Напоминание

"«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой города Новосибирска через различные виды деятельности»


Авторы: Персанова Ирина Александровна, Ахмеджанова Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатели первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой города Новосибирска через различные виды деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 281 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА», ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

Тема:

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой города

Новосибирска через различные виды деятельности»

Автор

Персанова Ирина Александровна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Ахмеджанова Татьяна Алексеевна,

воспитатель

первой квалификационной категории

Новосибирск - 2019

«Воспитание любви к родному краю, к родной

культуре, к родному городу, к родной речи –

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать». Д. С. Лихачев.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования

является

объединение

обучения

и

воспитания

детей

дошкольного возраста в целостный образовательный процесс на основе духовно –

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества. То есть воспитать культурного

человека, – это, прежде всего человека, любящего

и знающего свою Родину,

историю своего края, бережно относящегося к духовному наследию своих предков. В

то же время, мы можем прочитать в энциклопедии, что культура это специфический

способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в

продуктах

материального

и

духовного

труда,

в

системе

социальных

форм

и

учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе,

между

собой

и

к

самим

себе.

А

значит,

культурного

человека

необходимо

воспитывать с раннего возраста.

В течение всего пребывания детей в детском саду ведется целенаправленная

работа над обогащением детей знаниями об истории города, района, культурных

достопримечательностях.

Системно

построить

работу

помогла

«Программа

краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской

области»,

разработанная

авторским

коллективом

под

руководством

Дружининой

Н.В., доцентом кафедры ТиМДО, к.п.н, Даниловой Е.Ю., старшим преподавателем

кафедры ТиМДО.

Цель

данной

программы:

организация

краеведческого

образования

детей

дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического воспитания.

Одной

из

задач

программы

является знакомство

детей с историческим,

культурным

и

природным

наследием

своего

района,

города

Новосибирска,

Новосибирской

области,

стимулировать

интерес

детей

к

его

самостоятельному

изучению.

Введение в краеведение у детей нашей группы вызвало огромный интерес.

Весело и празднично к ребятам пришел Городовичок,

принес много интересных

фотографий с природой и зданиями родных и близких каждому мест. Дети узнавали

свои

дома,

игровые

детские

площадки,

дороги,

магазины

и

многое

другое.

Городовичок

поинтересовался,

что

на

них

изображено.

Каждый

воспитанник

рассказывал о своем родном уголке, в котором с самого раннего детства гулял, играл,

знакомился с окружающим миром и людьми.

Хочется поделиться самыми продуктивными и интересными мероприятиями

по

темам:

«Театральный

Новосибирск

детям»,

«Музыкальный

Новосибирск»,

«Прославленные люди искусства».

В своей работе использовали различные виды деятельности.

Виртуальная экскурсия «Театральный Новосибирск». В презентацию

вошли

узнаваемые

детьми

фотографии

Новосибирский

областной

театр

кукол,

Новосибирского областного академического театра оперы и балета, Новосибирского

академического

молодежного

театра

«Глобус».

Знакомили

с

театральными

понятиями: пуанты, балетная пачка, оркестровая яма, сцена, занавес, фойе, холл,

касса, гардероб,

ширма кукольного театра, афиша, сценический костюм, купол

оперного театра, бинокль. Родители с детьми посетили театры, посмотрели детские

спектакли

и

поделились

своими

впечатлениями

в

группе.

Из

принесенных

программок со спектаклей был составлен театральный коллаж.

Тематическое

занятие

«Музыкальный

Новосибирск».

Пришел

Городовичок с просьбой: «Как можно интересно провести каникулы? Скучно сидеть

дома». Ждал ответов детей. Ребята предложили посетить набережную Оби, зоопарк,

аквапарк. Воспитатель предложила Новосибирскую государственную филармонию.

Как оказалось, одна из воспитанниц недавно была в филармонии на концерте и

поделилась своими впечатлениями с Городовичком и детьми, как там интересно и

красиво.

Все

узнали,

что

Новосибирская

государственная

филармония

является

достопримечательностью и культурным местом города Новосибирска.

У

детей

сформировались

первичные

представления

о

Новосибирской

филармонии,

её

назначении;

о

музыкальных

инструментах:

балалайка,

гармонь,

скрипка, фортепиано, барабан.

Тематическое

занятие

«Архитектурные

особенности

Дзержинского

района» вызвала у детей сложности в понимании понятий: «барак», «наличник»,

«лепнина», «резьба», «лоджия», «бетон», «сибит», «реконструировать».

Большой

объем новой информации, порой непонятной, преподнес герой одной из Сибирских

сказов «Дедушка Назар». В форме погружения в прошлое района «Дедушка Назар»

«рассыпал»

из

старинного

сундука

фотографии

разных

строений.

Разбирая

фотографии, ребята раскладывали их по разным столам, соединяя дома в улицы и

понимали, что есть старые строения (бараки) и новые, современные здания, узнавая

в

них

знакомые.

«Дедушка

Назар»

по

старым

фотографиям

зданий,

вспоминая

улицы своего детства, рассказывал, а дети слушали и удивлялись, как люди жили в

землянках, бараках без удобств. Вместе с «Дедушкой Назаром», воспитателем и

детьми

на

память

о

встрече

собрали

все

фотографии

в

альбом

«Прошлое

и

настоящее

Дзержинского

района»

и

оставили

альбом

в

группе,

в

уголке

«Краеведение».

Знакомство с художественной литературой Новосибирских писателей:

С. М. Никитиной «Ягодные воришки», «О домашних питомцах», «Про ежа»; В.В.

Шамова «Кац», «Музыкальная столица», «Шило», «Как Городовичок со временем

играл».

Полученные

знания об

историческом,

культурном

и

природном

наследии

своего

района,

города

Новосибирска,

Новосибирской

области,

закреплялись в

совместных, самостоятельных, игровых, продуктивных видах деятельности.

Таким образом, реализация «Программы краеведческого образования детей

дошкольного

возраста

в

ДОО

Новосибирской

области» позволяет

значительно

повысить

уровень

знаний

детей

о

культурных

достопримечательностях

родного

города, формировать опыт и развивать познавательную активность и творческий

потенциал.



В раздел образования