Авторы: Персанова Ирина Александровна, Ахмеджанова Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатели первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой города Новосибирска через различные виды деятельности»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 281 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА», ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
Тема:
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой города
Новосибирска через различные виды деятельности»
Автор
Персанова Ирина Александровна,
воспитатель
первой квалификационной категории
Ахмеджанова Татьяна Алексеевна,
воспитатель
первой квалификационной категории
Новосибирск - 2019
«Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать». Д. С. Лихачев.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
является
объединение
обучения
и
воспитания
детей
дошкольного возраста в целостный образовательный процесс на основе духовно –
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества. То есть воспитать культурного
человека, – это, прежде всего человека, любящего
и знающего свою Родину,
историю своего края, бережно относящегося к духовному наследию своих предков. В
то же время, мы можем прочитать в энциклопедии, что культура это специфический
способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в
продуктах
материального
и
духовного
труда,
в
системе
социальных
форм
и
учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе,
между
собой
и
к
самим
себе.
А
значит,
культурного
человека
необходимо
воспитывать с раннего возраста.
В течение всего пребывания детей в детском саду ведется целенаправленная
работа над обогащением детей знаниями об истории города, района, культурных
достопримечательностях.
Системно
построить
работу
помогла
«Программа
краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской
области»,
разработанная
авторским
коллективом
под
руководством
Дружининой
Н.В., доцентом кафедры ТиМДО, к.п.н, Даниловой Е.Ю., старшим преподавателем
кафедры ТиМДО.
Цель
данной
программы:
организация
краеведческого
образования
детей
дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического воспитания.
Одной
из
задач
программы
является знакомство
детей с историческим,
культурным
и
природным
наследием
своего
района,
города
Новосибирска,
Новосибирской
области,
стимулировать
интерес
детей
к
его
самостоятельному
изучению.
Введение в краеведение у детей нашей группы вызвало огромный интерес.
Весело и празднично к ребятам пришел Городовичок,
принес много интересных
фотографий с природой и зданиями родных и близких каждому мест. Дети узнавали
свои
дома,
игровые
детские
площадки,
дороги,
магазины
и
многое
другое.
Городовичок
поинтересовался,
что
на
них
изображено.
Каждый
воспитанник
рассказывал о своем родном уголке, в котором с самого раннего детства гулял, играл,
знакомился с окружающим миром и людьми.
Хочется поделиться самыми продуктивными и интересными мероприятиями
по
темам:
«Театральный
Новосибирск
–
детям»,
«Музыкальный
Новосибирск»,
«Прославленные люди искусства».
В своей работе использовали различные виды деятельности.
Виртуальная экскурсия «Театральный Новосибирск». В презентацию
вошли
узнаваемые
детьми
фотографии
Новосибирский
областной
театр
кукол,
Новосибирского областного академического театра оперы и балета, Новосибирского
академического
молодежного
театра
«Глобус».
Знакомили
с
театральными
понятиями: пуанты, балетная пачка, оркестровая яма, сцена, занавес, фойе, холл,
касса, гардероб,
ширма кукольного театра, афиша, сценический костюм, купол
оперного театра, бинокль. Родители с детьми посетили театры, посмотрели детские
спектакли
и
поделились
своими
впечатлениями
в
группе.
Из
принесенных
программок со спектаклей был составлен театральный коллаж.
Тематическое
занятие
«Музыкальный
Новосибирск».
Пришел
Городовичок с просьбой: «Как можно интересно провести каникулы? Скучно сидеть
дома». Ждал ответов детей. Ребята предложили посетить набережную Оби, зоопарк,
аквапарк. Воспитатель предложила Новосибирскую государственную филармонию.
Как оказалось, одна из воспитанниц недавно была в филармонии на концерте и
поделилась своими впечатлениями с Городовичком и детьми, как там интересно и
красиво.
Все
узнали,
что
Новосибирская
государственная
филармония
является
достопримечательностью и культурным местом города Новосибирска.
У
детей
сформировались
первичные
представления
о
Новосибирской
филармонии,
её
назначении;
о
музыкальных
инструментах:
балалайка,
гармонь,
скрипка, фортепиано, барабан.
Тематическое
занятие
«Архитектурные
особенности
Дзержинского
района» вызвала у детей сложности в понимании понятий: «барак», «наличник»,
«лепнина», «резьба», «лоджия», «бетон», «сибит», «реконструировать».
Большой
объем новой информации, порой непонятной, преподнес герой одной из Сибирских
сказов «Дедушка Назар». В форме погружения в прошлое района «Дедушка Назар»
«рассыпал»
из
старинного
сундука
фотографии
разных
строений.
Разбирая
фотографии, ребята раскладывали их по разным столам, соединяя дома в улицы и
понимали, что есть старые строения (бараки) и новые, современные здания, узнавая
в
них
знакомые.
«Дедушка
Назар»
по
старым
фотографиям
зданий,
вспоминая
улицы своего детства, рассказывал, а дети слушали и удивлялись, как люди жили в
землянках, бараках без удобств. Вместе с «Дедушкой Назаром», воспитателем и
детьми
на
память
о
встрече
собрали
все
фотографии
в
альбом
«Прошлое
и
настоящее
Дзержинского
района»
и
оставили
альбом
в
группе,
в
уголке
«Краеведение».
Знакомство с художественной литературой Новосибирских писателей:
С. М. Никитиной «Ягодные воришки», «О домашних питомцах», «Про ежа»; В.В.
Шамова «Кац», «Музыкальная столица», «Шило», «Как Городовичок со временем
играл».
Полученные
знания об
историческом,
культурном
и
природном
наследии
своего
района,
города
Новосибирска,
Новосибирской
области,
закреплялись в
совместных, самостоятельных, игровых, продуктивных видах деятельности.
Таким образом, реализация «Программы краеведческого образования детей
дошкольного
возраста
в
ДОО
Новосибирской
области» позволяет
значительно
повысить
уровень
знаний
детей
о
культурных
достопримечательностях
родного
города, формировать опыт и развивать познавательную активность и творческий
потенциал.