Солнышко» является духовно-
нравственное развитие детей. Педагогический коллектив решил, что поставленные ФГОС ДО
задачи можно успешно решать в рамках программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир».
Данная
программа дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию
образовательных областей ФГОС материалами духовно-нравственного характера, обеспечивая
преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и
начального образования в соответствии со стандартами нового поколения. Тип программы
«Добрый мир» культурологический, что позволяет всем детям независимо от национально-
культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-
нравственной культурой России.
С
2018
года
на
базе
нашего детского
сада
функционирует
РИП «Формирование
духовно - нравственной культуры (православной культуры) в условиях преемственности
ФГОС
дошкольного
и
начального
общего
образования»,
в
рамках
которой
началась
апробация данной программы и внедрение ее в образовательный процесс ДОУ.
Разработка нескольких рабочих программ воспитателями и специалистами нашего
учреждения в соответствии с программой «Добрый мир» позволила плавно влиться в работу
по
духовно-нравственному
развитию
дошкольников
и
сделать
родителей
активными
участниками этой образовательной деятельности.
Учитывая
социальный
заказ
родителей,
обусловленный
кризисным
состоянием
духовно-нравственной
сферы
общества
и необходимостью
оказания
педагогической
помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной
культуры, мною была разработана рабочая программа «Музыка доброго мира» на основе
авторской программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она
всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте,
человечности. Музыкальное
искусство
в
педагогике
является
важным
и
эффективным
средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах
В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание
человека». Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка
средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Музыка
легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного
воспитания. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и
морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.
Данная программа является адаптированной, модифицированной в соответствии с
особенностями
её
функционирования на базе детского сада «Солнышко»
с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-7 (8) лет. Программа способствует
патриотическому,
духовно-нравственному
и эстетическому
воспитанию
личности
через
познание
истории
и
традиций
своего
народа, позволяет
раскрыть
глубинную
красоту
православной
культуры.
Реализация
задач духовно-нравственного образования через
активное
использование
различных
видов
детской
деятельности,
позволит
наиболее
качественно сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности: умения
наблюдения
явлений
окружающего
мира,
внимания,
анализа
и
оценочных
суждений,
диалогового общения, нравственных норм общения.
Цель программы: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста через
формирование музыкальной культуры на основе отечественных духовных и нравственных
ценностей. Цель музыкально-художественной деятельности в рамках данной программы -
средствами музыкального искусства научить детей сопереживать музыке и чужому человеку;
через музыку развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль;
воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей;
чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Задачи: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к
традиционным
духовным
ценностям
России,
понимание
значимости
традиционных
нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; формирование
у
детей
музыкальной
культуры
на
основе
знакомства
с
произведениями
классической,
церковной
и
народной
музыки;
представления
о
будничных
и
праздничных
днях
как
установлениях
православного
календаря;
приобретение
культурологических
знаний,
необходимых для разностороннего развития детей;
развитие интереса к музыкальному
искусству как отражению красоты творений окружающего мира,
способности слышать и
воспроизводить в элементарных музыкальных формах (песня, танец, этюд, игра, музыкальное
творчество, игра на детских музыкальных инструментах) красоту звуковой картины мира;
воспитание любви к Родине, семье.
Программа разработана для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе
группы), рассчитана на 2 года обучения. Программа включает в себя 36 часов (за 2 года)
образовательной
деятельности.
Проводятся
2
занятия
в
последнюю
неделю
месяца.
Длительность занятий – 25-30 минут (в зависимости от возраста).
Развитие
личности
ребенка
на
основе
православных
традиций
проходит
через
организацию
и
проведение
непосредственно
образовательной
деятельности,
культурно-
досуговые мероприятия. В данной программе используются и нетрадиционные формы, к
которым относятся: интегрированные занятия, занятия в форме игр, викторин. А также занятия
на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: минутки
мудрости, час мужества, любви и уважения; занятия с использованием творчества и фантазии,
путешествия, занятие-сказка, сюрприз-минутка и т.д.
В
основу
содержания
программы
положено
блочно-тематическое
построение,
которое
представлено
в
разных
видах
деятельности (слушание, музыкально-ритмические
упражнения, пение, музыкальные игры).
Это
позволяет осваивать материал программы на
уровне многократного концентрического повторения.
Тематические блоки программы:
1.Устроение мира. Наш красивый добрый мир.
2. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо.
3.Как устроены отношения в нашей жизни: Моя семья. Православный храм. Моя
Родина. Наши меньшие друзья.
4. Ценности жизни христиан. Православные праздники.
5.Благодарение.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, разнообразен по своему тематическому и
музыкальному содержанию. Отработанные музыкальные номера включаются в праздники и
досуги. Важную роль играет прослушивание классической, церковной и народной музыки
(инструментальной и вокальной), музыкальные игры и народные хороводы.
В репертуаре программы обучения:
- классическая музыка зарубежных и русских композиторов (Э. Григ. Р. Шуман, В.
Моцарт, К. Сен-Санс, И. Штраус, М. Мусоргский, Н. Римский – Корсаков, С. Прокофьев, П.И.
Чайковский, Г. Свиридов, С. Рахманинов);
- духовная музыка (духовные песнопения, колокольные звоны, духовные напевы,
колядки);
- песни советских и российских композиторов (В.Я. Шаинский, А. Варламов, Е.
Крылатов, Г. Гладков, Е. Зарицкая, Ю. Верижников, Е. Гомонова, Г. Сруве) обо всем, что нас
окружает (о временах года, частях суток, природных явлениях, небе, солнце, звездах, море,
кораблях, растениях, птицах, животных, насекомых, рыбах), на нравственные темы (злюка,
шалун,
о
послушании,
трудолюбии,
милосердии,
любви,
честности,
заботе,
упрямстве,
скромности, хитрости, смелости), на темы христианских праздников, дня Ангела, о Родине,
семье, о флоре и фауне, о благородстве.
Регулярно используем ИКТ, что позволяет сделать занятия нагляднее, доступнее,
действеннее.
Широко
используем
современное
мультимедийное
оборудование:
интерактивную доску, просмотр видеоклипов, слайдов, фотографий, репродукций во время
проведения НОД, развлечений и досугов. Это помогает более глубокому освоению детьми
содержания программы. В процессе овладения музыкальной культурой у детей формируются
правильные нравственные качества личности. Смена эмоциональных состояний, желание
получить яркие впечатления - это естественная потребность детей.
Работа по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре
определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный
уклад жизни и конечно, православные праздники. Именно они помогают положить фундамент
национального самосознания, любви к Родине, наполняют ребёнка духовными образами,
помогают связать времена и поколения. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в
музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству,
обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный
вкус, активизирует их. Поэтому в своей работе с детьми
уделяем большое внимание
праздникам.
Ежегодно педагоги и воспитанники принимают участие в таких праздниках как «Когда
народ един, он непобедим», «Имя Ангела – мама», «Ангелы – небесные покровители»,
«Пасхальная радость», «День Победы», «Защитники земли русской», «Светлый праздник
Рождества – нету лучше торжества».
Праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на
усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения. Многообразные
воспитательные
функции
праздников
обуславливают
целесообразность
широкого
использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Общение в
условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности
ребенка
к
духовным
ценностям
народа. С
помощью
праздников
и
развлечений
мы
способствуем
обретению
детьми нравственного
востребованного
духовного
опыта,
основанного на традициях русского Православия.
Была
обновлена
и
дополнена
предметно-развивающая
среда
для
театрализации,
музыкально-дидактических игр, консультативно-познавательный материал для родителей,
изготовлены костюмы и атрибуты для совместных мероприятий, а также новые методические
пособия по православной тематике.
В ходе реализации данной программы дети приблизятся к процессу созидания, в
результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру,
научатся смотреть и видеть, слушать и слышать, выражать свое отношение к произведениям
искусства. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может
через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в
каждого из нас.
Итогом освоения программы станут следующие результаты: развитие у дошкольников
нравственных чувств; расширение представлений о православных культурных традициях;
формирование
музыкальной
культуры
и
развитие
эмоциональной
отзывчивости
при
восприятии
произведений
классической,
церковной
и
народной
музыки;
формирование
понятий о православных праздниках как свидетельствах
красоты добродетельной жизни
христиан; обогащение словарного запаса понятиями духовно-нравственной культуры.
Последовательная,
систематическая,
хорошо
организованная
работа
духовно-
нравственного воспитания в нашем детском саду будет способствовать эстетическому и
интеллектуальному развитию детей, развивать их творческую и познавательную активность,
учить осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполнит
детей радостью,
откроет
огромный
мир
добра,
света,
красоты
и научит их творчески
преобразовывать окружающий мир.
Список источников:
1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей: Методическое
пособие.
- Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.-
208 с.
2 . Шевченко
Л.Л. Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во
внеучебной работе: Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно-исторических
традиций Отечества, 2011. – 120 с.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Утвержден
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.